Свет далёкой грозы

Владимир Уразовский
Владимир Уразовский


СВЕТ ДАЛЕКОЙ ГРОЗЫ!


Часть первая: ЧТО ВЫ ЗА ЛЮДИ!

Что вы за люди, какой Вы веры, какого названия Ваша секта?
Ответ – Мы люди Именованные Духоборцы, мы закона Божьего, а веры Иисусовой.
Признаете ли Вы Бога в бытии?  Ответ – Видим и признаем единого Бога, сотворившего вселенную и все видимое.
Веруете ли Вы в воплощение Сына Божьего?  Ответ – Веруем и исповедуем, яко един есть Господь Бог, Иисус Христос.
Познаете ли Вы Бога Единого Всемогущего? Ответ – Познаем Бога единого, сотворивше-го вселенную, Ему и поклоняемся.
В какой силе существо состоит Пресвятой Троице, как оное утверждается?
Ответ – Пресвятая Троица существо непостижимое. В человеке утверждается, Отец - Бог – Память, Сын - Бог – Разум, Дух - Бог – Воля. Бог в Троице един.
Памятью мы уподобляемся Богу-Отцу, Разумом – Богу-Сыну, Волею – Богу-Духу Свято-му. Также первое лицо – свет Отец – Бог наш, второе лицо – Живот Сын Бог наш и третье лицо – Покой Свят Дух Бог наш.
Какой Вы пост содержите во плоти и Духе?  Ответ – Пост наш плотская чистота от головы до ног. Духовный пост - совершение добрых дел. Считаем полезным воздержание от из-лишеств в пище, но считаем бесполезным для души простое разделение, что можно ку-шать, и что нет.
Что значит небеса и какая их разница? Ответ – Первое небо – смирение. Второе – разуме-ние, Третье – воздержание. Четвертое – милосердие. Пятое – братолюбие. Шестое - свет. Седьмое  -   любовь.  Где  любовь, там и Бог.
Что есть ад, где он и злые духи,  где живут?  Ответ – Ад есть незнающие света люди; злые духи в них живут.
Почему Вы не ходите в нашу церковь, Христианскую в Великороссийскую, отчего она Вам противна?  Ответ – Совесть наша не желает, Божества и святости в ней не чаем, спа-сения не заключаем, потому что она есть тленная, не вечная.
Таинство крещения, общее народное, Христианское, как приемлете?
Ответ – Крещение водою не полезно душе нашей; для души нашей крещение, когда кто восприемлет Слово Божие в себе; крестимся от Христа Святым Духом.
Таинство причащения тела и крови Христовой под видом хлеба и вина, как оное разуме-ется …  Ответ – Мы разумеем, что хлеб из пшеницы, а вино из винограда, и не полезно душе нашей. …А мы причащаемся ко Святым Его Тайнам Божественным, Животворя-щим, …
Женитьба законная имеет ли у Вас силу или Вы ее отменяете?
Ответ – Мы желающим не воспрещаем, а только так разумеем, что женивый печется о же-не и о детях, а не женивый о Боге и душе спасения.
Что есть душа человеческая, и чем человек честен и чем не честен перед Богом?
Ответ – Душа человеческая - образ Божий, лик небесный. Честен человек чистотой, а без-честен – гордостью и безумством.
Как Вы святых отцов опровергаете или почитаете, в каком смысле покладаете?
Ответ – Мы так разумеем, что они были человеки, но от человека ничтоже, а вся сила премудрости от Бога.
Какие молитвы имеете в собрании своем? Ответ. – Во-первых «Живые Богу в помощь», второе «услышь Боже глас наш, когда молимся Мы к Тебе», в- третьих «Девять блаженств из Евангелия» - «Помяни нас, Господи, когда придешь во Царствие Свое».
Такие ответы дали духоборцы в 1803 году Синоду русской православной церкви и мини-стру Внутренних Дел России в анкетно - опросном листе.
Духоборцы… Вот уже более ста лет минуло с той поры, когда они, с Христом в груди и русским солнцем в глазах, после тяжелейших страданий и испытаний, покинули пределы России и поплыли в далекую и загадочную канадскую провинцию Саскачеван. Чего иска-ла там и что нашла загадочная русская душа?
Кто такие духоборцы? Где начало и истоки их светлой и многострадальной судьбы? От какой матери и отца явились они на свет Божий, чтобы заявить о своем духовном миро-воззрении, явно или косвенно угрожающем государственным и православно - церковным устоям власти.
На Руси издавна жили люди, исповедующие принцип – не убий! Из этих людей и вышло духоборчество. Позже они отвергли поклонение иконам, как вещам неодушевленным и православные церковные обряды.
Со временем у них выработались свои обряды моления. Входя в собрание духоборец го-ворит – Славен Бог прославился. На что собрание ему хором отвечает – Велико Имя Гос-подне – Слава Его по всей земле.
Естественно, что отступников от православной веры, как еретиков и раскольников «уве-щевая к благочестию», пытались исправить. Последователей раскола судили. Секли кну-тами и ссылали в Сибирь и на севера. И даже целыми семьями отправляли на фортифика-ционные работы.
Обвинённых в духоборческой ереси, судили, заковывали в железа и, отобрав всё имуще-ство, отправляли на рудники. Путь иконоборцев, как их ранее называли, усыпан страда-ниями и лишениями. Духоборцами их стали называть с 1733 года.
Сохранились свидетельства, что в 1717 году, в Москве, объявилось несколько человек, ко-торые уверовав в непосредственное откровение Бога в человеке,  отвергали церковные об-рядовые таинства - крещение, причащение и брак .
Некоторые послабления духоборцы имели при Екатерине Второй. Александр Первый, вняв прошению духоборцев в «Слободско - Украинской губернии обитающих», разрешил им своим указом поселиться отдельным обществом в Мариупольском уезде Новороссий-ской губернии,  на обильных землях по течению реки Молочной.
Туда  - же,    с  1804  по 1805 годы,  переселили  духоборцев  из Воронежской и Тамбов-ской губерний,  с  Кавказа  и  90  семей  из  Финляндии. Именно за это они и назвали царя «блаженным»
После смерти Александра Первого, в виду того, что их примеру стали следовать другие и, в том числе, казаки войска Донского, отказывавшиеся служить в армии и просившие пе-реселить их к духоборцам на Млечные воды, Николай Первый приказал переселить духо-борцев из Млечных вод в Закавказье.
Переселение  их прошло с 1841 по 1844 годы.
Каким же рубищем нужно было укрыть им свою плоть и душу, чтобы в условиях откры-того неповиновения земным властям, выжить и сохранить  первородство своего духа всем смертям - назло! Русская, лёгкая душа их, - по  детски чистая и наивная, не могла принять земного бытия, ввиду его несовершенства!
А в рай небесный, до поры до времени,  их  души не отпускала плоть!
Их гнал с насиженных мест и ветер северный, и ветер южный. Шквал восточный, как пу-шинок, подхватил и понес их души на Великий Запад. А бури Великого Запада до сих пор не могут разметать их русскую общину по Канаде.
Чуждая цивилизация, поглотив их в лабиринтах материального мира, так и не смогла, не смотря на все свои титанические усилия, подогнать духоборцев под стандарты англо-саксонско  «альтер-эго». Хотя, отчасти, это и произошло…

«Для славы Божьей на земле», еще при жизни в России – в Закавказье,  духоборцы по со-вету своего вождя Петра Васильевича Веригина, в день Пасхи 1896 года, отказались от воинской службы и не стали принимать воинскую присягу.
Затем последовали акты сожжения оружия, - клинков и ножей. Жизнь их усугубилась еще и тем, что с весны 1895 года они решили повиноваться только власти Божьей, но не цар-ской,  заявив,  что она  основана на насилии.
В соответствии со своим принципом « не убий « духоборцы  перестали  употреблять мясо. Они, также, отказались от  употребления спиртных напитков, к чему их еще так настойчи-во призывала духовная наставница Лукерья Васильевна Калмыкова.
Когда в стране, где  сто восемьдесят миллионов населения живёт по принципу – Кто на нас с мечом придет, тот от меча и погибнет,  горстка  людей  противопоставляет им свое понимание насилия – не убий даже, когда тебя убивают, менеее трагического исхода для них не могло и быть.  Рано или поздно они должны были покинуть свою родину.
К этому времени их вождь Петр Васильевич Веригин - Господний находился в ссылке в селе Обдорское  Тобольской губернии.
После этого началась экзекуция и выселение духоборческих семей  в  кавказские аулы.
37 человек, отказавшихся от службы в армии, сначала отправили в дисциплинарный ба-тальон, а затем сослали в Якутскую область – на отдаленный мыс в район реки Алдан на 18 лет.  Экзекуция – это постой казаков или солдат в духоборческих селениях, с правом пользования имуществом хозяев.  Неповинующихся  секли  плетьми.
Сохранилось письмо Василия Верещагина с якутского этапа, которое он написал в тюрьме гор. Киренска   8 июня 1898 года.
Верещагин описывает все ужасы 800 километрового пути на переходе от Канска до Алек-сандровска, где он в дождь, снег и непролазную грязь простудился  и заболел.   
«Досматривают же меня братья…, а ежели пришлось бы одному быть, то и тогда я должен оставаться довольным своей судьбой, потому что я по своей воле избрал такой путь для достижения души спасения и надеюсь, что ангел мой хранитель не оставит меня».
Позже Верещагин умрёт.
Получив известия о жестоких преследованиях и притеснениях духоборцев в Горийском, Тионетском  и  Сигнахском уездах, а также в Грузинских аулах, где вымерло до 1000 ду-хоборцев от голода и лихорадки, в условиях сырого и жаркого климата, П. В. Веригин об-ращается с письмом к императрице Александре Федоровне Романовой. -
Село Обдорское,  август 1896 года: …. Умоляю тебя сестра во Христе Господе Александ-ра, упроси супруга своего Николая, пощадить от гонения христиан на Кавказе…   Там же сейчас более страдают женщины и дети: сотни родителей заключены в тюрьмах и тысячи семей расселены по горским аулам, где властями внушается жителям обращаться с ними грубо. …Вина с нашей стороны та, что мы по возможности стараемся стать христианами. В некоторых поступках, может и недоумеваем. …Недавно оставили употреблять в пищу мясо, пить вино и много такого, что ведет к развратной жизни и затмевает светлость души человека.
Не убивая животного, мы человека лишать жизни, ни в коем случае, не считаем возмож-ным. Убивая простого человека, даже хотя бы и разбойника, нам кажется, что мы решаем-ся  убить Христа…
Государство требует от  наших братьев обучаться приемам ружья, чтобы хорошо обучать-ся убийству. Над сестрами же и матерями грубо поношаются… Община наша на Кавказе состоит из 20000 человек. Неужели такое малое количество может оказать вред государ-ственному организму, если с них не брали бы солдат. Человека мы считаем храмом Бога живого… Самое  удобное поселите нас в одном местечке, где мы и жили бы покойно, за-нимаясь трудом. Все государственные повинности, в форме податей, мы внесем, только не можем быть солдатами. Если на это правительство,  сочло бы  возможным,  не согласится, то пусть бы дало нам право выселится в одно из европейских государств. Мы охотно по-шли бы в Англию или, самое  удобное, в Америку, где мы имеем братьев в Господе Иису-се Христе.  От полной души, прошу Господа о благоденствии вашей семьи. Раб Христа – Петр...
Но уже в письме к духоборцам Большой партии от 6 января 1899 года он пишет. - 
- О выселении  наших за границу  мне известно из газет. Об этом пишут, что выбор пал на Канаду.
Лев Толстой для того, чтобы узнать о положении духоборцев в местах ссылок, послал ту-да И.М. Трегубова и П.И. Бирюкова, а потом уже написал им письмо.
Затем он обратился с обращением к общественности – «Помогите».
 А друг Л.Н. Толстого Владимир Чертков, находившийся в это время в Англии, организо-вал там комитет помощи духоборцам.
В мае 1898 года министерство Внутренних Дел России издает распоряжение, в котором определены следующие положения:
1. Освобождение их (духоборцев) от воинской повинности не удовлетворено.
2. Духоборцы – постники, за исключением, конечно, находящихся  в призывном возрасте и  не исполнивших  воинской повинности могут быть уволены за границу при условии:
а) получения заграничного паспорта.
б) выезда из пределов России на собственный счет.
в) выдаче при выезде подписки о невозвращении впредь в пределы империи, а в случае неисполнения сего пункта виновный подвергается высылке в отдаленные местно-сти.
В первую очередь  решено было отправить духоборцев, испытывающих тяжелые страда-ния в кавказских аулах.
26 августа 1898 г. Из Батуми отошел первый пароход на Кипр с 1126 духоборцами из жи-телей Ефремовки и Родионовки. Позже  их  с Кипра  переселят в Канаду.
К этому времени делегаты духоборцев Иван Ивин и Петр Махортов заручились согласием английского правительства на поселение духоборцев в Канаде.
Делегация, так же, старалась получить, при этом, освобождение от воинской повинности, что и произошло в декабре 1898 года. Им, также, было разрешено свободное вероиспове-дание и возможность селиться на канадских землях на одном участке целыми деревнями в том же порядке, в каком они жили в Закавказье.
В середине января 1899 года с парохода «Лек – Гурон» на канадский берег высадились 2000 духоборцев  из  жителей Ахалкалакского  уезда  Тифлисской губернии.
В конце того же месяца прибыло еще 2000 душ.
Третий пароход привез 1000 духоборцев из Кипра, где они начали вымирать от лихорад-ки. Канадское правительство выделило 270 000 акров земли для 7361 переселенца. Боль-шая часть их была расселена в Принц – Альбертском районе провинции Саскачеван, а ос-тальные – вблизи  Йорктауна.
Мужчины вынуждены были пойти работать на железные дороги, а женщины, в виду от-сутствия техники, впрягаясь по 12 пар в плуги, приступили к вспашке земли и ее обработ-ке. Купить трактора или  лошадей духоборцы не имели средств.
Местное население с  удивлением  взирало на то, как русские переселенцы строят, неви-данные ими до этого, дома, печи для выпечки хлеба и свои национальные паровые бани.
Но более всего их поражал общинный образ жизни духоборцев, поскольку ведение хозяй-ства, строительство и обработка земли велись  ими также, как и в России - на общинных условиях.
Для правительства Канады это оказалось и  неожиданным, и  неприемлемым!
Духоборцы, в свою очередь, с удивлением узнали, что по законам Канады,  каждый из них получив свой надел земли в 160 акров,  должен обрабатывать его лично, а не общиной, чтобы затем получить на этот надел право собственности.  Поэтому со стороны прави-тельства к духоборцам стали сыпаться одно требование за другим – обращаться с земель-ными наделами так, как этого требует закон!
Так у духоборцев возникли первые разногласия с властями. И они  восприняли это требо-вание, как нарушение их прав на общинный образ жизни, дарованный им от самого Гос-пода Бога.
Но их вождь, который мог бы дать им совет и направить в нужное русло,  растущее  в сре-де духоборцев, недовольство, все еще находился в ссылке в России. Более того, многие духоборцы считали, что свободу и землю в Канаде они приобрели по благословлению свыше, как дар за тяжкие страдания в России.
Их положение усугубилось первой суровой зимой… Всё им здесь было чуждо и незнако-мо.  И у этих простых, в массе своей добродушных людей, стал зреть протест.
Как невинное дитя, которое, руководствуясь благими побуждениями, удивляет своими чудачествами взрослых, так и они обескуражили власти Канады,  когда однажды, мороз-ным днем 1902 года объявили, что идут в поход  - “Искать жениха Христа”.
Около 300 человек, включая женщин и детей, пошли по дороге на город Йорктаун.
Власти вынуждены были силой вернуть домой сначала женщин и детей, а затем, уже от города Миндаса, и мужчин.
Среди паломников находилось немало «свободников» - тех, кто считал, что лучше обра-батывать землю вручную, чем использовать для этой цели труд животных, не проявляя насилия над ними.
Мне неизвестно по какой причине правительство Канады решило ускорить приезд к духо-борцам их вождя Петра Васильевича Веригина, который все еще находился в ссылке в России, именно после этого похода.
Только ли во избежание новых столкновений с духоборцами?
Возможно,  оно видело в их лидере, то разумное и сдерживающее начало, благодаря кото-рому можно было решить все накопившиеся проблемы и управлять духоборческой массой гибко и жестко, в рамках своих законов.
И,  несмотря на то, что срок ссылки его все еще не истек, он, вскоре, получил разрешение на въезд в Канаду.
Газета «Манитоба Фри Пресс» от 23 ноября 1902 года весьма подробно описала приезд вождя духоборцев в Канаду.
Комиссар по Иммиграции господин Моффет, поздравив его с приездом, пожелал ему бла-гополучия на новом месте.  –
- Вы будете рады жить в стране, где господствует свобода религии и личности!
На что Веригин ответил. –
 Я еще не успел осмотреться, так что не могу сказать насколько это страна свободы или нет.  Он сразу же, уповая на общинные, а не  частнособственнические  принципы жизни русского крестьянина,  добился у правительства разрешения  зарегистрировать  всю зем-лю на трех лиц:  П.П. Планидина, Н. Зиборова и Петра Веригина, внеся по 10 долларов за каждый участок в 160 акров. Всего было зарегистрировано 2000 усадеб.
Для обработки земли закупили лошадей и машины.
Но тут власти столкнулись еще с одной стороной непредсказуемой русской души. Когда новый министр Внутренних Дел Франк Оливер напомнил Веригину, что духоборцы про-жив в Канаде, срок установленный законом, должны натурализоваться и, приняв присягу, стать «Британскими подданными», тот ему ответил, что при переселении в Канаду им обещали свободу от принятия подданства, поскольку они, будучи подданными Христа, двум господам сразу служить не могут!
После такого ответа у тех духоборцев, кто отказался натурализоваться и сделать личные записи земельных наделов, эти наделы были отобраны.
А вместо них они получили всего лишь по 15 акров на правах добровольных арендаторов, но без права собственности. Таким образом, духоборческая община, в одночасье потеряла 100 000 акров земли.
Восемь лет они, с таким трудом, возделывали её, внося  положенную плату.
Женщины распахивали ее, как уже говорилось выше, впрягаясь по 12 пар в плуги вместо лошадей.  Не случайно, что осенью 1906 года Петр Веригин выезжал в Россию с делега-цией от духоборцев для встречи с П.А. Столыпиным и пытался получить разрешение на возвращение в Россию, куда их неудержимо влекли привычки и обычаи.
А  когда, не получив разрешения, делегация вернулась назад , земли были уже отобраны!
Пришлось срочно, бросив все дела, выезжать в провинцию Британская Колумбия, чтобы подыскать  там новые земли для общины.
И земля эта была найдена на реке Кутней. Именно здесь и была заложена новая духобор-ческая столица – Бриллиант.
Выкупив эту землю, духоборцы начали переселяться туда из Саскачевана. Но около 1000 человек остались в Саскачеване на своих 15 акрах, в качестве единоличников. Затем они приняли гражданство и, получив по 160 акров, стали фермерами и вышли, таким образом, из  духоборческой общины.
На переселение потребовалось около 200 000 долларов. Покупка земли обошлась в 646000 долларов. Половина этой суммы была взята из фонда саскачеванской общины.
Был также взят  и первый займ  - 350 000 долларов.
Духоборцы, очистив землю от леса, высадили 50 000 фруктовых деревьев. Так в Канаде появились и сохранились доныне прекрасные русские села; Плодородное, Луговое, Сидо-рово, Благодатное, Крестовое, Прекрасное, Утешение …
Строились 2-х этажные кирпичные дома на 30 душ, со спальнями, общей столовой комна-той, гостиной, отдельными помещениями для престарелых и больных.
На Бриллианте была выстроена консервная фабрика стоимостью в 100 000 долларов.
Доходы  распределялись поровну между всеми членами общины, независимо от рода за-нятий. В  своих школах духоборцы хотели изучать  только русский язык и запрещали пре-подавать милитаризм.
В духоборческой общине,  по - прежнему, не велись никакие метрические записи актов рождения и смерти и не регистрировались браки.
В 1912 году правительство Британской  Колумбии  посылает к ним в общину специаль-ную комиссию для изучения духовных основ духоборцев и их экономического положе-ния,  возглавляемую   Блямкуром. Изучив положение дел, он резюмировал. –
-   …Но среди всего этого стоит личность Петра Веригина величаво и всемогуще.  И да-лее. - …дела общины находятся в руках человека знающего свое дело, человека , который на самом деле является отцом для этих людей.
 В конце доклада он заключает, что настоящей проблемой для правительства БК являются не духоборцы, а их вождь Петр Веригин…
В это же время,  в среде духоборцев  свободников возникла новая форма протеста – разде-вание донага.
В 1921- 1922 годах в духоборческих поселках стали сгорать школы.
Всего сгорело около 20 школ. Ухудшались их отношения и с местным населением. Гранд-Форкская газета 11апреля 1919 года публикует решение митинга, организованного солда-тами, вернувшимися с фронтов первой мировой войны.  –
- Духоборцы должны удалиться.
За то, что русские,  прожив в их стране 20 лет, не стали ее гражданами, предлагалось от-нять у них лучшие земли и распродать их по дешёвке солдатам.
Очевидно, главной причиной недовольства было не столько нарушение духоборцами су-ществующих законов, сколько высокая конкурентная способность их промышленных предприятий, составляющих серьезную конкуренцию открытому канадскому рынку.
Наверное, не только по вине самих духоборцев у них, в  последствии, сгорит имущества  и оборудования предприятий на сумму в несколько десятков миллионов долларов!
В защиту переселенцев выступила  газета «Манитоба Фри Пресс»,  которая попыталась умерить пыл митингующих. Но…

Обстановка вокруг духоборцев никогда не была простой, что не раз понуждало их к воз-вращению на родину. 23 марта 1917 года П. Веригин телеграфирует в Петроград предсе-дателю Думы   М.В. Родзянко, с просьбой передать эту телеграмму Николаю Александро-вичу Романову. –
- Духоборцы - 10 000 душ приносят Вам душевную благодарность, как бывшему импера-тору России, что Вы предупредили пролитие крови людей и подписали добровольное от-речение от управления Россией.
Вторую телеграмму отправили Министру Внутренних Дел Львову. –
- Духоборцы, в количестве 10 000 человек,  желают возвратиться в Россию, как хорошие земледельцы и садоводы.  Но приглашения на родину не последовало…
29 октября 1924 года Петр Васильевич Веригин, поздним вечером,  выехал на поезде со станции Бриллиант до Гранд - Форкса, где проживало около 1000 духоборцев. На вершине горы между этими станциями его вагон был взорван, подложенной в него бомбой…
Так трагически   закончилась жизнь духовного вождя духоборцев.
Шесть недель пели они над его могилой похоронные псалмы. После окончания траура решено было признать новым вождем его сына – Петра, живущего в России.
Так большая часть духоборцев, потеряв вождя, оказалась между небом и землей, будучи изгнанной, из России и не принятой в Канаде…
Как сложилась бы жизнь духоборцев, если бы они не покинули своей  родины?
Взяли бы они в руки оружие  в 1941 – 1945 годах, или нет, видя как жестокий враг, мил-лионами убивает их сородичей,  когда  шла такая лютая сеча, когда кровью их братьев-славян была забрызгана  не только матушка земля, но и небеса?
Жаждущему и алчущему – да воздастся! И им было воздано по Вере их и Молитве, дабы они не отступились  от них!  Поэтому Господь и вывел их из России, спасая от войн и ре-волюций. И нам – православным было воздано по Вере нашей и Молитве. –
Кто с мечом к нам пришёл – тот от меча и погиб!
Так случилось, что я приехал в духоборческое царство Канады, на заре перестройки, когда под видом приобщения к демократическим ценностям, был развален Советский Союз.
Когда “мальчиши” русской демократии всю Россию превратили в Гуляй - поле …
Когда, даже не за коня, а за  гранёный  стакан водки отдавалось по пол царства.
Когда эта  демократия не  скрывала ни своей  нечистоплотности, ни  парадигмы мальчи-шества, ни  ложных иллюзий  в том,  что Запад нам поможет…

Часть вторая.  МЫ ДЕТИ ПРИРОДЫ
В субботу, 18 мая 1991 года, в культурном центре на Бриллианте открылся 44 – й духо-борческий фестиваль союза молодежи и союза духовных общин Христа.
Вожди духоборцев Иван Иванович Веригин и его супруга Лукерья Петровна провели меня через огромный зал на сцену. И я начал читать стихи и рассказывать  им о жизни в Рос-сии. Почти век минуло с той поры, как судьба оторвала их от родных корней.
Полторы тысячи человек сидело в этом зале: женщины с прекрасными чертами, в платоч-ках, белых как снег, с синими, зелеными,  карими глазами и чистым взглядом. А рядом сидели такие же светлые и русские на вид их мужья, сыновья и дочери.
Жестокий и суровый век, который они провели на чужбине, не только не изменил их внешности и  привычек,  но даже и одежд иноземных не смог набросить на их телеса.
Труд и мирная жизнь – с тем пришли они сюда в помыслах и делах и с тем пытались жить здесь, теснимые с одного места на другое.
Вела фестиваль Лиана Звык – председатель молодежного комитета. А открыла фестиваль община села  Луговое  исполнением псалма «Искони Господь зовет» Маша Веригина чис-тым голосом начала. –
- Сию долину мы проходим, мы стремимся в край родной.  Рёв хора, нарастая  как  гром, подхватил. -  Мы идём туда, туда  где родные племена…
Духоборцы поют без музыки и дирижеров. И эта кроткая, извечная тоска по родине нико-гда не покидала сердца духоборца…
Вот на сцену вышел женский хор города Нельсон. Затем выступал Гавриил Войкин. От общины  села Утешение.
Гранд - Форкский мужской хор раздвинул просторы зала до небес, когда  услышал его святую, русскую  молитву. –
- Вижу степи и приволья, вижу милые поля. Это русская сторонка, это русская земля!
И вот уже, как птички - невелички по залу полетели  милые сердцу  русского человека слова. –  Лапцы  да  лапцы, да  лапцы  мои. 
Зал зашумел, пританцовывая, в такт этой вечно молодой песне. Зашумел от волнения, как зеленая дубрава на берегу реки Молочной в Мариупольском уезде Новороссийской гу-бернии, куда когда-то на «молочные воды и кисельные берега» поселил духоборцев и взял их под свою защиту  царь Александр I.
В домах Владимира и Веры  Каныгиных и Гавриила и Веры Войкиных  я  познакомился с бытом и условиями жизни духоборцев. Это произошло в поселке Утешение.
Довелось мне побывать у них и еще раз - 26 июня, когда я уже объехал многие духоборче-ские места.
Вождь духоборцев Иван Иванович Веригин является  сыном дочери П. П. Веригина – Чистякова  Анны от брака с Иваном Войкиным. Иван Войкин  известен тем, что являлся  пионером целины в Ростове - на - Дону, где духоборцы жили в восьми селах. В 1921 году его принимал Ленин. Когда духоборцы избрали Петра Чистякова вождем, он в 1927 году приехал в Канаду и привез с собой шестилетнего внука Ивана.
После убийства Петра Господнего в 1924 году протест части духоборцев вылился в раз-личные акты неповиновения и сопротивления властям.
В 1934 году в  Гранд – Форксе  и  Кутнейском округе, в ночное время, было сожжено 28 школ, в которых учились дети духоборцев.
Однако полиция не смогла доказать, что это совершили духоборцы, хотя некоторые из них и принимали вину на себя.
Известно, что с П. Чистяковым из С.С.С.Р. приехал  П.И. Бирюков, который привез биб-лиотеку и организовал для духоборцев школы.  Именно он и сказал им тогда. –
- Теперь у нас будут свои духоборческие профессора, а главной задачей будет труд и мир-ная жизнь. Обстановка  тогда накалилась настолько, что дошло даже до  актов подрыва железных дорог.  Считалось, что это  было делом  рук  духоборцев - свободников.
Еще в 1902 году в Саскачеване недовольные духоборцы сожгли в знак протеста сноповя-залку и пшеничное поле. Но это, как - то, можно было объяснить  и понять!  Однако чем можно было объяснить поджоги духоборческих элеваторов, кирпичных заводов, лесопи-лен, восьми молитвенных домов, вареничного завода на Бриллианте?
Даже в 1974 г. сгорела большая библиотека в Гранд - Форксе  вместе с административным зданием.  А в 1975году  у духоборцев  сгорел и  молитвенный дом.
Почему еще в тридцатых годах у духоборцев сгорел самый большой на американском континенте кирпичный завод?
Некоторые  духоборцы - свободники  при  встречах со мной признавались, что принимали участие в поджогах школ, в знак протеста  против  того, что в этих школах  их детей за-ставляли изучать английский, а не русский  язык. 
В 1907 году правительство провинции Саскачеван объявило духоборцам, что пришел срок принятия гражданства, чтобы записать на каждого совершеннолетнего по 160 акров зем-ли. Но все общины отказались это сделать. Тогда власти пустили эти общинные земли с молотка – по - дешёвке, продавая местным жителям участок, окультуренный тяжелым трудом духоборцев, в 160 акров, по 10 долларов.
В 1912 - 1913 годах, после вынужденного переселения из Саскачевана в Британскую Ко-лумбию, многие духоборческие села остались пустующими, где гулял только один ве-тер…  Таким стало, например, село Хлебодарное.
Духоборцы, оставшиеся в Саскачеване, приняли канадское подданство, став собственни-ками земли. Среди  них сейчас есть и свои миллионеры.  Например, Василий  Конкин  из  Камсака. Около 50 - ти духоборческих семей здесь считается богатыми, а 175 - зажиточ-ными. Однако русский язык среди духоборцев в Саскачеване утрачен на 98 процентов.
В Камсаке, как и в  Блейк – Лейке, собрания в молитвенном доме на родном языке прово-дят уже только старики. Молодые духоборцы к Богу обращаются  уже только по  англий-ски. Многие приняли канадское подданство только после 1945 года, когда рухнули по-следние надежды на возвращение в Россию…
 Всего духоборцев в Канаде, на начало девяностых годов прошлого века, было  около 40 тысяч. 20 000 из них проживает в Британской Колумбии. 200 семей судьба забросила в США. Самыми организованными оказались духоборцы в Союзе Духовных Общин Хри-ста, под председательством Ивана Ивановича Веригина, который сам не принял подданст-ва, не голосует на выборах и содержит в духоборческих поселках свои русские школы.
Такие школы есть в поселках Утешение и Прекрасное.
В местных английских 12 - ти летних школах  Кутнейского и  Гранд - Форского  районов, где проживают духоборцы, изучаются русский и английский языки.
В  школе поселка  Крестовое - 240  учеников  на 6 - ть классов. Но из  них только 40 про-центов составляют русские дети.
 Десятая часть из них хорошо говорит по - русски. Многие понимают русский язык, но чи-тают на нём, уже, единицы. Учительница начальных классов этой школы  Бабакаева  Кира и учительница  русского языка  Плотникова Анастасия Ивановна сообщили мне, что 97 человек берут уроки русского языка. Из них 20 человек не русские.
Среди духоборцев много долгожителей! Так, Василий  Гремякин  прожил более  ста лет. 
 В Канаде среди духоборцев было всего два Захара. Захар Борисов и Захар Абросимов из Нельсона.
С первых дней жизни в Британской Колумбии община построила для своих нужд все жиз-ненно - важные производственные объекты. В поселке Утешение  была  своя  чеботарня, где производили обувь. Там же умельцы организовали производство водопроводных труб из стволов деревьев. Духоборческие поселки были оборудованы водопроводами, в то вре-мя, как местное население Канады подобных удобств еще не имело. В общинах имелись свои мельницы,  производилось на  олейницах  конопляное, подсолнечное и кукурузное масла. Духоборцы  выращивали  пшеницу,  лён, овёс, жито, кукурузу, картофель, овощи и фрукты.  В каждой общине ткали  для себя льняную и шерстяную одежду.
Распорядок дня во всех общинах был один для всех:  -  в  5. 00  подъем работающих муж-чин.  В  6. 00 – завтрак для них. После 6.00 поднимали женщин. Детей для легких работ в поле привлекали уже с 7 лет.
Молились 3 раза  в день -  перед завтраком, обедом и ужином. Общее моление проводи-лось по воскресениям -  в три часа утра. Но позже его перенесли на 10 часов утра.
Главными праздниками являлись: день декларации, отмечаемый в первое воскресенье ав-густа, Рождество Христово, Масленица и Троица.
19 мая, на второй день фестиваля, духоборцы исполняли гимны в честь гостей. Мужчины стояли по одну сторону зала, женщины - по другую. Вот в центр вышли 2 молодые де-вушки. Они берут друг друга за руки, целуются и совершают три поклона – Отцу, Сыну и Святому Духу.
Затем, вновь поцеловавшись, кланяются мужчинам и точно также женщинам, как  бы про-ся прощения за грехи, совершённые в течение недели. До 60-х годов молодоженам не вы-давалось никаких документов о регистрации браков. Брак совершался по совести и с бла-гославления родителей.
Потом стали выдавать  такой документ: Я член союза духовных общин Христа – Ф.И.О. заключаю брак с Ивановой М.И., духоборческой веры, русского происхождения и т. д..
В общинах до сих пор существует закон, сохранившийся со времен Лушечки  Калмыковой – что муж сказал, то жена и делает.
Здесь, на фестивале, я познакомился с директором духоборческого хора Павлом Самсоно-вым и редактором журнала «Искра», издаваемым в Гранд-Форксе, Ильей Поповым.
Сколько раз духоборцы пытались вернуться на родину!
В 1931г их делегация, в составе 6 - ти человек, прибыла в Берлин и 23 июня подала заяв-ление в полпредство  С.С.С.Р. с  просьбой разрешить им  въезд   в  страну.
Но получив отказ делегаты направляют письмо Сталину в Политбюро ЦК ВКП(б). –
-  «Многоуважаемый товарищ! …Испокон веков мы строили жизнь на основах коммуниз-ма и история наша это история жестоких преследований со стороны царей и автократии… Вот уже 33 года, как мы живем в Канаде полной коммунистической жизнью и упорно строим коммунизм в окружении капитализма. Ввиду этого мы просим Вас товарищ Ста-лин разрешить нам въезд  в  страну, где уже отцы наши страдали за нашу общую идею.
Второе письмо отправили Луначарскому. Но, увы, делегацию так никто и не принял. Ру-ководивший в то время духоборцами П.П. Веригин - Чистяков предпринял несколько по-пыток найти земли и переселится или в США, или в страны Южной Америки. Но это ока-залось невозможным.
Осенью 1938 года на съезде представителей общин П. Веригин - Чистяков вынужден был заявить. – Общиной, как мы жили, сейчас мы жить больше не будем. Мы будем жить се-лами, как жили в России, … Каждое семейство будет иметь свой дом, клочёк земли для выращивания овощей для семейного употребления.  Поля за селом будут обрабатываться сообща. Каждая община будет иметь свое управление… Доходы от общественных пред-приятий будут распределяться на членов общины. Дети должны будут учиться грамоте. Государственные взносы - подати будем платить …
Уже к концу 1937 года в общине насчитывалось только 3103 человека при общем числе духоборцев в 8 000 человек.  Но в это время  был арестован и посажен на несколько лет в тюрьму их вождь П.Веригин - Чистяков.  Его даже пытались депортировать в Россию.
Заемные компании постоянно требовали выплаты процентов по своим обязательствам. И перед началом  Второй Мировой Войны  земля у общины была, вновь,  отобрана…
Однажды летним днем, я приехал в поселок духоборцев - свободников – Крестовое, нахо-дящийся в Божьей долине между горами Сион и Крестовая. Это недалеко от города Ка-стлгара. Правая сторона поселка освещалась электричеством, а левая – имела газовое ос-вещение, ибо многие  свободники  не  пользовались электричеством, считая это проявле-нием насилия над водой.Через  этот  посёлок  реформированных  духоборцев  бегут  два хрустальных  ручья с чудными  названиями: Гус  Крик  или  Гуска  ручей  и  Гяндр  Крик – Гусак ручей. Далее  они, пробежав через еще один  поселок  свободников  - Новый посе-лок, исчезают в  реке  Слоукен – притоке реки Кутней.
Сопровождающие   люди привели меня в крохотный домик – вагончик  Ивана и Насти  Бабакаевых, стоящий на самом краю села.
Три человека  встретили  меня  вопросительными взглядами. -  Вот привели к  вам  рус-ского из  России. – Представил  меня  один из моих спутников.
Это было настолько неожиданно, что  стоящий  рядом  с хозяевами  человек, в  черных очках, сняв их,  с укоризной сказал. - России давно нет. Ее уничтожили в 17 году. 
Я тут же,  повинуясь неясному порыву, невольно возразил. –
- Не верьте этим наговорам.  Россия была, есть и будет!
Так я  познакомились  и  с  хозяевами,  и   с руководителем  свободников  Василием Кон-цевичем.
Поселили меня  в доме Михаила и Луши Черненковых. Именно Михаил Черненков – бывший узник тюрьмы Агассиз, познакомил меня со многими духоборцами.
И с поэтом – духоборцем  Евсеем  Григорьевичем Угловым.    И  с  Алексеем Борисовым, и  с родителями Кати  Салыкиной,  Василием Ступниковым и Татьной Булановой, в доме  которой я также останавливался. Все эти люди с неподдельной искренностью и простотой рассказывали мне о своей жизни, чем не раз ставили меня в тупик.  И своей простотой, и своей наивностью, и своей бесхитростностью, так  свойственными  русскому люду.
Это были истинные дети природы.  Дерево не может обидеть человека или причинить ему зла. Но срубленное под корень оно может обрушиться на обидчика и изранить его!
В этих людях было так много детской наивности и беззаботности! 
С другой стороны они были так глубоко убеждены в правоте своих действий, своей при-частности к вечному и незыблемому,  что,  глядя на их седые виски и морщины, я не раз оказывался в замешательстве,  слушая их истории -  исповеди.  Во сне  ли, наяву ли,  я это слышу? Василий Ступников  в  1931 году сжег школу и был посажен в тюрьму.
Удивляла его манера говорить, как бы растягивая, распевая слова, осторожно  извлекая  их из глубин  сознания. -  Бог  есть дух разумения. – Говорил  он и, умолкая на секунду,  за-канчивал.  – И не ущупаешь Его, как и разум!  Спирит его (англ. Дух его) не срисуешь!
Не срисуешь - Не сфотографируешь. 
И он пальцем показывал на небеса. И  потом уже, как бы укоряя самого себя,  он  заклю-чал – Бог то Бог, да сам не будь плох!  На следующий день, после этого разговора, Миха-ил Черненков привез меня в жилой трейлер  к  Николаю Новокшёнову.
 Его отец Кузьма Михайлович умер в тюрьме, куда его посадили в 1903 году. В 1910 г. он переехал сюда в Б. К. из  саскачеванского села Воскресеновки.
С этого же времени свободники объявили свободу животным и расторгли супружеские узы. Поэтому дети называли их не папа и мама, как положено, а  дядя и тетя,  поскольку  родители им  были неизвестны.
Он говорил мне, что сам Петр Чистяков сравнивал духоборцев с деревом.  - Ствол это ду-хоборцы - общинники, а ветви – свободники.  Обрежь ветви  и ствол загниёт..
На  Крестовом,  в те времена,  было 3 села -  6 домов.  Жили общинами по 100 человек.
Когда стали сжигать школы, существовал закон, который позволял штрафовать родите-лей, дети которых не ходили в школу. С большим трудом властям удалось заставить ду-хоборцев отправить своих детей в школы. Сначала отправили мальчиков 7 - 10 лет, а за-тем,  с 1924 года, и девочек.
Свободники  же  не пускали своих детей в школы до 1953 года,  опасаясь,  что  они  попа-дут  под влияние  чуждой им культуры. Власти,  долгое время не могли производить реги-страцию смертей у духоборцев, ибо они не давали им этого делать. Доходило до того, что полиции приходилось выкапывать мертвецов для  их опознания и регистрации.
Еще на более длительный срок растянулась борьба за то, чтобы заставить детей духобор-цев изучать английский язык и ассимилировать их с местным населением.
Для этих целей власти стали насильно отбирать детей у духоборцев. Детей  отбирали два-жды – в 1932 и 1953 годах.
В 1932 году около 1000 детей старше 7 лет вместе с матерями посадили в поезд и увезли на остров Пир - Айленд. В ответ на это духоборцы,  протестуя,  собрались  общиной  и  пошли  сначала на Бриллиант, а оттуда на Трамс.
Здесь, они в бессилии, разделись донага!  Полиция, прямо в голом виде, отправила  их в тюрьму города Нельсона. Детей отбирали  хитростью, в течение 2-х недель,  обещая по-везти  их лакомиться  бананами и апельсинами. И, обманув, увезли от родителей на  пять лет  в  приюты. Более взрослых ребятишек отправили в Ванкувер. В приютах детей  заста-вили ходить  в английские  школы.  А родителей выразивших протест по поводу этого на-силия,  на 3 года посадили в тюрьму.  Но через год  выпустили.
Один из таких   «дорматориев» - приютов  для русских школьников размещался в здании бывшего военного госпиталя,
Сюда привезли 130 детей. В комнатах – по 8 коек. Через две недели – одно свидание с ро-дителями и то через сетку - ограждение.
В дни национальных праздников разрешались  встречи вне дорматория, но в пределах
3 - х мильной зоны.
Это продолжалось 5 лет – вплоть до второго августа 1959 года. С этого года родители са-ми стали отправлять своих детей в английские школы,  в  которых им запрещали говорить на русском языке. Тех, кто пытался  говорить на  русском,   били преподаватели.
Часто  детей, которых прятали от английской школы родители, разыскивали специально обученными собаками. В те времена часто можно было видеть, как духоборцы не найдя других способов защитить свои взгляды, сами поджигали свои деревни и, сняв одежду, взирали как огонь пожирает их дома и имущество…
Духоборцев - свободников от поджогов и  подрывов  железных дорог остановил Степан Сорокин, который приехал на Крестовое в 50 - х годах из Германии. Взрывы и поджоги. – - Сказал он им тогда.  – Дело не христианское.
В 1962 году 90 мужчин – духоборцев было посажено в горную тюрьму Агассиз, неподале-ку от г. Ванкувера. 13 сотен женщин стариков и детей пошли в поход к этой тюрьме. Они шли туда около года и когда пришли, в 1963 году, то у стен этой тюрьмы заявили. –
- Раз вы устроили нашим братьям Бухенвальд, то берите  сюда и нас.
Соорудив у стен тюрьмы из картонных коробок лачуги, матери и дети десять лет ждали там возвращения своих мужей и отцов. Жили скудно и тяжко, подрабатывая случайными заработками. Переговоры с мужьями жены вели на расстоянии - с помощью белых пла-точков «рисуя буквы» Так и жили здесь 500 человек все эти десять долгих лет.
А духоборцы, сидевшие в тюрьме, объявили голодовку. После 30 - го дня голодовки их стали насильно кормить питательными соками и растворами.
Когда четверо санитаров схватили парня Василия Подмарева и стали вталкивать ему в рот трубку, то, очевидно, повредили ему легкие  и он этим же вечером скончался.
Четыре человека, вместе с Михаилом  Черненковым  смогли оказать сопротивление и не дали себя кормить. Всех их осудили, дали по 10  розг и отправили в тюрьму для каторж-ников «Вест-Минстр»  Мне даже дали послушать магнитофонную запись радиорепортажа с похорон Павла Подмарева, которую сохранили духоборцы.
Всего они голодали 103  дня  и  каждый из них отсидел  в тюрьме по 10-12 лет.
Как-то, за день или два до моего отъезда, в Россию я  с Лорри Евдокимовой и Катей Са-лыкиной поехал к  сыну последней  на поселок.
Выйдя из машины, я увидел, что ее сын с женой стоят у дома, а рядом по травке бегает мальчик лет 3 - х. И, вдруг, он,  на  что - то обидевшись, сел на землю. Мать по-английски, выказывая угрозу, сказала ему - «Бебби ап». Видя, что он не подчиняется,  она  еще более жестко повторила – Ап!  Ап -  на английском  означает  поднимайся.
Отец,  заметив нас и поглядывая в нашу сторону,  возмущенно - осуждающе заключил – Ня слухае…
И тогда мать начала отсчитывать – Ван, ту, фри… Малыш вскочил и подбежал к ней. Она взяла его на руки и поцеловала.
И все еще не видя нас, ласково сказала ему показывая рукой в небо – Смотри.  Во – о - нн звёздушка  на небе  вышла. Там, где  гроза разгулялась.  Видишь?  Там наш дом!  Там Рос-сия!
И он вскинул свой ясный взгляд в сторону далёкой – далёкой грозы…



Канада. Британская Колумбия. Июль 1991 г.