Улаживание конфликтов

Гадаев Алексей Вениаминович
Довольно часто  наши дети сталкиваются  с конфликтными ситуациями, связанными с предвзятостью, нагрузками на уроках, включая занятия физической культурой, запугиванием их со стороны любого человека, а так же проблемами взросления самих детей.
 
 Однако, если  взрослые научат своих детей преодолевать конфликтные ситуации и помогут им  практически в разрешении конфликтных ситуаций мирным путём, то можно быть уверенными в том, что эти дети вырастут самостоятельными людьми, способными находить компромиссные решения.
 
Каким образом?
 Необходимо вспомнить то, как ребенок реагирует на конфликтную проблему, а именно: пытается ли он спокойно найти решение самостоятельно, обращается ли к взрослому за помощью... или гневается и  злится настолько, что его нужно успокаивать.
 
Взрослому следует  вспомнить подобную ситуацию из своей жизненной практики или достоверного случая с кем либо произошедшего когда-то.
На примере идентичного случая, можно провести между ними параллель подобия и предложить детям способы решения данной ситуации - разобрать и затем продемонстрировать решение принятое для той ситуации в прошлом.
Следует учесть изменения во времени и уточнить методом сравнения условий, в которых происходит событие и затем взрослый, должен помочь ребёнку составить план пошагового решения проблемы.
Демонстрируя  аналогичную проблему с вами и на её примере, расскажите  ребёнку о том, как вы справились с ней. При этом можно использовать методы драмотерапии, разыграв сцену существующей проблемы.
Постарайтесь находить в течении дня ситуации, которые можно использовать в воспитательных целях, приводя примеры разрешения конфликтов без ссор.
 
Целью взрослых, является:
 1. Научить детей расслабляться и успокаиваться при помощи простых методов релаксации доступных  детям, это могут быть дыхательные упражнения или проведение релаксации по Шульцу. Ведь только поняв причину огорчения, можно разрешить проблему  чтобы успокоиться и расслабиться.
 2. Научить детей никого не перебивать и вежливо выслушивать друг друга. Надо каждому дать  возможность высказать своё мнение о  проблеме, которое следует  излагать в порядке очереди.
 3. Предложить детям  выразить видение своей проблемы  любым, из понравившегося, способов, а именно: каждый ребёнок может написать, нарисовать или вылепить (из пластилина, глины и др.), и сопровождать пояснениями свой взгляд на проблему.
 4. Научить умению  прислушиваться к вариантам разрешения проблемы, предложенными самими детьми..
 5. Научить  детей самостоятельно находить компромисс и уметь рассматривать все предлагаемые варианты, устраивающие обе конфликтующие стороны.
При этом необходимо безжалостно отбросить все предложения, которые потенциально опасны или неразумны.
 6. Научите детей выбирать  лучший вариант решения проблемы и  помогите им следовать ему..[c.151- 158].
 В своей книге "Психопаты повсюду" Девид Либерман отмечает: "Оценивая поведения человека, важно отличать черты характера от его состояния. Иначе говоря, нам нужно понять, ведет ли он себя определённым образом потому, что в этом его сущность, или просто он реагирует на конкретную ситуацию.
 Черты характера - это свойства личности, которые влияют на наши мысли, чувства и  поведение. Щедрость, застенчивость или агрессивность - всё это примеры таких черт.
 Черты характера сопровождают нас на протяжении всей жизни, и поэтому их важно знать для того, чтобы предугадать поведение человека в будущем. Они суть постоянные свойства личности, а не результат конкретной внешней ситуации"( Д.Либерман. Психопаты повсюду, или кругом дурдом!, М.: "Питер, 2011,с.95)
 При улаживании конфликтов необходимо учитывать не только черты характера, но и эмоциональное состояние детей находящихся в конфликте.
 Эмоциональное состояние это - временное явление, реакция на сложившуюся ситуацию и событие, в котором находится человек.
Сама ситуация и событие могут не менять черты нашего характера, но они влияют на то, как мы выражаем эти внешние черты - как негативные, так и позитивные.
Внешнее воздействие может стать искрой, зажигающей темперамент.
Он может заставить человека проявить, например, агрессивность.
 Но поведение всегда следует оценивать в контексте текущей жизненной ситуации и в рамках конкретных событий.
Бывают и такие уважительные причины, по которым человек проявляет себя не самым лучшим образом, находясь в нестандартной ситуации. Если ситуация и обстоятельства изменяются, то изменяются и наши чувства (бытие - определяет сознание).
 Разногласия и конфликты возникают, когда сознание ограничено и каждый человек стремится взять своё, не желая никому его уступать.
Конструктивный разговор невозможен, когда оба соперника не контролируют себя.
Чувство контроля облегчает у человека  страх и уменьшает  его тревожность.
В тревожном состоянии человеку сложно видеть дальше собственных потребностей и воспринимать ситуацию объективно и рационально.
Подобным же образом человеку, который испытывает физическую и психологическую боль (утрата, потеря), порой не легко сосредоточиться на нуждах других людей.
 Наглядно можно рассмотреть  болевой синдром Мигрень, как пример того явления, которое, мы не можем контролировать, поэтому, страдая её, человек  легче раздражается и злится.
Когда человек находится в плохом настроении, то у него повышается чувство неудовлетворенности, а толерантность (терпимость) падает.
Однако истинным показателем эмоционального здоровья служит умение человека реагировать на негативную ситуацию спокойно и терпимо, даже если он находится не в лучшей эмоциональной, физической или психологической форме.
 Главное не воспринимать всё на свой счёт. Эмоционально здоровый человек за грубостью другого увидит нечто большее [c.95-98].


Конфликт
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/konflikt:00
Конфликт - взаимные враждебные действия. Мягче - враждебное отношение. Враждебные действия не обязательно должны быть намеренными - конфликты нередко начинают с конфликтогенов, которые люди допускают без всякого злого умысла. Разрастаясь, от случайных ударов конфликт нередко разрастается в протест, ссору, вражду, отсутствие контактов, а в более серьезных случаях и в войну...
Конфликты и конфликтные ситуации изучает конфликтология.
Не торопитесь видеть конфликт там, где его еще нет. Конфликтное поведение одного человека - еще не конфликт. Объективно конфликтная ситуация - сильная предпосылка конфликта, но конфликт в этой ситуации может и не состояться.
Межличностные конфликты часто провоцируется чувствами и эмоциями, но пока не было враждебных действий, конфликта еще нет. Однако для женщин конфликт - в большей степени чувство, чем объективка, и если девушка чувствует негативное отношение к себе другой женщины, она легко может сказать: "Мы в конфликте". Повышенная чувствительность к возможности конфликта при хорошей голове - благо, при плохой голове - беда.
Виды конфликтов
Есть конфликты, в которых участвуем мы сами, и есть конфликты людей вокруг нас. Основные типы конфликтов, это конфликт опасности, конфликт препятствия, конфликт власти и конфликт статуса. По причинам, вызывающим конфликты, выделяют конфликты интересов, конфликты по недоразумению, конфликты из-за конфликтного поведения сторон, конфликт из-за конфликтной личности, и многие другие. По областям протекания (это привносит некоторую специфику в их развитие и разрешение), выделяют конфликты межличностные, внутриличностные, хозяйственные, межгосударственные и многие другие. По способу протекания различают конфликты дикие и цивилизованные. Подробнее
Конфликты в человеческой жизни
Конфликты - естественная часть человеческой жизни: люди конфликтовать любят, в конфликтах люди крепчают, без конфликтов просто мало кто умеет жить. С другой стороны, цивилизованные люди хотят жить без ненужных конфликтов и имеют на это право. Там, где можно договориться, лучше договориться, а не конфликтовать. Мудрые люди учатся ненужные конфликты предупреждать, а начавшиеся - гасить.
Как учиться бесконфликтности
Сильные люди не боятся конфликтов, но умению вести себя бесконфликтно стоит учиться. Как?

Виды конфликтов
Во-первых, есть конфликты, в которых участвуем мы сами, и есть конфликты людей вокруг нас. Насколько мы захотим и сможем участвовать в конфликтах вокруг нас - вопрос совсем отдельный.
Во-вторых, начиная конфликт, люди таким образом пытаются решить те или иные свои задачи. Этими задачами могут быть:
• конкурентная борьба за нечто ценное, конфликт интересов.
Кому достанется последний билет? Два ребенка хотят одну игрушку. Два молодых человека соперничают за внимание девушки. Одно свободное место на стоянке, к нему одновременно подъезжают два автомобиля...
• устранение опасности: мне что-то или кто-то грозит, я хочу избежать потерь и других неприятностей.
"У меня стали отбирать кошелек, я стал отбиваться".
• устранение препятствия: я хочу что-то получить, другой человек или его мнение выступает препятствием. Стоит задача устранения препятствия...
"Я хочу на Черное море, а муж хочет на Белое. Ну и что мне с ним делать, если нам ехать вместе?"
• решение вопроса о власти: должно быть по-моему, так, как сказано, как мне хочется.
"Я сказал, что в субботу мы едем на дачу!"
• уважение статуса: человека задевает то, как к нему обращаются, и его задача добиваться уважения собственного статуса.
"Я не претендую, чтобы было по-моему, но я настаиваю, чтобы мое мнение было рассмотрено. Мы - на равных!"
Таким образом, основных типы конфликтов, это конфликт опасности, конфликт препятствия, конфликт власти и конфликт статуса.
При этом далеко не все люди в конфликте понимают свои задачи, чаще люди вовлекаются в конфликт, уже начатый другими людьми, и только отыгрывают те роли, которые им заданы извне. Таким образом, есть конфликт авторский, и есть конфликт Жертвы.
Например Конфликт близких людей - типовой конфликт Жертвы. Если разбирать конфликты Жертвы по причинам, их вызывающим, то можно выделить конфликт интересов, конфликты по недоразумению, конфликт из-за конфликтного поведения сторон, конфликт из-за конфликтной личности, и многие другие.
Если различать конфликты по областям протекания (это привносит некоторую специфику в их развитие и разрешение), то выделяют конфликты межличностные, внутриличностные, хозяйственные, межгосударственные и многие другие.
По способу протекания различают конфликты дикие и цивилизованные. Дикое поведение и дикий конфликт - это всегда пассивное, как правило эмоциональное, вовлечение в конфликт, после чего следует сдача (следствие - унижение) либо ответная агрессия, как правило с превышением уровня (следствие - эскалация конфликта)
Цивилизованное поведение в конфликте и цивилизованный конфликт предполагает осознанность, возможность как свободного входа в ситуацию конфликта, так и выхода из нее (следствие - сохранение достоинства и прекращение конфликтного поведения).
А.П. Егидес различает следующие способы поведения в конфликтной ситуации:
• Дикий, неуправляемый конфликт - вламываемся сразу в атаку, мгновенно проводим эскалацию конфликта, перескакивая несколько ступеней подряд, заканчиваем бурными криками или дракой.
• холодное сдерживание- «народ безмолствовал» - это про это. Затишье перед бурей. Я молчу и молчу грозно. И если все-таки моего терпения не хватит - начнется неуправляемый конфликт.
• пристройка снизу- мольбы и подкупы с целью прекратить конфликтное поведение.
• избегание - сознательный уход от контакта (выключенный мобильник, регулярное "я не дома")
• продолжение синтонного поведения. Когда-то конфликтное поведение можно как-бы не заметить, пропустить, продолжать вести себя по прежнему тепло и синтонно. Если просто к синтонности добавляется конструктив, ситуация может быть просто решена без всяких разборок.
• мягкая конфронтация - это уже «цивилизованный» конфликт. В этом случае просто внимание акцентируется на конфликтогене, звучит просьба снять конфликтоген, ситуация разруливается в мирную сторону.
• жесткая конфронтация - это нарастающая жесткий вариант «мягкой конронтации». Здесь звучит уже не просьба, а требования, синтонов употребляется по минимуму, звучат уместные конфликтогены
• управляемый конфликт - конфликт раскручивается на более высокую инстанцию, поднимается на ступеньку вверх.