Страна Суоми. 2

Светлана Михайлова-Костыгова
                Начало здесь: http://www.proza.ru/2011/06/22/1415


Действительно, эта поездка пошла мне на пользу. Я наконец-то увидела Хельсинки, подышала воздухом свободы (как профессор Плейшнер). Вы не представляете, но на Западе совершенно пропадает чувство, что ты инвалид. Сначала, когда мы приехали, я очень стеснялась, когда Ваня кормил меня в кафе, мне казалось, что сейчас все уставятся на меня и будут наблюдать этот интересный процесс. А потом поняла, что никому нет до тебя дела (в хорошем смысле), а если случайно я пересекалась глазами с прохожими, то мне обязательно дарили улыбку. Это было прекрасное чувство гармонии, с которым ничто не сравниться по своим ощущениям.

После магазина для инвалидов «Респекта» мы поехали устраиваться в гостинице. Немного отдохнули и пошли гулять по Хельсинки. Погода, конечно, резко ухудшилась, похолодало, и моросил мелкий дождичек, но какая это была ерунда по сравнению с теми впечатлениями, которые вбирал наш мозг и фотоаппарат.

На следующий день, мы поехали в Центр Реабилитации, в котором нас ждал доктор Тимо Похьолайнен, главный врач этого Центра.

Доктор задавал мне много вопросов, в том числе и про операцию, спрашивал, что я жду от реабилитации и каких результатов. После осмотра он был очень удивлен, как Ваня за мной хорошо ухаживает. Даже спрашивал, как его спина выдерживает такие нагрузки. И, по-моему, Тимо так и не понял и не поверил, что у нас в городе нет Центров Реабилитации для таких больных как я. Сказал, что в Финляндии у больных с моим диагнозом не бывает таких сильных контрактур, а их состояние гораздо лучше моего. Это все исправляется обычными не хирургическими методами еще в детстве. Но и в моем запущенном случае можно не только приостановить прогрессирование болезни, но и улучшить работу мышц и уменьшить контрактуры на ногах (если честно, я не поверила, потому что для меня это звучало как фантастика).

Полный план реабилитации со сметой мне обещали прислать электронной почтой позже. Кстати, на Западе реабилитация – это не только лечебные занятия, но там обучают тому, чтобы человек как можно больше справлялся со всеми трудностями самостоятельно и без посторонней помощи, а если этого трудно избежать, то помогают родным и близким больного, как облегчить его состояние, с пользой для обеих сторон. Конечно, для меня все это было необычно, удивительно и радостно.

После консультации мы поехали на инватакси в аквапарк Sea Life. Аквапарк старый, в Хельсинки есть еще один, но он далеко от клиники. В аквапарке мне очень понравилось, Ваня там сделал много интересных снимков, хотя было очень темно, а вспышка там запрещена. Вместо билетов на входе ставят штампик на руку, его очень сложно смыть и получается прелестная татушка на пару дней.

Меня очаровало одно стадо рыбок, такие маленькие крошки, до чего же было смешно, когда значительно позднее я узнала, что это были Пираньи. Правда, друг мне объяснил, что это только кинематографисты насочиняли всяких страшилок про этих милых созданий. В одном из аквариумов живут огромные крабы, наверное, с Ваню размером. Когда они его увидели, то быстренько подползли и стали позировать. У них такие занимательные глаза, которые выпердываются на длинных шарнирчиках и вращаются в разные стороны.

Вечером фланировали по городу. Познакомились с уличным музыкантом, забрели в кафешку, где я почувствовала, что никто на тебя не обращает внимание и спокойно налопалась пирожных с мороженным.

Легли пораньше, потому что я очень волновалась перед самой главной встречей – встречей с Дитрихом. Хотя, Тимо при осмотре моей ноги сразу сказал, что тромбов нет (он очень хороший диагност и похож на наших старых Питерских врачей), но я все равно волновалась. Что пделать, такой у меня характер.

В 10-30 в Ортоне нас встретила русскоязычная медсестра, и мы пошли сдавать кровь на анализы и спирометрию. Спирометрия нужна была Дитриху, чтобы понять насколько увеличился объем моих легких. В который раз удивилась ловкости финских медсестер. Когда процедурная медсестра ввела иглу в вену, то вена от страха убежала. Обычно в этих случаях, у нас вынимают иглу и опять пытаются ввести, но финка, каким-то образом, нашла убежавшую вену, и сделала необходимый забор крови. Потом я сдала спирометрию, мне сказали, что показатели у меня хорошие. Дальше по плану был рентген. Дитриха мы увидели еще в коридоре, он подошел к нам и поздоровался. Он решил сначала сделать рентген, а если будет необходимость, то только тогда делать УЗИ. Вот чем отличаются финны, они очень практичны и если не требуется, они не делают лишних процедур.

И вот наконец-то долгожданная встреча в кабинете у Дитриха. Он нас встречает улыбкой, жмет Ване руку, меня гладит по лапке и задает первый вопрос:
– Как Вы себя чувствуете?
– Отлично!
Я дарю ему свою самую очаровательную улыбку. Дитрих улыбается и повторяет на чистом русском языке:
– Отлично!
Затем Дитрих спросил:
– Какие плюсы и минусы у меня после операции.
Я перечислила кучу плюсов. Дитрих, тем временем, все это записывал. А вот над минусами я глубоко задумалась. Единственное, что беспокоило это проблемы с правой ногой.

Дитрих ответил, что анализы у меня все хорошие, только немного повышены тромбоциты. Рентген тоже хороший, с каркасом все в порядке, он прижился.

Потом Дитрих на меня проницательно посмотрел и сказал:
– Конечно, если у Вас будут очень сильные боли в бедре и отек будет сильно мешать, то можно сделать операцию, но я бы Вам не рекомендовал еще одну операцию. У Вас был очень сильно искривлен таз и сейчас нужно время и специальные тренировки, чтобы Ваш организм адаптировался к новому телу. Рекомендую Вам попробовать различные ортопедические подушки.

Были еще какие-то вопросы по поводу лекарств, но я настолько устала, что все воспринимала, словно со стороны и только сейчас я вспоминаю подробности.

Ах да, я совсем забыла, перед встречей с Дитрихом я опять встречалась с Тимо и он мне задавал еще дополнительные вопросы, видимо, для того чтобы составить план реабилитации точно под меня.

Уезжали мы с Ортона счастливые, потому что перед отъездом в Хельсинки я очень сильно волновалась, переживала, какой получу ответ.

Вечером допоздна гуляли по центру Хельсинки. Шли наугад по брусчатке, смотрели на витрины, улыбались людям, они улыбались нам в ответ, и меня не покидало чувство удивительного мира в душе. Какое же это чудесное состояние, когда ты можешь чувствовать себя свободным гражданином Мира. На тебя никто не тычет пальцем, ты можешь заехать в магазин, кафе, в любое учреждение, даже покататься на трамвае или автобусе и, в какой-то момент ты понимаешь, что ты совершенно здоровый человек и ничем не отличаешься от окружающих тебя людей. Вот, что значит Свобода!

На следующий день, перед отъездом, мы поехали на маленьком катере в зоопарк, который находится на острове Коркисаари (корки - высокий, саари - остров).

Остров мне показался громадным, хотя на самом деле это не так. Животные живут в огромных вольерах со стеклянными стенами и совсем мало решеток. Ходят по острову северные гуси с гусятами, видели семейство кроликов. Львов, тигров, снежного леопарда, маленьких усатых обезьянок и даже побывали в павильоне Африка-Азия. Там было такое разнообразие – искусственные водопады, лианы, маленькие джунгли. Пока мы были в павильоне, на улице прошел шквальный дождь и мне кажется, что была даже Радуга. Наверное, это хорошая примета того, что мы вернемся в Хельсинки еще не раз.

У нас оставалось еще немного времени, и мы походили по Рыбному Рынку – это очень старинный рынок, там продают всякую всячину, а оттуда сразу пошли в порт.

Ну, а утром приплыли, а у нас в Петербурге экономический форум и мы около часа пытались выбраться из города, чтобы доехать до Соснового Бора.

Конечно, впечатления, эмоции должны еще уложиться и утрамбоваться  в моем сознании и душе. Но в целом, эта поездка была незабываемой для меня, маленькой путешественницы, которая начала открывать Мир и Новую Жизнь в сорок лет! Вы скажете – Поздно? Но разве для открытий и познаний существует слово «поздно»? Я уверена, что нет.