Белые ночи осилит бегущий - Россия

Леония Берег
Доктору Зотову посвящается

На жизненном пути каждого человека встречаются переломные люди, они появляются в то время, о котором говорят: ночь чернее всего перед рассветом. Чтобы забрезжить новому дню, они придают чужой жизни созидающий импульс. Потом этот импульс, будет преумножен хозяином жизни. Но это потом.

Таким человеком на моём пути оказался старик Зотов. Не знаю, сколько ему было лет, когда дороги наши совпали, но он действительно был очень и очень стар. Сейчас вспоминаю его часто и мысленно благодарю за помощь, и, мне кажется, что всё ещё не могу наблагодариться.

26 июня 2011 года я вышла на старт Двадцать второго Международного марафона «Белые ночи».  В 10 утра с Дворцовой площади Петербурга на улицы городского центра хлынул поток бегунов общим числом более двух тысяч, я - в их числе. Первый мой марафон, серьёзнейший старт - очередная проверка на выносливость и силу духа.

Ни в детстве, ни в школе, ни в институте я не хватала спортивных звёзд с неба. Если удавалось, отлынивала от физкультуры, зачеты сдавала одной из последних, перемахнув длиннющими ногами то коня, то планку. И кто бы мог подумать, что придёт час, когда я замахнусь таки на марафон.

Общая скорость оказалась для меня высока и к концу третьего километра я ощутила предостерегающий звон в голове, тут же в фиолетовом сиянии зароились в глазах мушки. Притормозив, стала настраиваться на бег: Мать Земля укрепи меня… жизненной си-ло-ю… Так продержалась еще километр и поймала-таки свой ритм этой гонки. Меня обходили самые разные футболки… На седьмом километре услышала за плечом хриплое дыхание. Мигель, если верить футболке, представлял Италию. Стайер был на пределе и держался в беге на честном слове. Чтоб его приободрить, крикнула: Buona fortuna, Miguel! Но он меня не расслышал. Бегущий налегке австралиец рассмеялся: Good luck, Miguel! Мигелю было уже не до наших напутствий.

Ветер чаще обдувал грудь, чем спину. Мелко моросящий дождь, почти не охлаждал разгоряченное тело.
Я настигла юное спортивное дарование, девушка очень устала.
- Сколько еще бежать? - Поинтересовалась она.
- Много!
- А-а!
- Трудно? Держись рядом!
Так мы и накручивали кроссовками метр за метром, нога к ноге. В тандеме она быстро восстановилась…

Испытания приходят в жизнь, когда их меньше всего ожидаешь. Дорожная авария отпечаталась в сознании грохотом, скрежетом и бьющимся стеклом… Я знала, что умерла, но… вернулась-таки в земную жизнь. Травмы головы и позвоночника оказались несовместимы с полноценной жизнью. Была нормальная жизнь «до» и пришла ненормальная жизнь «после». Я видела глаза близких мне людей и читала в них страх. Они не знали, как им теперь жить со мной – большим бесполезным растением. Вердикт врачей не оставлял надежды – протянет лет пять… если повезёт. Нет, нет, это уже не человек!
Я запомнила их слова, впечатав в память. Эти слова – единственное, что она могла удержать в себе в тот момент. Постепенно смирилась с ними, поставив на себе крест. У меня не было будущего. Вердикт не оспаривается!

Невропатолог Зотов разглядел во мне не растение, а отчаявшегося отверженного человека. Он занялся мной, терпеливо прощупывая и простукивая каждый сантиметр тела. Закончив осмотр, не поторопился что-то сказать. Нет, он долго думал за столом, подперев рукой голову. Несколько раз снимал и протирал очки.
- Девочка, я отменю все лекарства, которыми тебя пичкают. Они не помогут.
Я обреченно усмехнулась. Вот и финал.
- Ты здорова, девочка, но будешь ли ты полноценной, это зависит… только от тебя. Лишь ты можешь поставить себя на ноги. Ты поняла?

Мне предстояло заново научиться ходить, а также включить в мыслительный процесс голову, укрепить и растянуть позвоночник. Восстановительные резервы тела безграничны, в этом я убедилась на себе. Конечно, если потеряна конечность, то новая не вырастет, как ни старайся. Я подразумеваю то состояние, когда на месте руки, ноги, голова. Знаю, что тело слышит и воспринимает не только действия, но и речь, а ещё подсказывает, что делать и как. Тело нацеливается на оптимальный результат, ведь для него естественно быть сильным и здоровым. Полноценность для него норма. В противоестественном состоянии тело обычно удерживает сознание. И бывают минуты, когда нужно запретить себе думать, избавив тело от воздействия на него деструктивной умственной жвачки. Боль благодатна, и восстановление не минует её. Дорогу может осилить идущий… ты говоришь это себе не раз, и не два в день.  Идёшь по шагу, упёрто, не заглядывая в будущее, ибо всё еще знаешь, его у тебя нет. Так проживаются недели, месяцы. Но приходит день и ты, увидев себя в зеркале, удивлённо улыбнёшься отражению, удовлетворившись результатом кропотливой, каждодневной работы.

Финишный километр.
- Девчонки! Ай, молодцы! Мужичка впереди не трогайте, а то изнасилуете!
Это кричит дядька, бегущий рядом по тротуару.
- Мой тренер, – смеётся девушка. – Я из лыжной сборной!
- Хорошо-о! – кричит тренер, - я на финиш! Там встречу!
А нам предстоит преодолеть последнюю маршрутную петлю…
- Обойдём, дядьку?
- Ага!
И мы обходим того самого мужичка, я - справа, она - слева. И уже не сбавляем скорость.
- Пора! – говорю, устремляясь в рывок. Девчонка пулей вылетает вперёд и несётся к финишу, едва касаясь кроссовками брусчатки, откуда и силы взялись! Мне за ней не успеть. Я радуюсь её лёгкости и знаю, у неё впереди много, много побед.

Гонка закончилась. С энтузиазмом принимаю поздравления от группы поддержки. Ещё не накатила усталость, ещё держат ноги, ещё не вижу, что за время бега отбила до синевы два пальца, что натёрла волдыри и мозоли. Еще не знаю, что с дистанции сойдут более сотни бегунов. Я буду знать это потом. Сейчас лишь эйфория победы над собой и потребность видеть, что кто-то финиширует после тебя. Прилипаю к ограждению беговой зоны на Дворцовой площади и зачарованно наблюдаю за бегом проявившихся стайеров. Каждый бегун – событие!
Мои друзья смеются.
- Ты, наверное, еще и половину дистанции не пробежала, а тут уж победителей чествовали…
- Ха! Так я ж не за наградой бежала! Я, так!

«Белые ночи-2011» остались за спиной. Принято говорить: Дорогу осилит идущий. Моя дорога к «Белым ночам» началась задолго до утра 26 июня. Она тянется из того дня, когда непредвиденно оборвалась устоявшаяся жизнь. Как говорится: Не было бы марафонского счастья, да несчастье помогло.