Юлия Тимошенко как карма украинской политики

Вадим Довнар
Суд над экс-премьером и события вокруг нее стали яркой иллюстрацией того, насколько своеобразная политическая система сложилась в Украине. И каким везучим деятелем является лидер «Батькивщины».

Пожалуй, мало кто в стране считает Юлию Владимировну безгрешной. Не исключено, что даже среди ее многочисленных избирателей хватает тех, кто уверен: Тимошенко есть за что судить. Однако в том, что вместо правосудия мы наблюдаем политическое преследование, месть со стороны оппонентов, не сомневаются, очевидно, даже депутаты Партии регионов. Тем большая существует вероятность, что из нынешней серьезной передряги госпожа Тимошенко выйдет безусловным лидером оппозиции. А в условиях стремительного, постоянного падения рейтингов Виктора Януковича и ПР, может, и новым главой государства. Пикантность ситуации заключается в том, что во власть ее сами же регионалы и толкают.

Напомним, разница в результате на президентских выборах между ЮВТ и Януковичем составила всего 3%. Однако большое число голосовавших за тогдашнего премьера вовсе не являлись горячими сторонниками «газовой принцессы», а отдали ей свой голос как «меньшему злу». Такой предвыборный расклад, конечно же, не отменял разочарованности в обществе «оранжевыми» вообще и Тимошенко в частности. «Ее» результат, скорее, засвидетельствовал количество людей, которые просто не желали тогда отдавать свой голос Януковичу. Вот бы победителям в этой ситуации и забыть о Тимошенко. Не создавать ей информационных поводов для «засветки». Благо сама ЮВТ оказалась неспособной эти поводы продуцировать. Не считать же такими немногочисленные митинги и призывы объединяться, готовиться к противостоянию и обозначать себя желто-голубой ленточкой. Достаточно почитать интервью ЮВТ за последний год, чтобы убедиться: никакого плана возвращения во власть у нее не было. Партийные ряды экс-премьера редели, число «тушек» росло пропорционально падению рейтинга. БЮТ покинули почти все весомые спонсоры. А самые преданные ЮВТ соратники-парламентарии ничего не могли противопоставить ни голосованию в ВР регионалов, ни их тактике «выжженной земли» в ходе местных выборов.

Но призрак оппонента, дышавшего в затылок Януковичу, продолжал тревожить его окружение. Обвинения Юлии Владимировны в перераспределении денег, полученных в рамках Киотского протокола, ничего, кроме скептической улыбки у наблюдателей, не вызывало. С красноречием ЮВТ ей не составило труда объяснить обществу, мол, в ситуации кризиса меня ничего бы не остановило потратить эти средства на выплату пенсий. Но и этого делать не пришлось. (Правда, сперва Тимошенко настаивала, что все-таки пришлось. Но вскоре свою позицию скорректировала.)

Но что нашим людям до таких тонкостей?

Нужного пропагандистского эффекта дело не получило. Между тем, едва ли не ежедневно посещая ГПУ и общаясь перед допросами и после них с журналистами, оппозиционер постоянно присутствовала в информационном поле. В этой ситуации власть не нашла ничего лучшего, как завести дело о покупке машин скорой помощи для сельской местности. Что там было на самом деле — Бог весть. Но неужели, «обжегшись» на «выплате пенсий», сложно было предсказать «социальный» аспект защитников Тимошенко и в этом деле?! Как бы там ни было, но за несколько месяцев хождения в ГПУ, ЮВТ опять смогла донести свою точку зрения до всех, кто мало-мальски интересовался процессом.

«Газовое» дело почему-то возникло последним. И это несмотря на тот факт, что буквально с первого дня у власти регионалы стали добиваться пересмотра механизма формирования цены на российское голубое топливо. Очевидно, ставка делалась на то, что проблемы оплаты ЖКХ народным массам несравнимо ближе, чем эфемерные парниковые газы Киотского протокола. Но (опять непозволительная ошибка!) для большинства премьер Тимошенко — уже прошлое, со времени руководства которой бытовые условия значительно ухудшились.

На этом фоне недавние слова президента в ПАСЕ о том, что дела Тимошенко — это просто борьба с коррупцией, а указывать прокурорам он, дескать, не вправе, воспринимаются как нелепые отмазки. Да, у нашей оппозиции в лице БЮТ есть серьезное лобби в Европе. Его представителей, конечно же, не очень интересуют подробности, детали обвинений. Но всем памятно, как следователь прежде отказывал ЮВТ в праве выехать в Брюссель. Затем Виктор Федорович заявлял о нецелесообразности такого отказа. И тут же «независимый» прокурор менял свое мнение. В случае с возможностью недавнего визита в ПАСЕ такая демократичность, очевидно, снова была признана нецелесообразной. А попытка ареста Тимошенко после ее дипломатической болезни? (Хворь, как помните, тогда помешала политику прийти на допрос, но не на эфир к Савику Шустеру.) Независимое правосудие, говорите? Но почему-то зарубежные послы, вмиг съехавшиеся к руководству ГПУ, оказались способны повлиять на мнение последнего… А уж кому де-юре подчинена прокуратура, как и суды, знает любой, кто знаком с содержанием соответствующих «реформ».

Между тем, остатки доверия к названным институтам и робкую надежду на справедливый приговор власть умудрилась убить самой манерой проведения суда. Вместо открытого заседания с максимальным присутствием прессы и прямой трансляцией не на «5-м канале», а на «Первом национальном», мы увидели изощренную пытку над всеми, кто так или иначе вовлечен в происходящее. В маленьком зале Печерского суда люди буквально висят друг на друге. Падают в обморок от нехватки воздуха. Камеры запотевают. Рубашки промокают за считанные минуты. При этом треть посадочных мест с ночи занимают неизвестные, попавшие в помещение вопреки установленным правилам…

Возможно, созерцание тысяч людей, приходящих к суду, пока не сильно тревожит власть. Ведь большинство их, действительно, вероятно получает деньги за участие в этих митингах. Однако сей факт не должен бы в данном случае восприниматься как успокоительный. Ведь наличие оплаты далеко не всегда тождественно отсутствию убеждений. Так же, как количество митингующих не тождественно всей массе недовольных. Теоретическая база для их возможного в будущем одновременного выхода на улицу уже есть. Не хватало только лидера, серьезно пострадавшего «за веру». Или, как признавался один регионал, «главная проблема с Тимошенко в том, что тюрьма ей спишет все прежние грехи».

Но остановить запущенный по недомыслию маховик власть имущие уже, очевидно, не в состоянии. Что же касается ЮВТ, то когда-то она справедливо сможет заметить, мол, я их предупреждала…

Остается надеяться, что сама Юлия Владимировна в пылу борьбы все же не забывает: главный суд еще впереди.