Густав Курбе

Улексия Миссосупова
Gustave Сourbet (10 июня 1819 - 31 декабря 1877) - выдающийся французский живописец, скульптор, общественный деятель, представитель и теоретик реализма, один из предшественников импрессионизма.

Родился в семье состоятельного крестьянина. Учился в коллеже в Безансоне, в школе рисования у Флажуло, в Париже посещал ателье Сюиса, где работал на живой модели, в Лувре копировал работы старых мастеров. Испытал влияние живописи Веласкеса, Рембрандта, Халса. Посетил Англию, Голландию, Германию, Австрию. Работал в Париже, Орнане, Ла-Тур-де-Пельсе.
Ранние работы Курбе отражают романтическое мироощущение художника, отмеченное сентиментальной мечтательностью ("Автопортрет с черной собакой", 1844, Музей изящных искусств, Париж; "Влюбленные в деревне", 1844, Музей изящных искусств, Лион; "Раненый человек", 1844, Лувр, Париж; "Послеобеденный отдых в Орнане", 1849, Дворец изящных искусств, Лилль).
Несмотря на отсутствие в картинах ярко выраженной социальной направленности, тот факт, что художник обращается к окружающей его действительности, просто и естественно передает увиденное, говорит о зарождении реалистического метода в его живописи.
Социальное содержание вкладывает художник в более позднюю свою работу - "Каменотесы" (1849-1850), ранее в Дрезденской галерее, погибла во время второй мировой войны), в которой он со всей суровостью и откровенностью рисует правду жизни. Та же неприукрашенная действительность смотрит на нас и с других полотен Г.Курбе, написанных почти одновременно с "Каменотесами": "Похороны в Орнане" (1849, Лувр, Париж) и "Крестьяне, возвращающиеся с ярмарки" (в 1854 г. была переписана, находится в Токио).
Стремление Курбе к реалистической передаче материального мира должно было воплотиться в новом художественном методе, отличном от красочности Э.Делакруа и резких светотеневых контрастов О.Домье, лишающих предметы своей объемности. Таким методом для художника становится тональная живопись. Используя свет, он как бы лепит объемы изображаемых вещей и моделей. Чаще всего он берет темный холст, на который кладет сначала темные краски, постепенно переходит к более светлым и заканчивает наложением самого яркого блика. Уверенные и энергичные мазки художника придают формам убедительную жизненную силу.

Восприятие реальности мира во всех его проявлениях художник передает в пейзажах, натюрмортах и портретах.


Его портреты с элементами пейзажа или интерьера напоминают жанровые картины (портрет поэта Бодлера, 1848, Музей Фабр, Монпелье; портрет композитора Берлиоза, 1850, Лувр, Париж; портрет мецената Брюйяса в картине "Здравствуйте, господин Курбе", 1854, Музей Фабр, Монпелье). Очень трудно определить жанровую принадлежность картин Г.Курбе, написанных им в 1860-х гг.: "Маленькие англичанки у открытого окна на берегу моря" (1865, Глиптотека, Копенгаген), "Девочка с чайками" (1865, Собрание Поля Розенберга, Париж) и др.
Садовая решетка Курбе
Улекса фон Лу
Ах, решетка садовая, что ты наделала?
Вдруг любви, по-июльски цветущей, захочется?!
С лепестками пионов я вдаль улетела бы,
не страшась ни несчастий, ни бедствий пророчества!

В бело-розовых крыльях, бутонах, соцветиях
волны страстной любви и пронзительной нежности!
Обрывая цветы с моря резкими ветрами,
лето дарит цветение чувств в безмятежности!

И когда запоют в ливни алые лилии,
ты к решетке придешь под зонтом черным шелковым...
Вспоминать буду, как в это лето любили мы,
и я стала из розы цветущей девчонкою...

Гюстав Курбе."Садовая решетка"
Черты перехода жанровой живописи в портрет позднее были использованы Э.Мане и художниками-импрессионистами.

С середины 1850-х гг. Курбе все больше увлекается пейзажем, работает на пленэре, внимательно наблюдая за жизнью природы.

Его любимым мотивом становится изображение охоты. Картины, написанные в этот период, отмечены реальным ощущением пространства, правдивым воспроизведением реальных предметов и огромным интересом к проблеме передачи световоздушной среды.

Палитра художника заметно светлеет, краски становятся более насыщенными ("Косули у ручья", 1866, Лувр, Париж; "Загнанный олень (Аллали)", 1867, Музей искусств, Безансон).
В последнее десятилетие своей жизни Г.Курбе пишет прекрасные морские пейзажи, изображая то спокойную и безмятежную водную гладь ("Море у берегов Нормандии", 1867, ГМИИ, Москва), то как бы на мгновение приостановившую свое могучее движение волну ("Волна", 1870, Лувр, Париж).
Шторм Гюстава Курбе
Улекса фон Лу
Шторм!
мир полон ветра и форм
крыльев и бурунов!

Ор -
шум и рычание львов,
рваный хор голосов!

Горн
тяжко нависших платформ
давящих облаков!

Волн -
берег глотающих орд!
Сбрасыванья оков!

Быть!
С криком летит новый вал
берег смести!

Жить!
В шторма дьявольский бал
крест свой нести!

Гюстав Курбе. "Шторм (Волна)".
Разнообразная цветовая гамма марин меняется в зависимости от освещения, но неизменным остается стремление художника подчеркнуть объемность и материальность реального мира, наполненного светом и воздухом.

Влияние Г.Курбе на творчество импрессионистов проявилось в первую очередь в выборе сюжетов, связанных с современной жизнью, а также в использовании его технических приемов для передачи материальности и весомости форм.

По материалам сайта - http://impressionnisme.narod.ru/COURBET/biograph_courbet.htm