Ленька, или Правильный еврей

Александр Кудиш
    Ленька, или Правильный еврей

        " - Все вы - дерьмо. Все поколение. Культурное, интеллигентное, образованное дерьмо. Не холодное, не горячее, не злое и не доброе. В нас страх вбивали, а Вы такими родились - не способными на поступок. Анекдоты исподтишка рассказывать - да, герои, а рявкнуть на вас - уже грязью растеклись, чуть не плачете. А не рявкни - уютно спрячетесь у жены под каблуком. Характера, злости в вас нет. Не мужики, а домашний скот! "

Геннадий Борисович сел на своего любимого конька. Глаза сверкали как в 1941 году, когда он не в Тяжпроме отделом заведовал, а служил капитаном в "СМЕРШЕ" , кулак властно постукивал по столу. Мне, может быть и стало бы страшно, но все впечатление портила развевающаяся седая прядь, прежде тщательно уложенная и прикрывавшая лысину, а ныне позорно покинувшая свое место в строю и свисающая этакой косицей на правое плечо. Мне стало смешно, да и слышал я это уже не раз. И, огорошив шефа, я вдруг сказал : " А Ленька ?"
Шеф опешил - возражений от меня он не ждал. А потому ляпнул то, что подумал : "А Ленька не в счет! Он просто не в свой год родился. А вы, остальные, все равно дерьмо, жидкое дерьмо!"

Геннадий Борисович расстроился, подписал мне бумажку на переход из его отдела на чердак к Покотиле и закончил разговор. Умный, очень умный человек, он не нашел доводов, которые устроили бы его самого, и весь день раздавал "фитили"...

Я всегда стараюсь найти то слово, которое определяет человека. Геннадия Борисовича я в глубине души определял как "великий и ужасный", но о нем не здесь.

Ленька всегда был для меня "правильный"- не добрый или умный - все это "имело место быть"- а именно правильный. И не по книжкам, а по жизни. Что такое правильный ? А такой, который живет так, что немножко лучше и ему, и вокруг него. Не волк, но и не овца. Друг друзьям и враг врагам, причем друг очень хороший, а враг очень неприятный. Человек, делающий карьеру, но не по костям. Знающий, свою выгоду, но всегда помнящий о справедливости. А еще рожденный быть начальником.
Черт побери, не каждый же может писать стихи ! Может быть надо смириться с мыслью, что руководить должен тот, кто МОЖЕТ и ХОЧЕТ, а не по выслуге лет ?

Ленька был прирожденный шеф. Именно прирожденный шеф, а не , скажем, прирожденный инженер-светотехник.
Уезжал он одним из первых. И мне тогда подумалось, что работать по специальности он , скорее всего, не будет, а вот начальником - станет. Небольшим, маленьким начальником, но станет. Именно потому, что на этой ступеньке иерархии и нужны такие вот "сержанты", (пусть даже на гражданке), которым верят и начальники, и подчиненные . И именно из-за того, что он приличный человек, не стать ему начальником повыше . Даже вариант зиц-председателя Фунта исключен...
Всю эту теорию я высказал Леньке на проводах у него дома. Так сказать, под водку и битки. Ленька сильно смеялся и стал спрашивать, каким начальником я вижу себя.
" А никаким !", ответил я. "Мне проще в схемах копаться, чем стоять над Линой Павловной или обеими Ларисами, так-таки заставляя их что-то делать. Ну, дадут мне руководителя группы. Повторится история с Борькой : проще все сделать самому, чем заставить кого-то. Ну, пройдет еще сколько-то лет. Аркадий Петрович уйдет на пенсию. Думаешь, тебя поставят на его место ? Нет, меня , а все почему ? Ты будешь возражать, спорить, с тобой начальнику ругаться надо, обманывать тебя сложно, а на меня тот же Геннадий Борисович прикрикнет, и все. Хотя человек для него ты, а не я. А по-честному, хоть у меня и живот и лысина, а начальником должен быть ты."

 Ох уж эти живот и лысина ! Наверное, он единственный мне на них завидовал. Ленька старше меня на 8 лет, а смотрелось все наоборот - он худой и молодой, а я солидный и лысый. Мы с ним много раз ездили в командировки, но за начальника принимали всегда меня. Ленька злился, но не сильно, потому что понимал, что мне-то это не надо. Ну разные мы ! В Кременчуге, в последний день командировки, мы зашли в магазин чегой-то перекусить(пропуска в заводскую столовую у нас уже отобрали). На выбор были кремовые торты и зельц, и уже через 5 минут я поедал торт и с ужасом смотрел, как он поедает нечто, не похожее для меня на еду. Ленька доел и рассмеялся: "Даже здесь мы не похожи ! Я бы этот торт за 10 рублей не стал есть, а ты мой зельц".

Да, но о чем я ? Ну попал мой друг в Эрец Исраел - и не стал кричать о невостребованности своего инженерного таланта и опыта, а пошел собирать краны на завод. Пока он собирал краны, я собирался в Германию и был в состоянии дикого стресса. И вот за неделю до отъезда приходит от него письмо с описанием того, как он уговорил коллег убрать вокруг конвейера, а с начальством он ругался из-за некачественных запчастей. Особенно меня умилила фраза : "Я же бригадир, отвечаю за людей и план !" Я смеялся как сумасшедший. Хоть у кого-то процесс адаптации закончился!

Потом были письма. И несколько из них меня потрясли. То, что Нонна, Ленькина жена, переквалифицировалась из учительниц музыки ухаживать за стариками, не удивляло. И немалая цена фразы : "Все в порядке, мне даже нравится" тоже известна. А вот то, что ее выбрали в ирию (магистрат) городка все больше голосами йеменских и марокканских (ну и русских, конечно) евреев - удивило очень.
А то, что человек (не религиозный) под 50 лет во время очередного кризиса, когда маячила очередная война, по-моему с Ираком, делает себе обрезание ? Мотив простой - это моя страна и отсюда я не уйду . Глупо, да ? Может быть и глупо, но поступок.

А может это семейное ? Его отец, в годы войны полковник в штабе армии Пухова, если была возможность, шел на передовую и подстреливал из снайперской винтовки двоих-троих "фрицев". То есть ненависть свою выражал не битьем по морде на допросах пленных немцев так, что зубы летели. Бить так, чтобы "через стол летел" - это просто служба такая, армейская разведка. Некрасиво скажите ? А за красотой в кино, а то война на истребление: пленных-то потом ведь по большей части расстреливали. И правильно - нефиг им было. Неуместно вспоминать, живя в Германии ? Отчего же, все это было, помнить это и уместно, и необходимо. Вот радоваться здесь нечему: смерть есть смерть... Неумно, говорите, начальнику разведки армии и так было чем заняться ? Может умно, может нет, но уж точно "немного свыше необходимого".
Мне такое не присуще, порой кажется странным и бесполезным(ну сильно поможет стране отсутствие у тебя кусочка кожи), но уважение вызывает.

И таки да передается по наследству. Ленькина дочь Алка стала снайпером и офицером резерва полиции. Что это значит ? А вот что: она студентка, а когда надо - лежит с снайперской винтовкой на крыше дома главного ашкеназийского раввина, прикрывая молящихся у Стены Плача. Видел я этот дом: если стать лицом к Котелю, то это второе здание слева. На этом месте протрубили в шофар в 1967 году. Хоть бы в нее не стреляли, да и ей самой пореже пришлось стрелять...

А через пару лет я попал в Ган Явне, что под Ашдодом. Сидели в садике, пили холодную сладко-горькую марсалу(очень рекомендую !), вели бесконечную беседу "а у нас, а у вас". Кто знает, что такое встреча через 9 лет(а когда будет следующая ?) знает, какой это кайф.

А потом Ленька подарил мне амфору. Древнегреческую, почти целую. В Кейсарии море подмывает берег, и Ленька нашел ее. Там такие находки не редкость, но вывозить их вообще-то нельзя. А я вывез - в аэропорту Бен-Гурион меня про амфоры не спрашивали. Про оружие, взрывчатку, кто паковал мне чемодан - да, а вот про амфоры - нет. И лежит у меня в шкафу амфора от Леньки. Знаете, как приятно !

Постскриптум или 10 лет спустя.

Ленька прочел этот рассказ через 10 лет после его написания, и позвонил мне, собираясь  "бахуль", то есть в Москву.Он был как всегда конкретен:

1.Его сейчас зовут не Леня, а Арье.
2.Он стал начальником цеха.
3.Нонна работает не со стариками, а с детьми "с задержками в развитии", а это "совсем другой статус".
4.Одна реплика в другом рассказе была передана текстуально неточно(это 25 лет тому назад!!!!)
5. Но вообще НЕПЛОХО!

Я понял, что ко мне пришла писательская слава.