Австрия. Венский Лес

Спекулянтка Ру
Еду в город. Поздно уже совсем, но светло еще.
Смотрю в окно, 40 минут дороги по лесу. За 30 лет, которые здесь у меня домик в деревне, на этой дороге знакомым стало, кажется, каждое дерево – и огромная ель, что вывернуло ветром с ее неглубокими корнями и она не упала, повиснув на кронах соседей, давно сухая; и тонкая длинная березка, согнувшаяся дугой, уткнувшаяся в землю макушкой, но так и не сломавшаяся, еще живая.Лес наш красив всегда, особенно на стыке сезонов, им  можно любоваться без конца, никогда не надоедает.
Всего четыре коротеньких остановки. Стоит электричке замедлить ход, как в открытые окна врывается вездесущий сейчас запах цветущей липы. Наша деревня, кажется, просто  полита этими духами.

Рядом со мной сидят две женщины, о чем-то негромко разговаривают. Не прислушиваюсь, о своем думаю. Но вот промелькнуло слово «лес», мой слух уловил его как пароль. Рассказывают друг другу, как провели выходные. Та, что сидит рядом со мной, с восторгом вспоминает, как они большой компанией ходили в лес, как было весело, как там хорошо.
Потом недолгое молчание и ответ той, что сидит напротив меня:
«А я не люблю лес, мне всегда в нем плохо, просто больная возвращаюсь»
Я повернулась на голос и с удивлением посмотрела на говорящую. Не очень молодая уже,  симпатичное лицо, по которому как судорогой пробежало неприятное воспоминание. Она замолчала, стала смотреть в окно…

А я в который уже раз подумала – какие же мы все разные. Мы видим из окна летящей электрички одно и то же, но совсем по-разному воспринимаем, то  есть, в общем-то, видим разное. Для меня каждая прогулка в лес всегда радость, я могу встать в плохом настроении, чем-то расстроиться, чувствовать какую-то беспочвенную тревогу, ничего не хочется делать, не хочется читать, не хочется слушать радио – ничего не хочется. Я иду в лес. Пусть дождь моросит, даже еще лучше, надо только одеться нормально.

Идти не далеко. Первый дом на нашем конце стоит своей усадьбой уже в лесу, мой домок четвертый. Я далеко и не пойду и рядом красотища сумасшедшая – лес дикий совсем, никто за ним не ухаживает, но и захламить отходами цивилизации еще не успели. Красиво.
Деревья сами разобрались, кому где расти,- большие участки величественного старого соснового леса переходят в массив смешанного, потом пойдет большой кусок березовой рощи. Туда и пройду обязательно, мне кажется,  именно там, среди этих светлых высоких стволов с шелестящей высоко-высоко кроной, я и оставляю обычно все, что не поддается объяснению и так омрачает настроение ни с того, ни с сего.

И этот лес можно не любить??? В нем может быть плохо??? Мне этого не понять. Пусть там ничего нет – ни грибов, ни ягод и даже ромашки и колокольчики уже отцвели – ничего не надо, только камеру не забыть, вдруг что-то встретится, как сегодня – ежик:).

Каким же должен быть лес, чтобы в нем было плохо? Если честно, иногда  встречаются такие участки, когда заходим далеко в поисках грибов. Вдруг натыкаемся на совершенно темный сырой неприветливый закоулок, туда и заходить не хочется, но заходим, чтобы быстро пробежаться, там почти обязательно окажутся красавцы-подосиновики. Такой лес, пожалуй, не улучшит настроение, гулять по нему совсем не хочется… 

Смотрю на проплывающую за окном красоту и вспоминаю свою встречу со знаменитым сказочным Венским Лесом, который с легкой руки композитора стал, как теперь говорят, брендом австрийской столицы, как и ее прославленная  Опера.
Нежаркий летний день, рабочий. Именно так мы запланировали с внуком и дочерью поехать, чтоб народу поменьше, чтоб без шума и гама насладиться прославленной красотой.
Дочь предупредила меня: «Не думай, здесь лес не такой как у нас».
Я и не думаю, здесь многое не такое как у нас, я уже и не удивляюсь ничему, я хочу посмотреть своими глазами, какой он, этот лес, вдохновивший композитора-романтика на бессмертную музыку. Почему-то о нашем замечательном лесе музыку не сочиняют. Хотя нет – «В лесу родилась елочка», «Шумел сурово брянский лес», еще давно-давно была популярной оратория «Пионеры сажают леса». И все?.. Каким же красивым должен быть Венский Лес.

Это не далеко. Едем на автобусе, всякие там эпитеты о нем опускаю, так как всем европейские автобусы давно известны, да и у нас уже встречаются не хуже. Дорога сказочно красивая (о ее качестве тоже не буду), она почти вся уже по лесу. В густых зарослях мелькают баснословно дорогие виллы.  Молча смотрим в окно.
А я представляю себе как совсем еще недавно, меньше 200 лет назад, по этой самой дороге, еще не асфальтированной, но наверное, тоже неплохой, в такой же вот летний солнечный день ехали открытые кареты, думаю, не быстро ехали, любовались… Галантные кавалеры и изысканно нарядные дамы в светлых платьях с белыми кружевными зонтиками в руках о чем-то разговаривают и весело беззаботно смеются. Они ехали на пикник  на весь день с детьми, боннами и болонками, с кучей вкуснятины…

Автобус остановился на специальной стоянке. Мы немного прошли по узкой дороге для пешеходов и оказались на смотровой площадке, откуда открывался захватывающий вид на Вену. Хотелось смотреть и смотреть и ни о чем не говорить. И думать не хотелось. Рабочий день, народу мало, явно – туристы, стоят смотрят на красавицу-столицу и уходят  по асфальтированной тропинке в лес. И мы идем.
Мы тоже не спешим, тоже взяли с собой перекусить. Немногочисленные туристы рассеялись, такое ощущение, что мы в лесу одни. Я пытаюсь понять воспетую красоту и не получается, такое впечатление, что мы еще не там, что надо пройти этот темный очень старый не очень ухоженный  участок и там будет та самая Сказка Венского Леса. Может, мы не туда приехали, спрашиваю у дочери, хотя помню отлично, что на автобусе было написано «Винер Вальд», что по-нашему и есть – Венский Лес.

Да, мы именно в нем. Такой вот он непривычный для жителя Средней России – темный неприветливый,  с огромными старыми деревьями незнакомых пород,  с вылезающими из-под земли толстыми корнями, с беспорядочно растущим подлеском, с высокой травой. Очень трудно себе представить, что когда-то именно здесь тусовалось высшее общество главной европейской столицы. Не осталось и следов от того времени, но, судя по возрасту деревьев, они это все видели своими глазами:), были еще живыми свидетелями.

Мы нашли(не без труда) полянку посветлее и посуше, расстелили нарядную пластиковую салфетку, достали из настоящей плетеной корзинки свою провизию и не спеша перекусили…

Возвращаемся в город, все та же очень красивая дорога, только мысли мои уже о другом. Я и раньше подозревала, что не всегда так уж хорошо, когда мечты сбываются. Сбывшаяся мечта часто и не похожа сама на себя и приносит только разочарование.

Конечно же, мы видели только крошечный участок этого знаменитого Леса. Весь он огромный, больше тысячи квадратных километров, он подковой прижимает Вену к Дунаю и считается легкими австрийской столицы. На территории этого леса несколько очаровательных населенных пунктов, в некоторых из которых уже довелось побывать,луга, водоемы, виноградники по краям, дворцы, резиденции и очень много памятников истории и архитектуры. Но в этот раз мне было интересно посмотреть, как выглядит собственно лес, и теперь трудно скрыть свое разочарование.
Возможно, приехавший сюда турист из Африки или Узбекистана вынес бы другое впечатление, у меня же своя точка отсчета…
Такая вот состоялась у меня встреча со сказкой… Грустная.

И я уже представляю себе счастливчика, которому наконец-то удалось поймать ту самую Синюю Птицу. Вот он держит ее в руке, не веря своей удаче и не очень веря, что это именно она и есть.
Такая невзрачная? И не такая уж и синяя… 
Зачем он гонялся за ней так долго, с таким упорством?.. Что он хотел от нее получить?
В недоумении думает: «А что теперь? Отпустить?!! Он ее столько искал, ничего не замечал вокруг и теперь, когда она в руках, отпустить?..». Он с досадой сжимает кулак и  птица, ни в чем не виноватая, ничего не обещавшая, судорожно хватает клювом воздух и затихает…

                "И только небо тебя поманит синим взмахом ее крыла"…
 
На фото бук в Карпатах в октябре 2011-го.
Возможно, в Венском лесу в основном не буки, а грабы.