А завтра была война...

Любовь Папета
Миша сидел на крыше сарая, запрокинув голову. Он любовался полетом своих голубей. На душе пусто и легко - экзамены позади. Завтра выпускной…

Последний день мира
Еще несколько дней, и придется расставаться и со школой, и с голубями, и с друзьями... Весной Миша отправил документы в город, в школу военных радистов. 
Стая сизарей, делая круги, снижалась к знакомой крыше. Мишка схватил длинную палку с красной тряпкой на конце и стал размахивать ею. Голуби хорошо знали этот сигнал, поэтому, не испугавшись и не ломая строй, они снова стали набирать высоту. Бросив палку, мальчишка сунул пальцы в рот и по-разбойничьи свистнул. Сизари поняли свист как призыв возвращаться и, рассыпавшись, поспешили домой, где их ждали сытная пища и чистая вода.
21 июня на школьном дворе собрались почти все жители поселка. Шутка ли - выпускной вечер. Девушки - повзрослевшие, в нарядных платьях и с волосами, убранными в красивые прически, а кое-кто даже с перманентом (когда только успели съездить в город?). Юноши - все в темных (первых в жизни!) костюмах и с неумело завязанными галстуками. Они стояли в переднем ряду перед импровизированной трибуной, сооруженной на крыльце школы. У каждого в руках огромные охапки цветов.
Вышел директор школы Степан Андреевич, за ним со стопкой книг - учитель истории, а потом и все учителя выстроились за спиной директора. От передних рядов до задних прокатилась тишина. Степан Андреевич поздравил ребят с окончанием школы и вступлением в новую светлую жизнь. С гордостью сказал, что в этом году трое из четырнадцати выпускников получили золотые медали, двое - серебряные. Для маленькой поселковой школы это было очень хорошим результатом.
Потом начали вручать аттестаты зрелости и памятные подарки лучшим выпускникам. Михаил бережно принял из рук директора документ о среднем образовании и коробочку с серебряной медалью, а учитель истории вручил ему книгу.
Две старые вербы опустили свои косы с высокого берега в быструю речку. Четверо ребят и три девушки сидят на толстых ветвях, стелящихся почти по земле. Миша и его друзья пришли сюда после выпускного вечера.
Миша перебирает струны гитары. Петь не хочется, но и тишина настораживает - кажется, что больше ничего нет - нет школы, нет прежней такой интересной и насыщенной жизни, нет света - ночь пока не сдается, нет звуков - даже коровы еще не мычат…
На горизонте полыхнула розовая полоса, и тут же луг за рекой умылся алой росой. Два коня, дремавших в высокой траве, встряхнули огненными гривами, и до ребят донеслось ржание. Жизнь была прекрасна и она продолжалась…

Война
Сквозь сон Миша услышал тревожные голоса отца и брата и причитание матери. Он никак не мог проснуться - домой пришел только утром. Сестренка Маша трясла его за плечо и сквозь рыдания кричала: «Мишка, проснись сейчас же! Мишка, война! Война!». От последнего слова его подбросило на кровати. Отец и брат Иван, склонившись, стояли у стола и пытались настроить собранный Мишей детекторный приемник. Мать плакала, прислонившись к шкафу. Ходики показывали половину второго. Юноша, как был в трусах, подбежал к столу, выхватил у брата приемник и ловкими пальцами настроил на Москву. Сквозь шорохи и свист послышалось: «… без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну…».
Мать всхлипнула, но, увидев глаза отца, зажала рот снятым с головы платочком. Только слезы непрерывно катились по ее щекам. 
Отец с братом дружно шагнули за порог. Мишка, схватил с табуретки штаны и, надевая на ходу тенниску, взял шипящий приемник. На школьном дворе собрались все старшеклассники и выпускники. Разговаривали очень мало. Толком еще никто ничего не знал. Из окошка учительской слышался голос директора: «Катя, дай город, срочно!». Мишу окружили - он пытался настроить свой приемничек, но кроме уже слышанного заявления правительства, больше ничего не передавали.
Через три месяца Михаил с группой выпускников ехал в теплушке на фронт. Николай, которому не исполнилось еще 18 лет, остался на курсах инструктором.

На фронте
Миша лежал на верхней полке вагона и читал книгу, которую ему вручили на выпускном вечере. Это был сборник рассказов американского писателя Сетон-Томпсона «Животные герои». Только теперь у Михаила нашлось время почитать эту книгу.
Юноша любил животных, а особенно - голубей. Сейчас, читая рассказ об отважном голубе Арно, он с тоской вспоминал своих сизокрылых любимцев. Мать писала ему, что сестра Маша ухаживает за голубями, но они, видимо, сильно скучают по Михаилу и плохо ее слушаются. Хотя Маша научилась свистеть почти так же, как ее брат.
Михаил попал в разведроту, которая почти все время находилась в тылу врага. Группу  выбрасывали с парашютами за линию фронта, а затем они, собирая данные и передавая их в штаб, пешком добирались к своим. Из каждого такого рейда возвращалось меньше бойцов, чем было заброшено...
Когда выпадали два-три дня отдыха между заданиями, Миша забирал у старшины, которому сдавалось все имущество и документы, книгу и перечитывал снова и снова рассказ об отважном голубе Арно. Мужество маленькой птички, всегда возвращавшейся в свою голубятню, помогало солдату переносить разлуку с домом.
Иногда юноша делал на свободных от текста листах заметки: «Завтра Новый год. Очень холодно. На передовой тихо. Можно выспаться». Некоторые слова стерлись от времени и прочитать их трудно: «Вчера погиб Гриша. Мы с ним не очень … но все равно жаль. Теперь скучно будет без его острых …». Вот листочек, слегка покоробившийся, - видимо попала влага: «Получил письмо от мамы. Иван пропал без вести. Отец легко ранен. Машка работает с мамой в госпитале, а ведь совсем еще девчонка».
Затем прятал свою реликвию в специально сшитый брезентовый мешок и вновь сдавал старшине. Так и воевали они - разведчик Михаил Лазарев и книга об отважном и верном голубе Арно.
Иногда Миша читал вслух рассказы из любимой книги. И хотя каждый из бойцов слышал это уже не один раз, все молчали, занимаясь делами. Кто-то подшивал воротничок, кто-то чистил пистолет, а кто-то просто дремал, вспоминая своих домашних любимцев. У каждого до войны дома были кошка или собака, а у кого-то, как и у Михаила - голуби. Поэтому всем нравились приключения кошки загадочной породы Королевская Аналостанка. А преданность пса Снапа сравнивалась с верностью собственного четырехлапого друга…

Домой
В мае 1944 года Михаил был тяжело ранен в руку. Друзья вынесли его к своим и отправили в госпиталь. Старшина, встречая группу и увидев Михаила на носилках, успел сунуть ему за борт бушлата книгу. Он понимал, как дорога она бойцу.
Михаил провел в госпитале почти два месяца, перенес несколько операций, но руку спасти не удалось. В конце лета Михаил Лазарев вернулся домой. С войны он принес пустой рукав гимнастерки, четыре медали и два ордена, да любимую книгу в потертом брезентовом мешочке...
Отец после госпиталя снова был отправлен на фронт. О брате не было никаких вестей, но и похоронки не было - оставалась какая-то надежда. Мама и сестра по-прежнему работали в госпитале. Миша удивился, как выросла Маша. Из худенькой девчонки она превратилась в стройную крепкую девушку с грустными глазами.
Маша рассказала брату, что как не берегла она его сизарей, но осталось всего три пары - голодно было не только людям, но и птицам.
Миша понимал, что на эмоции нет времени - война продолжалась. Надо было помогать людям. Он, хоть и без руки, а мужчина. Их в поселке оставалось всего четверо, Михаил стал пятым. Днем он вел занятия в школе. Директор попросил его вспомнить физику и математику - учителей не хватало.
На голубей времени почти не оставалось. Однажды к нему в голубятню случайно залетела чужая голубка. Миша пытался узнать, чья она. До войны многие держали голубей, но хозяин не объявился. А на пришлую красавицу обратил внимание самый старый из сизарей. Вскоре в гнезде появились яйца. Первого птенца Михаил назвал Арно.
Михаил умер в 1949 году от гангрены. Дала себя знать плохо залеченная рана.
***
Прошло много-много лет…
А книга, на которой остались заметки молодого разведчика, до сих пор хранится в семье его сестры - Новиковой Марии Степановны.
Иногда она разрешает правнучке Маше почитать ее. Девочка знает, чего хочет бабушка. Она садится рядом и читает вслух рассказ о маленьком почтовом голубе Арно…