Научить делиться с другими

Гадаев Алексей Вениаминович
Каждому ребенку в школе надо усвоить разницу между своим и чужим имуществом. Он должен знать, что его вещи возвращаются ему, а общие ему не принадлежат. Понимание того, как делиться с другими не возникает автоматически. Если опыт ребенка подсказывает ему, что "делиться" с другим означает то,что его вещь не вернут,или вернут сломанной, то он станет противиться просьбам взрослых. Если ребенок обнаружит, что общие вещи, например мяч, достается тем, кто достаточно крепок физически и может противостоять попыткам забрать у него мяч, то он не научится "делиться" таким спортивным имуществом. С точки зрения ребёнка это не удивительно: если всё сопутствующее "разделу"вещей неприятно, то у него не будет стимула усваивать такое поведение. Выделено три типа поведения обозначающие слово "поделиться": 1. Если вещь принадлежит ребёнку и она должна быть возвращена, то можно говорить об одолжении. 2. Если вещь никому лично не принадлежит, то можно говорить об очередности. 3. Когда взрослые (родители, учителя) говорят о сугубо личном каком либо владении ребенка,например,конфеты или печенье, карандаш, ластик, то тогда "поделиться" означает просто отдать. Педагоги и родители могут помочь ребенку усвоить эти типы поведения, но без эмоционального давления вроде:"Не будь жадным, поделись! " Как и взрослые, дети порой не хотят сотрудничать или заботиться о других. У подростков нередки случаи проявления недовольства в виде обид, слез, крика и истерик. Если ребенок способен аргументировать свое желание независимости с помощью речи,то ему незачем впадать в истерику. Однако педагог или родитель всегда должен ответить ребенку на вопрос:"А почему я должен?" - иначе у ребёнка может случиться срыв (невроз). Это скорее напомнит поведение младшего возраста (инфантилизм). Это сигнал педагогу и родителю, подсказывающий, что в данный момент на ребенка навалилось слишком много, чтобы он мог вытерпеть. Ребёнку вероятно, нужны утешение, ласка и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше. У всех детей различные личности, а их опыт определяет восприятие мира и людей. Наши дети учатся социальным кодексам своей культуры. Они не всегда усваивают их полностью или же усваивают такой тип поведения, который приводит к неладам в семье и школе. В рамках культуры, взгляды взрослых могут значительно различаться в том, насколько эмоциональное и социальное развитие детей зависит от учёбы, то есть от их опыта. Проявление таких сторон поведения, как готовность поделиться или драки, истерики и др. не случаются автоматически[Дженни Лешли c.129-133]


Альтруизм, альтруист
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/altruizm_altruist
Альтруизм (от лат. alter - другой) - бескорыстная забота о другом человеке (других людях). Противоположность альтруизму - эгоизм. Близко - позиция Творца и позиция Ангела.
Альтруист - человек с нравственными принципами, предписывающими бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (других людей). Альтруистом человек является тогда, когда в его заботе о людях ни на сознательном, ни на сверхсознательном, ни на подсознательном уровнях нет мыслей о собственных интересах и выгоде. Если альтруисту важна нравственная чистота его намерений, полная свобода от корысти, он стремится оказать помощь не близкому, а совершенно постороннему человеку.
Помогая друзьям, близким и любимым, мы, бывает, рассчитываем на взаимность. Есть матери, которые много вкладывают в своих детей, но обычно за этим есть понимание, что это «мои дети», есть желание воплотить в этих детях «свои идеалы», есть надежда на то, что они позаботятся о матери в старости или хотя бы скажут матери "Спасибо!".
Альтруист избегает всего этого. Альтруист просто дает, в этом вся суть. Никакого завтра у альтруиста нет, он не считает, сколько он вложил, и у него нет ожидания, что ему что-то вернется из того, что он вложил.00:00
Альтруист - обычно мягкий, спокойный человек. Альтруист может часто предлагать кому-то помощь и надолго увлекаться деланием чужих дел, мало вспоминая о своих. Для альтруиста трудно сесть кушать, не позвав кого-то разделить с ним еду. Когда альтруисту удается кому-то помочь или выполнить чью-то просьбу, он внутри искренне рад. Он радуется чужим успехам и искренне сопереживает чужим трудностям.
Альтруизм бывает разный. Часто встречается недалекий альтруизм с торопливым желанием быстрее отдать первым попавшимся людям все, что у человека есть, просто потому, что они сильно нуждаются. Негативной стороной многих альтруистов является как раз то их качество, что они иногда слишком сильно забывают о себе. Человек, который считает, что о себе заботиться не нужно - не ценит и не уважает себя. Кроме того, это недальновидно. Если бы человек действительно заботился об окружающих, он бы задумался о том, за счет каких ресурсов он собирается о ком-либо заботиться. Он обязан был бы вначале обязательно позаботился о себе, чтобы он был хотя бы здоровый, умытый, еще чтобы имел машину, чтобы развозить свои подарки окружающим, чтобы у него на эти подарки были деньги... Мудрый альтруизм предполагает разум и осмотрительно разбирается, кому сколько чего дать, учитывая последствия этого, и предпочитает "не рыбкой накормить, а научить пользоваться удочкой", чтобы человек мог уже кормить себя сам.
Впрочем, в реальности таких чистых альтруистов мало, чаще альтруистами называют тех людей, которые склонны помнить о том, что кроме их интересов есть окружающие люди и о других заботится тоже. Впрочем, уже не совсем альтруизм. В Синтоне для этого есть специальное название - Творцы. Творец в своей жизненной стратегии разумнее альтруиста. Творец действительно хочет заботиться не только о себе, а еще о людях и жизни, но для того, чтобы делать это разумно, грамотно, долго и т. д., он заботится о том, чтобы у него было что-то, чтобы он сам был достаточно здоровый, богатый человек, тогда его помощь будет реальной. А так же нужно заботиться о том, чтобы его помощь была действительно нужна, чтобы ему не приходилось никого догонять после того, как он о ком-то позаботился, а от него все разбегаются.
Альтруизм стал отдельной темой экспериментальной социальной психологии и изучается под общей рубрикой просоциального поведения. Интерес исследователей к этой теме заметно возрос после появления многочисленных публикаций, посвященных антисоциальному поведению, в частности агрессии. Снижение агрессии виделось важной задачей наряду с расширением просоциального поведения. Особенно много усилий было потрачено на изучение помогающего поведения и вмешательства случайных свидетелей.
В академической психологии известны три теории альтруизма. Согласно теории социального обмена, оказание помощи, как и любое другое социальное поведение, мотивируется желанием минимизировать затраты и оптимизироватьвознаграждение. "Теория социальных норм" исходит из того, что оказание помощи связано с существованием в обществе определенных правил, например, "норма взаимности" побуждает нас отвечать добром, а не злом тем, кто пришел нам на помощь, а норма "социальной ответственности" заставляет нас заботиться о тех, кто в этом нуждается, столько времени, сколько нужно, даже тогда, когда они не в состоянии отблагодарить нас. "Эволюционная теория альтруизма" исходит из того, что альтруизм нужен для "защиты собственного рода" (из книги Д. Майерс "Социальная психология").
Читайте статьи на тему: «Эгоистичны ли мы по своей природе?»: Биологически мы эгоистичны и оппонирующая ей статья Почему мы не рождаемся эгоистами.

Альтруизм и помощь нуждающимся
Романтики и помощь нуждающимся
Успешных, перспективных людей Романтик поддерживает редко: «Зачем? Им же и так хорошо? Они же - не плачут?» Романтик считает обязательным поддерживать тех, кто нуждается, кому плохо, кто плачет и страдает. Романтик готов заботится о всем мире неблагополучия: о голодающих в Анголе, о беспризорных собачках, о бедных пенсионерах.
Своей заботой Романтик зачастую творит рядом с собой Паразитов, подкрепляя их беспомощность, их позицию Жертвы, и переставая ими заниматься, когда они перестают быть явно неблагополучными.
Романтики и альтруизм
Романтик обычно альтруист, забывающий о своих нуждах и выключающий себя из списка тех, о ком заботится нужно. Романтик легко откликается на нужды всех, кто к нему обращается, разбазаривает свое время, в результате свои цели и обязательства выполняет редко. Доверчивостью и альтруизмом Романтика обычно с успехом пользуются Паразиты, обращаясь к их благородным мотивам. Романтики реже других типажей оказываются состоятельными и богатыми людьми, чаще других оказываются Мучениками, а когда ломаются - Мучителями.


Позиция Ангела
Позиция Ангела - это пятая позиция восприятия, взгляд на происходящее с точки зрения человека душевно здорового и любящего. Принципы этой позиции: "Я там, где я нужен!", "У меня все в порядке. Я рад за вас, если сумел вам помочь. Я огорчен за вас, если помочь вам не сумел".
Позиция Ангела - проявление духовности в отношении с людьми, осуществление любви как радостной заботы.
Человек в позиции Ангела живет как человек любящий, для которого главное - забота о жизни и людях. "Я живу для того, чтобы помогать достойным людям". Он исходит из того, что он лично самореализован, у него есть все, что ему надо и теперь его волнует исключительно вопрос наличия пользы от него.
Он пользу приносит? А скольким людям? А может ли приносить пользу больше? Кому? Как?
Основная жизненная задача человека в позиции Ангела - любить и с радостью заботиться.
Смотри видео из фильма «Святоша». Джи дает согласие помочь Рикки, интересуясь не зарплатой. Ему важно, чтобы это предложенная ему работа на телевидении была действительно нужна людям. Хотя бы - Рикки.
Человек в позиции Ангела ставит своей задачей помощь людям, однако, если ему свойственно системное мышление, то лишать себя чистой радости от радости окружающих, которым он что-то славное подарил - он не будет. Это прибавляет ему сил, это ему - полезно. Особенность Ангела лишь в том, что он на это не ведется, и в выборе сделать дело доброе и полезное - или то, где им будут восхищаться, он выберет дело доброе и полезное.
Ему не важно скрыть свои добрые дела, как и не важно сделать из них себе рекламу. Человек в позиции Ангела живет без чувства собственной важности, он рассматривает себя только как инструмент, предназначение которого - обустраивать жизнь, помогать людям. Такой человек не понимает разговоров о необходимости "полюбить себя": инструмент не нужно любить, о нем нужно только заботиться.
Мудрый Ангел не забывает позаботиться и о себе: как о том ресурсе, который он собирается использовать как можно дольше. А для того, чтобы это было возможным Ангелу нужно хорошее здоровье, высокий эмоциональный тон, большой запас физических и эмоциональных сил.
Позиция Ангела – очень продуктивная для людей и жизни позиция.
У человека в позиции Ангела нет внутренних барьеров ни и перед ролью руководителя, ни перед ролью подчиненного. Если для дела нужно, он будет подчиненным. Нужно для дела стать руководителем, он научит себя этому и руководителем себя проявит.
При этом, как направленность, человек в позиции Ангела обычно направлен к вершинелинейки деловой ответственности: для него естественно быть ответственным сотрудником и он учит себя роли руководителя, а далее владельца. Ему это нужно не для денег самих по себе и не для самой по себе личностной реализации, а в связи с тем, что более высокая должность дает более широкий круг влияния и большие возможности для реальной заботы о людях и деле: о фирме, которой он гордится, о миссии фирмы, которая звучит для него всерьез. Если работой Ангела окажутся недовольны (по разным причинам) и ему придется менять работу - он спокойно уйдет с чувством благодарности, и будет дальше делать свое дело на другой работе.
Ангел в семье - тактичный и заботливый, благодарный человек. Он заботится о своих близких, родителях, детях, обеспечивая им достойную жизнь. У Ангела в семье нет внутренних барьеров, чтобы быть строгим, если от него это нужно, и нет барьеров быть мягким, если в данный момент целесообразнее мягкость.
Любопытно, но позиция Ангела защищает и самого человека, обеспечивая емудушевную неуязвимость. Действительно, в самой большой неприятности, при самом большом обломе у кого неприятность? Не у него, потому что у него нет своих, личных проблем - и в этом смысле личных интересов. Его выгнали с работы в результате низких интриг - он встречает это только улыбкой, поскольку огорчен лишь за фирму, которая потеряла такого ценного сотрудника, как он.
Смотри видео из фильма «Моя ужасная няня». Приглашенную гувернантку не волнует, любят сейчас ее дети или нет: она будет делать свое дело, зная, что в результате ее будут все благодарить. Ее нельзя обидеть, она всегда внутренне ОК. Свои душевные проблемы она не решает, и в этом смысле ее нет. Есть только дело: забота о детях, и это дело она делать будет в любом случае. Если вы ее со скандалом уволите, она будет немного грустить только о детях, которые теперь будут без нее.
В сочетании с другими позициями восприятия (то есть с хорошей головой), позиция Ангела оказывается очень полезной: она работает на достойную репутацию, таких людей ценят и берегут — и в личной жизни, и в деловых отношениях.
Смотри видео из сериала «Дживс и Вустер». Дживс, как слуга, в позиции Ангела находится изначально, уверенно и сильно. Только забота о хозяине, забота самая качественная (иногда и строгая) - и ничего кроме этого. Результат - такой слуга стоит очень дорого, его ценят: Дживс может выбирать себе хозяев…
Позиция Ангела и личность
Не всякому человеку позиция Ангела близка и интересна, не всякий на этой позиции может удержаться и тем более что-то сделать.