газовые глаза. гл, 3

Александр Сапрунов
3
- Мы шли долго, многие связующие шлюзы были заблокированы, лифты не работали. Ремонтные машины сновали меж бродивших по коридору вооруженных людей. Офицер нервничал. Но, когда мы дошли, он улыбнулся.
   Полковник Лебедев, сжимая в кулаке пистолет, сидел на полу в длинном коридоре, спиной к глухой, тупиковой стене. Изорванный «хамелеон» прямо-таки сочился кровью.
- Иди! – промычал он, увидев меня. – Сюда! Слушай не перебивая! Год выбрал тебя. Приказ – сдайтесь конфедератам! Всё!
   Полковник закрыл глаза, индикатор на рукаве погас, он был мёртв.
- Пройдемте в отсек управления, майор! – полковник Белов оказался рядом, он сделал ударение на моём теперешнем звании, я понял, что повышен на ступень. – Радары исправны, всё работаёт в аварийном режиме.
   Мы вошли, экраны напряженно светились, никого не было на большом пространстве вокруг. Радар разведки медленно выдал картину – конфедераты завладели инициативой, большой корабль эльгров нещадно поливался атомным огнём.
- Вызови командование конфедератов для переговоров! Или это не в наших силах? – поинтересовался я.
- Нет проблем! – возразил Белов.
   Прошло несколько минут, экран заискрился сетью помех, прояснился, чёткие формы всё более заполняли его, и теперь человеческие фигуры в форме стали видны. Их было трое: мужчина и две женщины. Первая с линиями тела, подчёркнутыми даже через форму, броской женственностью, до красоты, с военной работой, обычно такие женщины не совместимы. Вторая, не столь живая и чувственная, не выразительный взгляд, худощавое угловатое тело, обе с полковничьими нашивками. Мужчина – беззаботный толстяк в генеральском  обличии, в петлицах значки планетарных войск. Причем знаки отличия и форма говорили, что передо мной командный состав российского десантно-штурмового корпуса. На нашем корабле русские составляли большую часть.
- Что вам? – проворчал генерал.
- Майор Кедров! – представился я.
- Хоть адмирал! – рассмеялся он. – Чего тебе, майор, нужно?
- Я хочу переговорить об условиях нашей капитуляции.
- Прекрасно! Сдавайтесь!
- Мы хотим гарантии сохранения наших жизней и объективного подхода к каждому нашему офицеру и солдату.
- У вас нет выбора! Сдавайтесь без условий! Даю вам час на размышления
   Экран потух, я закурил.
- Полковник, сможем ли мы вывести в космос истребителей? И вообще, сколько нас осталось?
- Роботы разбирают завалы у шлюзов. У нас около ста истребителей, вполовину больше пилотов, с полторы тысячи солдат и офицеров спецназа и десанта, столько же бойцов внутренней службы корабля.
   У радаров разместились операторы, все автономные компьютерные системы были уничтожены. Приходилось пользоваться резервной системой, в которой участие людей непреложно.
- Майор, удалось узнать составы боевых эскадр противников. Эльгры имеют в своём составе один линейный крейсер, десантный корабль и корабль с планетарной войсковой группировкой. Конфедераты, два линкора, шесть малых крейсеров и пять автономных баз. На первой планете, у них она носит название Корделия, тщательно замаскированный командный пункт – полусфера с земной флорой. Конфедераты здесь около года, наша разведка это выяснила, мы шли в ловко расставленный капкан. Сухопутные силы и линкор – русские, остальные – смешанная афро-арабская  и американская эскадра, командует операцией генерал. Русский. Они легко справятся с инопланетниками. Эльгров подвела самоуверенность. Атака против нас обошлась им в пять тысяч бойцов. Половину истребителей сожгли конфедераты, при теперешнем положении, их поражение неминуемо. Нашей разведке удалось расшифровать их последние переговоры.
- И что там о переговорах?
- Эльгры в панике, не могут войти в гиперпространство. Конфедераты только что это обнаружили. Обвиняют друг друга в применении вакуумного оружия. На нас не обращают внимания, вот изображение нашего корабля! - он пальцем указал на экран, останки разорванных отсеков сгрудились вокруг изъеденного взрывами корабля.
- Майор! - в машинном отделении побывал отряд эльгров, ремонт невозможен. Мы не сможем двигаться по космосу. Не говоря о гиперпространстве.
   Я покачал головой, на связь вышел Белов.
- Отсек полётов едва ли удастся ввести в строй своими силами. Шлюзы заправлены снаружи ракетами. Мы словно внутри аквариума, в общем, ничего обнадёживающего.
   Холодные точки на экране мелькали, иногда гаснув. Шёл бой где-то за миллионы километров.
- Майор! Конфедераты уничтожили крейсер эльгров! Атаковали два других корабля. Эльгры паникуют, один  корабль уходит за диск Венеры-21, афроарабский линкор наступает ему на пятки.  Готовится к залпу!
- Хорошо! Вызовешь, если что будет нового!
   Я вышел в лифт, два спецназовца сопровождали меня. Командование! Как же это пришло в голову Году? Я решил выполнить приказ Лебедева - сдаться               
конфедератам.
   Роботы лениво передвигались в хаосе, образовавшемся после боя всюду. Тела убитых грузились в специальные баки, желтоватая пена ползла по полу, стерилизуя помещение. Сквозь залитые стеклопластом пробоины выглядывал космос, сейчас он казалось, затаился в ожидании.
   Майор Бакалеев подошёл ко мне инертно отдав честь; я подумал – почему Год не взвалил на его широкие плечи того, что он бросил на мои, гораздо более узкие.
- Господин майор! - обратился он. - Среди личного состава растёт число недовольных. Возможен  бунт!
- Чего они требуют, чем не довольны?
- Требуют капитуляции. Считают наше дело проигранным.
- Майор, закройте глаза.
   Он в недоумении уставился на меня, я пошёл дальше. Полковник Белов вышел на связь.
- Майор Кедров?! Время идёт, что мы ответим конфедератам?
- Как ты думаешь?
    Его лицо на экране передатчика порозовело.
- Исполню ваш приказ!
- Ясно!
   Я возвратился в пункт управления. Эльгры практически были разгромлены, остался десантный корабль, он летел в нашем направлении.
- Конфедераты двумя группами по двести истребителей пытаются их окружить, наверное, удастся - прокомментировал офицер.
- При этой скорости через полтора часа они все будут здесь!
   Серый мячик Венеры-21, два обширных крыла в боевом построении. Я смотрел на видеорадар, ничего не ожидая. Несколько ярких шаров появились перед крылом, движущимся над северным полюсом.
   Не знаю, как это воспринял Год конфедератов, но при таком качественном изображении, иначе я сказать не мог. Появились.  У экранов находились три офицера и я, мы дружно молчали. Всех поглотило зрелище, плавного движения шаров при вспышках разрывов.
   Истребители открыли ответный огонь, головокружительные развороты и виражи не спасали от неясных всполохов. Какие-то секунды, и нет двухсот истребителей конфедератов. Шары, став ещё ярче, просто исчезли.
   Некоторое время слышались недоумённые фразы и восклицания, никто не мог сказать чего-нибудь определённого. Такие же огненные шары появились подле другой группы истребителей конфедератов. Повторение уже виденного нами: груды мертвого металла пылинками закружились на том месте.
   Полковника Белова я заметил, когда он начал тормошить моё плечо. Мои органы чувств как будто притупились, я видел размытое лицо, чёрный «хамелеон» с полковничьими звёздами.
- Кто это был? - долетело окончание фразы.
- Не знаю, - встряхнул головой я. - Свяжитесь с конфедератами!
- Ничего нет, сигнал идёт, они не отвечают.
- Вызывайте до тех пор, пока ответят.
- Всё! Крейсера нет! - бросил кто-то.
   Через минуту случилось! Шары приблизились к нашему кораблю.
Мы впились в экран, загипнотизированные.
- Посмотрите, он похож... - сказал один офицер.
- На глаз, на зрачок! Видишь, пламенная сетчатка и тёмно-бордовый круг внутри! Будто живой! - добавил другой. - Переливается тысячей оттенков красного.
   Вспышка ослепила нас, шары, став цвета земного солнца, медленно исчезли. Из наших глоток вырвался вздох облегчения, чья-то плоская шутка оживила всех. Сигнал связи прозвучал.
- Это, кажется, эльгры, майор?! - оператор удивлённо оглянулся, ожидая моего ответа.
   Серые лица, похожие формой на человечьи, но более скуласты, короткие очень густые волосы, отсутствуют ушные раковины, шестипалые руки когтисты. Пристальные тёмные глаза, с чем-то звериным во взгляде и облике.
   Перевод бегущей строкой, несколько эльгров неподвижно сидят, у одного шевелится безгубый рот. Оператор нарочно выключил звук, мне знаком их голос, сравнимый с возбужденным вороньим клёкотом.
- Мы наблюдали приближение НЛО к  вашему кораблю. Группировка конфедеративных войск и флота заключила с нами перемирие. Они очень пострадали от нападения НЛО. Надеемся, вы присоединитесь к договору о перемирии и совместных действиях против явления, обозначенного нами термином «газовые глаза»?
- Да! Мы присоединимся! - ответил я.
- Мы вычислили амплитуду их появлений. Передаём вам эту информацию! Нам известно ваше положение. Мы, с вашего соизволения, можем послать спецподразделение, которое взломает снаружи шлюзы, поможет в починке двигателя!
- Присылайте! - не колеблясь согласился я.
   Спустя некоторое время, конфедераты вышли на связь. Генерал был с одной из женщин, та самая, красотка. Она посмотрела мне в глаза, и я увидел, что у неё – зелёные, мне пришёл в голову яркий цвет свежих распустившихся листьев вишни, когда они ещё липкие.
- Пока нет какого-то чёткого плана, - говорил генерал, - кашляя в кулак и часто моргая. - Мы собираем информацию. Каждый человек сейчас на счету.
   Мы знали, что к этому времени у них остался афро-арабский крейсер и русский штаб на Корделии с отрядом десантников.
- Гиперпространственная связь поначалу функционировала. Теперь сигнал не идёт. Наблюдайте и делитесь любыми предположениями. Даю слово, если выберемся, я лично буду ходатайствовать об амнистии для всех вас!
- Пока ничего нет, - сказал я. - А у вас не будет гарантии, ведь вы – лишь руководитель операции.
- Мы подумаем о других путях выполнения обещанного! - улыбнулась женщина, и показалось, что она симпатизирует мне.
- Это лишь очередная переделка! - проворчал генерал. - Нужно действовать, чтобы как-нибудь выкарабкаться! Могу вам сообщить, добавил он, - что наш Год выяснил состав веществ, из каких состоят «газовые глаза»
- Это нам ни о чём не скажет!
- Посылаю, на всякий случай! Итак, не буду занимать эфир, впредь сообщаемся шифром, так как «газовые глаза», возможно, наблюдают за нами. Всего хорошего!
- До связи! - пробурчал я уже погасшему экрану.
- Майор! Шлюп эльгров и два истребителя приближаются.
- Свяжитесь с ними шифрованной передачей.
- Думаю держать их на всякий случай под прицелом?
- Конечно! - кивнул я.
   Работы заняли около получаса, я отправился встречать инопланетян. Их машины, выполненные из чёрного металла, плавно приземлились. Место было оцеплено отрядом спецназа. Люки открылись, я впервые видел эльгров вблизи, не в бою. Они напоминали древних рыцарей, скафандры с неведомой геральдикой, изображениями потусторонних существ. Все ростом не менее двух метров, группой приблизились. Первый, очевидно командир, поднял в приветствии руку – старый, как мир, жест.
- Я командир этого отряда! - прохрипел автопереводчик из динамиков на его скафандре. - Моё имя Уэсшеракх.
- Майор Кедров! - представился я. Полковник Белов тоже назвал своё имя и звание.
- Наши техники готовы оказать содействие.
- Капитан Семёнов! - позвал я начальника машинного отделения. - Принимайте гостей и помощников.
- Лично в мою задачу входит координирование и возможное боевое мероприятие против «газовых глаз»! - добавил Уэсшеракх.
- Пройдёмте в пункт управления. Сообщения поступают ежесекундно, потому, возможно, что-нибудь появилось.
   Его сопровождали два адъютанта с пистолетами, встречающиеся на пути наши люди оборачивались нам вслед, я сам чувствовал себя неловко в присутствии эльгров, их дыхание было громким, через скафандр доносился тягучий такт вдоха и выдоха.
   У радаров собрался весь командный состав, гам и разговоры прервались, как только появились эльгры. На одном из мониторов внутреннего наблюдения можно было видеть, как инопланетники копошатся в машинном отделении. Они выполняли всё в полном объёме, не пользуясь роботами. Офицеры удивлённо наблюдали за ними, Уэсшеракх объяснил: Всю ответственную работу делают специальные солдаты – техники. Доверять машины машинам нам кажется неразумным поступком.
- Пока ничего нового, майор! «Глаз» нет уже около часа.
- Хоть бы их не было никогда! - вырвалось у меня в ответ.
- Майор! Конфедераты на связи. Срочно. Шифрованное видеопослание!
   Я ввёл код и экран прояснился. Генерал смотрелся постаревшим и напуганным с надеждой избавиться от своего страха в глазах.
- Вход в гиперпространство свободен! Мы провели разведку. Есть уверенность, что нам удастся уйти! В общем, оставьте свои планы. Готовьтесь к срочной эвакуации!
- Генерал. Нам необходимо время на ремонт.
- Торопитесь. У нас нет времени, через час наши шлюпы будут у вас, грузитесь, афро-арабский крейсер возьмёт всех на борт.
   Собрались все офицеры на командных должностях, говорили много. Возбуждённые голоса, дым сигарет, решили почти единодушно – нельзя доверять конфедератам. Эльгры молча сидели в углу в креслах Я оставил за себя полковника Белова и ушёл в свою каюту.
   Звук селекторов связи походил на треск сверчков в выращенном лесу на Центавре, такой же разнотонный. Дверь отъехала в сторону, Белов шагнул ко мне.
- Эльгр предлагает взять нас на свой корабль. Обещает высадить в любой колонии на наш выбор.
- Это невозможно! - я закурил, покачав отрицательно загаснувшей зажигалкой.
- Конечно. Это будет конфедеральная планета, но эльгры заплатят за наши истребители и амуницию миллионы. Каждому. С деньгами легче исчезнуть. - Белов тоже закурил, рассеянно глядя на меня. - Согласись, воевать мы не сможем – ремонт двигателя займёт около месяца – хоть поживём, по человечески?!
   Его слова ничего не тронули во мне. Представление о какой бы то ни было другой жизни, у меня исчезло.
- Я отдам приказ о сборе и  полной готовности к эвакуации?
- Хорошо! - согласился я.
   Он ушёл, оставив меня наедине с плющащей пустотой, всё показалось дурным гипнофильмом, развязка ожидалась с презрительным утомлением от предыдущего содержания.