Последняя военная тайна

Федор Остапенко
Это было очень давно. Ну, когда я был еще чист душой и не понимал еще этого – я еще не был взрослым. Подходит ко мне наш школьный учитель рисования – самый настоящий учитель рисования, который учил, а не отбывал время. И говорит мне, что будет областной конкурс детского рисунка, посвященный юбилею Аркадия Гайдара, ну на то время, детского писателя. Не было тогда еще Шрека, человека-паука и другой мути, а был Тимур с его командой, и был Мальчиш-Кибальчиш, и, разумеется, Мальчиш-Плохиш. Я поначалу, как уже взрослый пацан (седьмой класс, как ни как) отказался, мол, не малявка я уже, завязал с рисованием. Но Алексей Конович (так звали учителя) попросил, заметьте – не приказал – а попросил. И я согласился.
Согласился быстро, так как мучительного поиска сюжета не было, разработка композиции тоже отсутствовала, потому что… Потому, что вопрос военной тайны меня уже тогда сильно волновал. Что это такое, за что так можно страдать – Великая Военная Тайна…
Нарисовал я, как сейчас помню, помимо традиционного портрета Гайдара (по клеточкам) допрос главным Буржуином Мальчиша-Кибальчиша. Ничего тогда я не знал о распятии и других страстях, но интуитивно нарисовал Мальчиша-Кибальчиша распятого на стенке, не на кресте, но в виде креста, и злого толстого Буржуина в цилиндре, тыкающего Мальчишу под ребра длинное копье. Рисунок получился классным: черно-белый карандаш и красной краской кровь на мускулистом теле Мальчиша. Говорят, что тогда была какая-то жестокая цензура. Может где-то и была, не знаю. Можете поверить, это правда – рисунок прошел, и я занял первое место, сам того не ожидая.
Но не в рисунке дело – а в военной тайне… И вот сейчас, как мне кажется, я понял в чем суть Великой Военной Тайны, за которой так долго гонялись проклятые буржуины. Ракеты, самолеты, секретные коды и прочее, прочее – все это ерунда – все это у них и так было. Но чего у них не было так это топчана.
Ха, да и вы не знаете, что такое топчан – секретное оружие русских. То-то, так все было замаскировано под бардак и развал, что никто и не заметил силы советской армии. Какая там идеология и КГБ, все эти идеологи и органы первыми бросились в капитализм и продажность. А все потому, что ни КГБ ни политорганы ничего не знали о топчане. То есть, они о нем знали, но пользовались.
Для любознательных. Топчан – это не кровать, не диван, не софа. Это лежанка основой которой является жесткая доска, обязательно обтянутая дерматином или брезентом. Если топчан не обтянут, но это «вертолет», а это уже из другой области нашего бытия – гауптвахты, КПЗ, ну не приятной, в общем-то.
Так вот, топчан был предназначен для кратковременного отдыха в наряде. Наряд… Какое простое слово, а что за ним – а за ним вся служба солдата, воина. То есть, военнослужащего – служащего ради войны. А там, где война, там и военная тайна.
«И при чем здесь топчан? – в праве спросить вы». А потому, что основа службы – это наряд, а топчан необходимый атрибут этого самого наряда. А нарядов в советской армии было столько, что порою казалось, что жизнь без нарядов просто не возможна. Мало того, некоторые умники, и мне кажется, я их знаю, доказывали, что на Марсе нет жизни лишь потому, что там нет нарядов. Поэтому они, не издеваясь, предлагали послать на Марс не разные там данные о человеке, а график нарядов. Как только бы на Марсе или даже на Уране появился бы график нарядов, так сразу там бы началась жизнь. Наряд он указывает на смысл жизни и дает направление мысли – кто этого не понял, тот так и не понял в чем смысл службы, а не карьеры.
А наряд без топчана – это же не наряд, а бессмысленное время провождение. Именно бессмысленное, потому, что нет мысли.
И так. Наряд принят, рапорт о приеме-сдаче сделан, теперь дело за мыслью. И вы садитесь на спину. Да, я не оговорился – именно садитесь на спину, потому, что ложиться  на топчан нельзя – это нарушение чего-то там. Чтобы выдерживалась идеология, а заодно не загрязнялась форма, перед тем, как сесть спиной на топчан, расстилают на нем газету «Правда» или «Красная Звезда» - самые хорошие, в этом смысле, газеты, потому, что в других смыслах у них была очень плотная бумага.
И вот, вы сели на спину, на жесткий топчан. А это еще и полезно для позвоночника – это вам скажет любой неврипатолог или верболог. И вы обязательно должны закрыть глаза. Глаза закрываются с двумя целями. Во-первых, враг думает, что вы спите и поэтому делает ошибки в вынашивании своих злобных планов. А во-вторых, закрывая глаза вы полностью сосредотачиваетесь на главном занятии – мысленном спасении всего сущего от бардака и разрухи. В обычной жизни вам это ну никак не удастся. Сесть на спину, в обычной жизни, никак не удастся – приходится ложиться или просто валиться от усталости с ног. Отвлечься вам от суеты сует и сосредоточиться на томлении духа, как основы спасения мира от пребывания его в пропасти, вам не дадут – потому что не дадут и все тут. А вот в наряде, когда все знают, что вы стоите на страже и бдите, вас уже не отвлекают на разную мелочь не глобального масштаба.
Где-то там, внизу, на Земле течет кран, ребенок не учит уроки и дерется с кем-то, где-то там нет денег и кто-то не удовлетворен или недоволен… А в бесконечности темного пространства такие рождаются светлые мысли… Чего только не рождается в этих самых мыслях… Новые идеи по искоренению глупости, как источника зла, что является одной из основных причин воен. Или новые мысли, скрашивающие нашу практически однообразную жизнь. А если жизнь прекрасна, то ее и защищать охота  - вот вам и основа боевого духа и мотивация к подвигу. А еще мысли учат нас, как вообще не воевать, то есть выполнить задачи защиты всего мира от врагов не рискуя ни своей, ни их жизнями.
И летят эти мысли от топчана к топчану, от границы к границе и никто не воюет…
А скажите, что это не так, а… В разных там американцев нет топчанов, вот они от отсутствия светлых мыслей и воюют всегда, и победить никого не могут. Исчезли топчаны в некоторых странах и начали воевать все – вот то-то…
И понял я только сейчас, почему тогда, когда я был чист душой, меня так волновала  военная тайна, и почему тогда взрослые дяди дали мне первое место. А все потому, что никто не хотел быть распятым. И каждый подумал, как хорошо сесть на спину, закрыть глаза и начать спасать мир без этих все копий, крови и ядерных взрывов…
Эх, все так и было бы, если те, кто сдуру желает нажимать красные кнопки пуска ракет, посидели бы на спинах, на секретном оружии советской армии – на топчане.
И никто не даст мне первого места. И не кому мне сейчас рассказать эту последнею военную тайну непобедимых армий?...