Напрасная жертва перестройке

Калмыкова Татьяна Викторовна
Давно живу.
Позади переход к плановой экономике, внедрение хозяйственного расчета, бригадного подряда, пятилетки качества, принципы три С (самостоятельность, самофинансирование,самоокупаемость).

"Экономика должна быть экономной!". Экономика развитого социализма с "человеческим лицом". Перестройка. Развал СССР. "Прихватизация", криминальный передел госсобственности. Это горькие этапы моего профессионального становления. Ни одного спокойного года - то разрушаем, то строим, то внедряем, то кардинально реконструируем. Покой нам только снится. А результат нулевой.

Обчиталась американских учебников по экономике. Там все предельно просто и проверено практикой за 250 лет рынка. "Чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей степени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении. Все остальное сделает естественный ход вещей" (А.Смит, 1736 г.) Под естественным ходом вещей понимается рыночный механизм. Что он из себя представляет и как его построить в бывшем СССР никто не знает. Группа академиков уединилась на подмосковной даче и через месяц кропотливого труда предложила знаменитую  программу  построения рыночной экономики за 500 дней. Читала и удивлялась - как все просто, по этапам, шаг за шагом! 500 дней это полтора года. Потерпим! А эти "тупые" американцы строили рыночную экономику аж 250 лет! Мы изобретем СВОЙ велосипед! (ну как всегда: "Мы пойдем своим путем, товарищи!")

Вся информация  или  в   рамках  дозволенного  или  в  пределах  разрешенного. Статистика в угоду правящей партии, ни одной правдивой цифры. Анализ экономической ситуации для принятия оптимального решения невозможен. Уже не доживу до того времени, когда через 30 лет рассекретят документы и многое станет ясно.

Завод агонизировал. Денежные потоки обмелели настолько, что не было средств на выплату заработной платы. Касса закрыта, кассир вяжет носки. Плавильщикам основных цехов обеды в столовой отпускают  в счет будущего заработка. Ввели талоны на продукты питания.

Администрацию напугала  первая еще робкая и невинная  забастовка  рабочих (без остановки технологического процесса). Рабочие пришли в заводоуправление, покричали хором, грамотного представителя не нашлось,  требований не выдвинули, условий не поставили, СМИ не подключили. Члены  профкома попрятались за коробками с китайским ширпотребом.  Закончилась она очередным обещанием директора завода найти деньги ... и моим первым нервным срывом. Кто виноват, что денег нет? Правильно, начальник финансового отдела.

Народ искренне считал, что во всех бедах завода виновата начфин. В лицо кидали нелепые обвинения и упреки, шипели и плевались за спиной. Как было больно и горько от такой несправедливости! Злые, злые люди. И глупые. Телевизор что ли не смотрят? Газеты не читают? Что в стране делается? Зачем "стрелочников" искать? На заводе как в капле воды отражаются последствия глупых политических и финансовых действий правительства. Я была в курсе настроений масс, потому что проводником был сын. Он работал в ремстройцехе рабочим. Жалко было мальчишку, такой раздрай в мозгах от этой перестройки!
 
Ко мне приходили ходоки и требовали, требовали денег. Угрожали  или униженно просили. Ветеран не получил   ежеквартальную материальную помощь и  в ярости разбил мне  своим костылем  два телефонных аппарата на столе.
Поставщики обрывали телефоны и факсы, требуя деньги. Энергосбыт - самые наглые поставщики-монополисты грозили отключить  подачу электроэнергии. Для плавильных цехов это смерть.

Потребители продукции завода  оплачивали счета  не деньгами, а продукцией. Это так называемый бартер – обмен товара на товар. Т - Т Причем, многоходовые комбинации товарообмена.  От таких бартерных сделок денег  в хозяйственном обороте завода не появлялось.

Например, объединение  «Запорожсталь» в оплату за металл прислало цистерны с подсолнечным маслом. Зарплату выдавали маслом.  Пару цистерн мы переадресовали своим поставщикам руды.  Энергетики от масла категорически отказались, потому что их склады были забиты потребительскими товарами в уплату отпущенной эл.энергии. Обналичивали через свой  магазинчик на территории энергосбыта. Вот где простор для мошенников!

В осуществлении расчетов полный беспредел. Фальшивые чеки, чеченские дебитовые авизо. Посланец из  Армении привез кейс долларов за металл, а принять не могу - по инструкции № 1  не положено, только через банк. Днепропетровск на полном серьезе обещает расплатиться трубами большого диаметра. Из Узбекистана братья по разуму предлагают хлопок-сырец. Нижний Новгород уже прислал телевизоры и шесть машин  ГАЗ 469. А "живых" денег нет! Телевизоры даем в счет погашения зарплаты, а есть людям за что купить? Дурдом в квадрате! Я написала статью с таким же названием  http://www.proza.ru/2010/07/12/190

Организацию обмена  рублей на новую национальную валюту тенге считаю отвратительной. Зачем нужны  были такие сжатые сроки?  Сколько людей пострадало от неэквивалентного обмена. В то время немцы уезжали семьями, поселками в Германию без копейки, распродав скот и дома. Хотели как лучше, а получилось как всегда.

Опять  в финансовый отдел повалил народ за объяснениями действий правительства и с требованиями найти деньги. Приводили детей, родственников-инвалидов, больных стариков, беременных жен и располагались табором. Усилили охрану заводоуправления, под стол мне подвели "тревожную" кнопку. 

У меня второй нервный срыв и  резкое повышение давления. Гипертонический криз. Психолог рекомендовал сменить работу. Заведующая заводской поликлиникой насильно отправила в отпуск в заводской профилакторий на лечение.    Опять  медицинская  профилактика, подлечили  и снова в бой.  Это был ад, а не работа. Угнетала не столько физическая усталость, сколько груз ответственности, психологический гнет, невозможность помочь людям.

Неразбериха в законах и нормативных актах, а чаще полное их отсутствие. Что можно и что нельзя? Не было еще закона о ценных бумагах, а завод акционировался и контрольный пакет купили японцы.

Были моменты такой безысходности, что хотелось заснуть и не проснуться. Постоянный временной цейтнот в течение рабочего дня – выхватываешь только самые неотложные дела. На столе росла кипа недоделанных бумаг. Дергают по телефону то из банка, то из налоговой, то директор,  то зам. по экономике, то главный бухгалтер со срочными поручениями. Все срочно, все моментально, хоть тресни. Как белка в колесе!

В руководстве завода не было единства мнений, поддержки друг друга перед неопределенностью ситуации, совместного поиска решений, т.н. «мозгового штурма». Это не была команда  единомышленников. Каждый тянул одеяло на себя,  обвинял и подставлял  другого. Из сегодняшнего настоящего вижу, как тогда происходило  первоначальное накопление  личного капитала. Нагло и бессовестно. Ума хватало улучшить только собственное благополучие, а на завод было наплевать. Пир во время чумы! Про одну такую аферу я написала  http://www.proza.ru/2010/08/02/528

Я не умею воровать, манипулировать  недвижимостью,  выгодно продавать и  дешево покупать, подделывать документы. В этой стае я оказалась белой вороной.  Меня пытались подкупить, прикормить, приручить, запугать, скомпрометировать. Предлагали беспроцентную ссуду на покупки квартиры для дочери: "У вас дочь замуж вышла, сделайте подарок". А взамен моя подпись на некоторых  некорректных с точки зрения закона  финансовых  документах. Например акт о безвозмездной передаче с баланса завода на баланс некоего ООО ХХХ нового стоматологического кресла из заводской поликлиники. Владелицей этого ООО ХХХ является дочь заместителя директора. И много еще чего уплывало с завода к частным предринимателям-родственникам и знакомым руководителей завода. Они как пиявки присосались к телу предприятия и жили за его счет. Сделала выборку за полгода - 12 частных предпринимателей получили безвозмездную помощь от завода. Доложила директору и попала в немилость.

Зам. и главбух не разрешали давать финотчеты и информацию напрямую директору, только после их проверки и корректировки. Выхожу из кабинета директора, а меня хватают за руки зам. по экономике или главный бухгалтер: "Что он спрашивал? А что вы ему говорили?".


Сто раз  пожалела, что ушла из Госбанка, из этой тихой заводи, где все подчинено инструкциям! Все ясно и понятно. 30 инструкций на все финансовые ситуации и направления деятельности. Прочитал и действуй!

Решила вернуться в банк "отсидеться"  как в окопе пока вверху идет перестрелка-перестройка. Но мой отдел, которым я заведывала "Отдел финансирования и кредитования государственных капитальных вложений",  ликвидировали по причине исчезновения такой экономической категории как гос.фин.вложения (гос.инвестиции). Государственная казна опустела (ее разграбили первой).

Госбанк, Агробанк и Стройбанк погибли первыми, вернее мимикрировали. Как то насчитала на одной небольшой улице 4  новых частных банка. Совершенно неприспособленные помещения, нарушены все стандарты безопасности! Убожество.

Конкурентнее всех выглядел Внешторгбанк, туда и пошла на разведку. Подруги информировали, что там свои бури и финансовые потрясения, реорганизации, разделения и слияния. Рядовым сотрудником я не пойду (пройденный этап), а если начальником или главным специалистом это сплошные сделки с совестью. Погрело самолюбие приглашение самого управляющего: "Нам очень нужны банковские специалисты со знанием реального производства". Вспомнились слова директора завода, когда он приглашал меня на должность начальника финансового отдела: "Нам очень нужны специалисты со знанием банковского дела". Круг замкнулся, везде стреляют.

Ну что, Татьяна Викторовна, навоевалась? Отсидеться не удалось. Хорошо хоть раненых не добивают.
Пошла преподавать.

Не знаю, как оценить, что со мной произошло в эти годы. Меня сломали или я выстояла и победила? 

Я ушла с такой высокой должности по собственному желанию, вызвав  очередные толки и пересуды. Организм не выдержал нагрузок. Какая же это победа?

Меня не сломали, потому что совесть спит спокойно, ничего противозаконного я не сделала, не обогатилась, чужого не присвоила, никого не обидела.

 Здоровье подорвала навсегда. Жаль. Это напрасная  жертва перестройке.