продолжение 15 Путешествие во времени

Наиль Мустафин 2
ОДИННАДЦАТОЕ     МАЯ.

В этот день еще раз съездили на кладбище. Могилку Павлика на этот  раз нашли. Оградка и памятник были покрашены и ухожены, только фотография оказалась промокшей и истлевшей. Постояли, помянули ,и пошли обратно. Зашли и к могилке родителей. Осторожно поправили землю вокруг, убрали мусор, и, попрощавшись, вышли на дорогу домой.
Обедали в кафе возле автовокзала. До вечера ходили по городу, выбирая в магазинах возможные подарки для родственников в Уфе. Купили пока только кедровые орехи в зеленых коробках. Во время прогулки договорились, что нужно совершить экскурсию в Байкальск. Зашли на автовокзал и купили билеты на тринадцатое мая.


Двенадцатое мая. Мед и пчелы.

После завтрака туристы пошли на прогулку  вдоль реки Слюдянки в сторону верховьев. До озерка прошли быстро, уже зная местность. Но выше озерка дорога перешла в тропинку и чем выше шли, тем уже становилась тропинка. Скоро тропинка стала похожа на дорожку, протоптанную только зверями. Чтобы пройти нужно было поднимать ветки, переходить через поваленные деревца, переходить с одного берега на другой. Речка здесь была неширокой, всего от двух до пяти метров, но прыгать с кочки на кочку, или  с камня на камень было не легко среди густых кустарников высотой до пяти метров. Воздух был свежий, земля мягкая,журчала речка, светило теплое солнце и  туристы даже не заметили, как пролетело время. Когда дети стали жаловаться на усталость, Басыр взглянул на часы.
- Ого! Да мы уже два часа идем. Значит и возвращаться столько же нужно. А если взглянуть вперед, то ничего интеесного не видно. Давайте будем возвращаться.
- Вначале отдохнем. – сказала Алена. – Вот и поляна маленькая с уже зеленой травой. Здесь и посидеть можно.
- Хорошо. Посидим, но под себя подложите мой плащ. Мне жарко, а земля еще холодная. – И Басыр расстелил на земле свой черный плащ. Когда все уселись спиной к спине, несколько минут молчали. В воздухе стали слышны звуки насекомых. Вокруг туристов стала кружиться пчела, от которой Алена с испугом стала отмахиваться. Наконец пчела улетела. Басыр что-то вспомнил и, улыбаясь заговорил.
 - Вы отдыхайте, а я вам один случай расскажу, как меня пчела в первый раз ужалила. Вот послушайте.

Среди деревьев пробежала волна времени.

В гости к бабушке приехали трое её дочерей. Еще две не смогли. Они жили далеко с маленькими детьми, в том числе и моя мама. Она самая старшая среди сестер. Среди родных сестер. А еще у них есть самая старшая сестра Зайтуна. Но отцы у них разные. Дедушка женился на моей родной бабушке, когда у нее уже была дочка. А когда моя родная бабушка умерла, то дедушка женился на бал-неней, о которой я все время и рассказываю. Она родила от дедушки сына Раниса. А пятерых дедушкиных дочерей вырастила и считала как своих дочерей. И они называли ее мамой.
 Так вот.  Из приехавших  двое самых младших работали учителями в деревенских школах и еще учились заочно в институте. Это были Наиля и Марьям. А Таскира жила в соседней деревне и  работала в колхозе.
С приездом тёток двор и дом наполнились шумом, суетой, смехом, перебранками и громким разговорам. То, что бабушка делала одна, спокойно и не суетясь, тётки делали сразу все вместе, мешая друг другу, стараясь командовать над другими. Они бегали из дома во двор, со двора в дом, на ходу о чём-то громко разговаривая, и похоже было, не очень слушая то, о чём говорят другие.
Вот Наиля  вынесла во двор самовар и стала командовать:
- Марьям! Настрогай щепок, разожги самовар. Таскира! Сходи за водой. Сейчас чай приготовим.
Марьям сразу воспротивилась.
- Ты сама начала, так и делай. Что ты всё командуешь? Видишь, я двор подметаю. А Таскира полы мыть собирается.
- Правильно. – вставила свои слова и Таскира - Ты, Наиля, сама уж за самоваром посмотри. Приготовишь чай, позовёшь нас кушать.
- Конечно! Сами раскомандовались, а на меня же сваливают.Ну и  ладно. Я чаем займусь, только вы свои дела быстрее заканчивайте, иначе к чаю не успеете. Мама! Где у тебя нож? Мне нужно щепки нарезать.
- В доме, на кухне. Только смотри, не затупи  его мне.
Бабушка задавала корм курам и цыплятам, а сама говорила  будто сама с собой.
- Вот ведь. Ждала, ждала, когда приедут. Приехали! И сразу всё вверх тормашками перевернули. Ваши голоса, наверное, на другом конце деревни слышат! Как будто нельзя делать дело без крика. И Ранис куда-то делся. А ведь обещал привезти сепаратор для откачки мёда. И где шляется? Не пойму его. Пока все вместе, надо бы мёд откачать.  Одной управляться с этим делом очень тяжело. Жаль, что Абдулла нас оставил, пусть земля ему будет пухом, а с ним все же легче было.  А теперь всё на моей шее осталось.
Я вышел из дома на крыльцо и протирал глаза после сна. Поведение взрослых удивили меня и я с интересом наблюдал за ними. Спустился с крыльца и стал прохаживаться среди теток. Наиле это не понравилось.
- Марьям! Займитесь малышом. Иначе  он так и старается самовар свалить или ножом порезаться. Его надо помыть и одеть в чистое белье. Бегает в одних трусиках. Утро ведь прохладное.
Марьям взяла меня за руку  и повела мыть к умывальнику, а старшей сестре сказала:
- Таскира! Приготовь мальчику новые трусики и рубашку.
- А где его вещи?
- У мамы спроси.
Когда на меня стали надевать новенькую белую рубашку, я заупрямился.
- Я не хочу рубашку. Мне без неё лучше.
-  Холодно на улице. Одевайся – настаивает Таскира.
- Не холодно. Солнышко, вон какое, даже жарко. – упрямлюсь я.
- Ладно. Не упрямься. Сегодня же как праздник - мёд будем откачивать. Вот только Ранис приедет с сепаратором, так и начнем. – уговаривает Марьям.
Вдвоём сёстры всё же одели на меня новые трусики и рубашку.
 К дому подъехал на лошади Ранис.
- Эй, там! Откройте ворота.
Сёстры побежали из сеней на улицу. И бабушка пошла к воротам, ворча на сына.
- Ты чего же так долго ходишь? Наверное, часа два уже прошло.
- Сама бы съездила. – басовито-грубоватым голосом отвечает Ранис. -  Ты говорила что договорилась, а они сами сегодня мёд решили откачивать. Пришлось по селу поездить, искать. Вот, нашёл. Да и то, они велели к вечеру вернуть. – с такими словами, словно бранясь, шеснадцатилетний парень завел лошадь с телегой во двор, к крыльцу. А бабушка стала уже командовать.
- Ладно. Что грубишь. Берите сепаратор и ставьте в сенях у кровати. Там удобное место.
Сёстры помогли Ранису установить сепаратор на крепкую, тяжелую табуретку.
- Ладно. Я пойду. Я итак опоздал. Наверное, и бригадир сейчас будет ругаться. – сказал  Ранис матери ,  вывел лошадь со двора и уехал.
- Ну вот. Нет чтобы отпроситься и помочь матери. Ему работа в колхозе важнее – стала ворчать неней вслед сыну. А когда Ранис уехал, она обратилась к дочерям:
- Ладно, дочки, и без него справимся. Готовьте дымовушку. Она в чулане. Трут тоже там. Наиля! Помоги вытащить ящик с рамками.
В доме опять началась суета. Разжигали трут в дымовушке, доставали рамы с новыми вощинами и складывали в ящик, искали халат, рукавицы. Одевали бабушку для работы сразу все сёстры, а она  бранилась, говоря, что сама может одеться.
- Отойдите. Я сама знаю, как одеваться. Лучше возьмите ящик с рамками и несите к ульям. Где дымовушка?
- Вот она. Кажется задымила.
- Возьми башлык с сеткой.
Бабушка одела башлык с сеткой на голову, взяла нож, гусиное крылышко, дымовушку и пошла в сторону заднего двора.  У ворот дворика она сказала дочерям:
- Идите, пока своими делами занимайтесь, не мешайте мне. А то пчёл распугаете.
Тётки увели меня от заднего двора и сами тоже пошли в дом. В сенях они стали чистить сепаратор. Я вертелся возле них, старался потрогать блестящий металлический бочонок, поиграть с краником. Залезал на кровать и заглядывал внутрь бочонка.
- Не вертись под ногами. – говорила Наиля.
- Не трогай кран, сломаешь. – говорила Марьям.
- Слезь с кровати. Куда лезешь? Уронишь сепаратор и сам свалишься – говорила Таскира.
 А когда я им  изрядно надоел, тётки отослали меня к соседям, чтобы позвал соседних детей попробовать новый мёд.
Когда я вернулся, первая партия рамок с мёдом уже закладывалась в сепаратор.
- Я уже пришёл! – закричал я с крыльца в сени.
- Ты всех позвал? – спросила Наиля.
- Да. Они скоро придут.
- Тогда иди и позови бабушку. Пусть сама начнёт откачивать мёд. А то ещё поломаем машину, ругаться будет.- сказала Таскира.
 Я убежал к заднему дворику. Остановился возле решетчатого заборчика и стал наблюдать за работой бабушки. Крышка с одного из ульев была уже снята. Бабушка вынимала из улья полные рамки с медом, смахивала с медовых сот пчел с помощью гусиного крылышка и дымовушки. Осматривала рамку с сотами со всех сторон и если соты были полные, то  убирала рамку в ящик
- Ты что же не зовёшь бабушку?- это Марьям пришла сама.
- Она же работает.
- Мама. Идём. Мы без тебя не хотим начинать.
- Подождёте. Сейчас закрою этот улей и пойду. А ты, внучек, что стоишь. Иди домой. Сейчас пчёлы злые. Могут ужалить.
- Я ведь давно здесь стою. Они меня не трогают.
- Марьям. Уведи его отсюда. Потом сама приходи. Поможешь ящик домой унести.
Тётка берёт малыша за руки и уводит в дом.
- Посмотрите за ним, я пойду помогу маме – говорит она сёстрам и уходит.
Вскоре она с бабушкой приносят в сени ящик. Бабушка снимает с себя башлык, халат и идёт мыть руки.
- Вы, похоже, уже заложили рамки в сепаратор. Зачем меня не подождали? – 
 Разве можно так закладывать? Они же слетят и весь сепаратор сломают. Рамки должны укрепляться ровно, без перекосов. А вы что наделали.
Бабушка вынимает все рамки и сама заново укрепляет их внутри  сепаратора.
- Слава богу. Кажись ,всё правильно сделала. Во имя Аллаха, милостивого и милосердного. Начнём с божьей помощью.
Бабушка осторожно начала вращать ручку сепаратора. Сначала медленно- медленно, постепенно увеличивая скорость. Машина стала издавать странный гул, всё более усиливающийся. В сенях стало страшно находиться, казалось, сейчас с сепаратором что-то случится, или  разлетится на части, или полетит как самолёт. Но вот машина набрала обороты. Гул стал равномерным, более спокойным. Через несколько минут бабушка дала ручку тётке Наиле.
- Крути. Но только не дёргай. Ни медленнее, ни быстрее. Я посмотрю, как мёд идёт.
Она открыла кран, подставила под носик крана ведро. Из носика появилась светло-коричневая, тягучая, тяжёлая струя.
- Таскира. Принеси из дома стакан и ложку. Сейчас на вкус попробуем.
Таскира вынесла посуду.
- Закрой дверь в дом. Видишь сколько пчёл. Весь дом заполнят – сказала ей бабушка. Сама подставила под струйку стакан. Когда стакан наполнился, вышла со стаканом на крыльцо и посмотрела мёд на свету. Солнечные лучи заиграли в янтарном лакомстве.
- Мёд чистый, хороший. Внучек, на, попробуй первым.
Бабушка дала мёд в деревянной ложке , я взял в рот ещё тёплую ароматную, сладкую до приторности, тягущую и липкую, янтарем сверкающую жидкость.
- Ну? Что скажешь?
- Вкусно! Она тёплая!
- Теперь вы попробуйте, дочки.
Бабушка стала угощать тёток. Попробовала и сама.
- Ложкой попробовали. Если кто хочет, попейте из стакана. Свежий мёд полезный.
Тётки по очереди стали отпивать мёд из стакана и хвалить его аромат и вкус.
- Можно и я из стакана попью. – Попросил я.
- Дайте. Ему полезно будет. – Сказала бабушка. – Только не  измажься. Иначе пчёлы искусают.
Я отпил из стакана несколько глотков
- Всё. Больше не могу. Очень сладкий.
- О! Вон и гости к нам идут, – сказала бабушка.
Вот уже от ворот послышались голоса девочек из соседнего дома.
- Бал-няняй. Мы пришли мёд пробовать.
- Проходите, проходите. Вот молодцы, что пришли.
Бабушка вынесла стакан с мёдом и стала ложкой давать мёд девочкам. Их двое. Одна постарше, другая младше меня.
Пришли троюродные братья  – Ринат и Фарит. Они старше на несколько лет. У них есть и ещё старшие братья. Они уже совсем взрослые, как Ранис.
Из маленького дома, что за колодцем напротив, пришла женщина со своей маленькой дочкой.
Бабушка и тётки вынесли ещё один стакан. Давали пить мёд из стакана.
По двору и без того уже летали потревоженные пчёлы. Запах мёда привлёк их ещё. Девочки, а за ними и мальчики, стали благодарить и уходить со двора, стараясь не быть ужаленными.
Через некоторое время после их ухода, в гости пришла тётя Зайтуна с сыном лет десяти и двумя маленькими девочками. Тётя Зайтуна – это сводная сестра остальных тёток и моей мамы .  Жила она через 5-6 домов на противоположной стороне улицы. Она самая старшая из всех сестёр. Они родились от одной матери,а отцы разные. Дедушка Абдулла взял в жены Сабиру,- мою родную бабушку ,- с дочерью от первого  мужа.Как я вам уже говорил,- она родила от  дедушки пятерых дочерей. Когда бог призвал ее к себе,- дедушка взял в жены нынешнюю бабушку,- Шамсинур, которая родила дедушке сына Раниса.
Вместе со всеми,и на этот раз, я опять попил мёд из стакана. Стакан уже липкий. Руки и лицо вымазались в мёде.
Когда и эти гости ушли, бабушка помыла мои руки и лицо  ,и сказала:
- Больше не мажься мёдом. Видишь, как пчёлы разлетались. Иди лучше в дом.
- Они меня не тронут. Я здесь побегаю – возразил я.
- Самовар давно вскипел. Идёмте в дом. Я сейчас на стол соберу. – Позвала Марьям. Она взяла самовар и понесла в дом.
В это время появилась какая-то очень уж злая пчела. Она жужжала громче всех. Стала кружиться возле малыша с явным намерением ужалить. Тётки видно почувствовали это.
- Малыш!. Стой на месте, не шевелись, – стали они учить меня. Я и сам знал об этом. Но эта пчела была назойлива, всё старалась сесть на лицо. Видно на лице осталось немного мёда.
Я, вначал, стоял спокойно. Но когда тётки стали кричать  (видно они сами больше испугались):
- Не шевелись. Не дёргай руками, - пчела ещё больше озлобилась и готова была впиться в лицо. Я стал отмахиваться рукой. Когда пчела чуть отлетела в сторону,  побежал на улицу к колодцу. Но убежать не удалось. Пчела полетела за мной. Я упал на землю и закрыл голову руками. Пчела покружила, и казалось, улетела. Я облегчённо вздохнул и начал вставать. И в это время пчела стремительно атаковала откуда-то сверху ,и, прилипла к щеке . От боли и неожиданности нападения , я заплакал. Смахнул с лица всё ещё жужжащую пчелу. Ко мне подбежали тётки.
- Зачем побежал?
- Почему нас не слушал?
- Смотрите  на него. Шлёпнулся в самую грязь. Были новенькие и чистые трусики и рубашка, а сейчас как трубочист.
Тётки сняли с меня грязную одежду. Помыли под умывальником, и одели новые трусики и рубашку.
- Хватит уже плакать. До свадьбы заживёт, ничего не останется. – Утешали они племянника.
- Говорят пчелиный укус полезен для здоровья. Не плачь. Давно уж всё прошло. Идём чай пить. Боль сразу пройдёт.
- Смотрите, сразу какой жирный стал, – стали уже смеяться тётки.
Я и сам чувствовал, как щека стала тяжёлой, плотной,- и трогал её рукой. На ощупь щека горячая. Тётки уже смеются надо мной. Я и сам уже не знаю, плакать или смеяться.
Подошла бабушка.
- Ладно. Тоже нашли над кем смеяться. Идёмте в дом. А то и вас пчёлы покусают. Пусть пчёлы немного успокоются. Да и самовар вас давно ждёт.
Тётки  вошли в дом, закрыв за собой двери в сени. Пили чай с новым мёдом, с каймаком, со свежим хлебом, с яйцами, сваренными вкрутую,- и с шутками над племянником.

Басыр закончил свой рассказ, и молча начал смотреть вокруг. Через минуту Рустам спросил.
- А мы когда кушать будем? Я тоже кушать хочу.
- Тогда вставайте, отдохнули уже, пора возвращаться в гостиницу,- там и покушаем. – сказал Басыр, вставая.
- Папа, ты же хотел найти здесь золото. – обиженно сказала Лиля.
-Знаешь, дочка, - золото так легко нельзя найти. Мы, вот, за два часа уже устали, а золотоискатели, иногда, годами ищут месторождения золота.
- Папа, посмотри, я подбирал в реке камешки, в них нет ли золота. – показал Рустам свои находки.
- Нет, это простые цветные камешки, но они  удивительно переливаются цветами радуги. Возьми их домой.
Басыр поднял с земли свой плащ, отряхнул и одел.
- А золото вы найдете, если будете упрямы и настойчивы в достижении своих целей. Пока наша цель,- вернуться в гостиницу и пообедать. Идёмте.