Раздел2 Глава15 О Первом Космическом Принципе

Жучков Царенко
     ЖУЧКОВ А.Г.

     ПРИКОСНОВЕНИЕ К ТАЙНЕ
     или
     ОБ ОСНОВАХ ФИЛОСОФИИ ЕДИНСТВА


     г. Севастополь, Балаклава
     2006 год


     Раздел 2. КОСМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
     Глава 15. ПЕРВЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

     «Единое не стоит на месте, и не движется.
     Оно не может быть тождественным, ни
     самому себе и, отличным от самого себя или от
     иного».
                (Платон, Парменид, стр.363)
               
     О Космических Принципах существует различное представление и их использование в оккультной литературе, однако в общеизвестной литературе об этом понятии читатели вообще не имеют на какого понятия. Чаще всего о них либо вообще не упоминают, а если и говорят, то как бы вскользь. Это во многом обусловлено либо различным выбором системы отсчета, когда за некое Начало принимается соответствующему тому или иному уровню понимания исходной точки исследования, что характерно для современной науки, либо, что чаще всего встречается, сложностью восприятия того или иного уровня существования Космоса, который труднодоступен для первоначального уровня исследования и, практически, мало понимаемый и используемый теми, кто по роду своей профессии, специфики познания или по направлению исследования хочет исследовать Мир во всех его проявлениях исходя из собственного представления о мире.
     Так, в «Тайной Доктрине» напрямую, следуя по ее тексту, о Космических Принципах речь непрямую, как таковая, не идет, что порой вызывает у некоторых исследователей с позиции науки, но не имеющих соответствующей подготовки, а тем более заведомо неподготовленных читателей, споры о возможности самого существования и возможности использования таких понятий оказываются для их понимания заведомо недопустимыми, хотя это не означает реальность их существования в плане Реального Бытия, независимо от уровня познания исследователей.
     Но каждый, кто достаточно внимательно изучит в дальнейшем  указанный труд, не может отрицать, что Е.П. Блаватская, во-первых, не случайно  достаточно часто упоминает о существовании определенных Основ, существующих и изменяющихся еще до изначального  выявления Вселенной, то есть, до выявления из Первого Вселенского Принципа; во-вторых, она, порой, прямо указывает, что уровень исследования в ее книге касается лишь определенного этапа Бытия на уровне «Нашей Планетарной Цепи», о чем уже говорилось ранее, и, в большей части, для Земли, но не исключает, исходя из провозглашенного ею принципа аналогии, что это может быть, в соответствующей части, быть применимо как для Земли, как для Солнечной системы, так и для исследуемой Вселенной. Космические Принципы, принизывающие и предопределяющие существование того, что возникает из них,  вмещают все различные проявления ранее существующие более тонкие планы.
     Именно поэтому, когда в дальнейшем речь будет идти о Космических Принципах, читателю данной книги необходимо суметь понять различие в уровнях изложения этих последующих семи глав данного раздела, отличных от других уровнях информации о еще боле последующих Вселенских Принципов, он должен (если сможет) понимать, что уровень Космических Принципов отличен от последующих тем, что все они, и каждый в от-дельности, содержат с себе предоснову того, что будет проявляться в дальнейшем. И пусть это не вызывает у читателя разного уровня понимания заведомого неприятия понятия «Космических Принципов» только в силу того, что сейчас (а может быть и какое-то время в дальнейшем) это не может быть и иногда не будет понятно данному читателю независимо от уровня его подготовленности. Об этом говорит следующее:
     «Станца I описывает состояние ВСЕ-ЕДИНСТВА во время Пралайи, перед первым трепетом пробуждающегося Проявления.
     Краткое размышление покажет, что подобное состояние может быть только символизировано, но описать его невозможно. Но и досконально символизировать его возможно лишь с помощью отрицания; ибо, если оно является состоянием Абсолютности «per se», то оно не может обладать ни одним из (специфических) атрибутов, которыми мы обычно пользуемся для описания предметов в положительных терминах. Следовательно, это состояние может быть представлено лишь отрицаниями всех тех наиотвлеченнейших атрибутов, которые человек скорее воспринимает глубиной своего сознания, нежели постигает с помощью обычного восприятия, поскольку сфера такого познания лежит за уровнем обычного восприятия человеком окружающего мира.
     Станца II описывает стадию, которая для западного ума так близка в своей тождественности к стадии, упомянутой в первой станце, что потребовался бы целый трактат для передачи идеи этого различия. Поэтому это должно быть предоставлено интуиции и высшим способностям читателя понять, насколько он может, смысл употребляемых аллегорических выражений. Конечно, следует помнить, что все эти Станцы  взывают больше к внутренним свойствам, нежели к обыч-ному пониманию физического мозга».(1,т.1,с.56)
     Скажу сразу, что поскольку уровень Семи Космических Принципов относится к этапу от Абсолюта (в данном случае речь идет об Абсолюте нашей Вселенной, а еще более конкретно - об Абсолюте нашей Планетарной Цепи), то есть до подготовки основы для проявления Вселенной (а также, соответственно, нашей Планетарной цепи), эта область исследования достаточно трудна в плане не только осмысления, но и описания, поскольку здесь неприменимы те привычные для нас методы исследования и описания. Все, что мной в дальнейшем будет говориться в этом разделе, необходимо рассматривать как попытку теоретического осмысления этой загадочной области. Если же говорить откровенно, то к этой области вполне обоснованно может быть применены запреты ранее упомянутые относительно этой сферы исследования, поскольку она достаточно сложна в исследовании не только относительно осведомленных, но и, тем более для тех, кто впервые этого касается. Позволяя себе нарушить запреты, недоступные для разного уровня читателей, я отдаю себе отчет в том, что все сказанное здесь - это результат моего собственного познания, не лишенного понимания моего воспринятого от Высоких (но не Высших Источников и это будет понятно в дальнейшем) Источников носителей информации, небезынтересных, не лишенных смысла, не являющихся плодом моей фантазией, но и не претендующий на абсолютность познания.    Учитывая, что если даже строение человека представляет нам сейчас тайну для большинства исследователей, что даже результаты современных исследования проявленной Вселенной сейчас носят относительный характер, и что даже в этих областях существуют различные (религиозные или научные) запреты для исследователей, можно себе представить, насколько сложно будет пытаться проникнуть в область непроявленного Мира, т.е того, которого «еще нет до начала проявления нашей Вселенной».
     Однако, анализируя высказывание Е.П. Блаватской относительно содержания Станци 1, можно понять, что она говорит о состоянии хотя, формально, и только для нашей Планетарной Цепи, но по сути, аналогичному состоянию всей Вселенной до начала ее проявления, то есть до «первого трепета пробуждающегося Проявления», необходимо понимать, что сказанное ею, может и должно быть применимо, соответственно, на каждом этапе формирования Нашей Планетарной Цепи, Вселенной и Мира, в целом. (В дальнейшем мы еще неоднократно будем сталкиваться с высказываниями Е.П. Блаватской как о нашей Планетарной Цепи, так и о Вселенной, причем в одной и той же главе, по поводу одной и той же Станци.
     Вместе с тем, один только факт ссылки на то, что «до начала Проявления» у ВСЕ-ЕДИНОГО» есть иное состояние, которое не исключает многообразия его состояния, только это предполагает, что уже на том этапе с этим ВСЕ-ЕДИНЫМ происходят какие-то процессы, которые позволяют, в конечном итоге, иметь возможность (или необходимость) этого нового «состояния». Следовательно, мы имеем право утверждать, что существуют некие процессы, вызывающие такое состояние, а, следовательно, наличие неких составляющих, которые могли бы участвовать в них. (Однако будем помнить сейчас, что хотя эти Станци и трактуются применительно к началу проявления нашей Планетарной Цепи, но их содержание может быть, и допустимо, исходя из принципа аналогии, применено и к иным уровням существования не только нашей Планетарной Цепи, но и для других Планетарных Цепей, созвездий, Галактик, Метагалактик, и иных космических построений, вплоть до самой Вселенной, а также и для иных Космических построений Вселенных.)
     Говоря о Первом Космическом Принципе, необходимо отметить, что речь в данном случае идет о латентном (потенциальном) состоянии Вселенной (и именно о ней и ее дальнейших проявлениях на этом уровне мы и будем говорить в дальнейшем!) в период, когда она (а точнее то, во что она превратилась не только в период после собирания ее «в точку», но и когда она, с позиций современной науки, должна была или реально должна была достигнуть состояния, характеризующего состояния достижения максимального внутреннего «свертывания» или «сжатия» на самом тонком уровне, то есть когда она находится в своем изначальном Непроявленном состоянии. Ранее мы говорили уже о том, что «День Брамы» (период, когда Вселенная начинает проявляться и до состояния, когда они свертывается или «собирается в точку»), равен по продолжительности, и по сути, только в обратном порядке, «Ночи Брамы», то есть когда Вселенная, собравшись «в точку», существует на этом этапе точно такую же продолжительность, исчисляемый миллио-нами лет. (Аналогом этого, применительно к Земле) служат земные сутки, исчисляемые днем, ночью и сумерками, то есть промежуточными состояниями между днем и ночью.) Ведь не случайно в Древней Индии говорят о том, что для Вселенной, например, «День Брамы» равен «Ночи Брамы», а включая состояние «сумерек», измеряют этот период миллионами лет, а «Век Брамы» сотнями миллиардов лет, что созвучно со сроками существования Земли с научной точки зрения). Так вот Космические Принципы, о которых мы только начинаем говорить в ближайших семи главах, как раз и относятся к состоянию, когда Вселенная, пройдя этап «свертывания в точку», а затем еще пройдя 7 этапов еще более тонкого «свертывания», оказавшись в своеобразной «точки в  [новой] точке» или, проще говоря, достигнув своего максимального «растворения» или упрощения, достигнув своего изначального уровня на самом тонком Плане Бытия, предуготована к своему «первому трепету», чтобы затем, пройдя 7 этапов на уровне Непроявленного, готовая проявиться и существовать в разных 7 новых этапах существования, после которых она должна или бу-дет) вновь начать «сворачиваться» на протяжении тех же 7 этапов. Иначе говоря, этот процесс, то есть начиная с Первого Космического Принципа и до Седьмого Вселенского Принципа (то есть 14 этапов будущего проявления), схож со схемой, изображенной на рисунке 8, приведенной ниже.
     К Первому Космическому Принципу, характеризуя его состояние, вполне допустимо использование (хотя и заведомо условно !!!)  понятий Абсолют, Абсолютная Реальность, Единый Принцип, Парабраман. Та же эзотерическая литература трактует этот Принцип по терминологии, которую можно считать близкой к научной, как Беспри-чинная Причина, Бескоренной Корень Всего.
     (В дальнейшем мы, в будущем, порой, иногда будем говорить о «Вселенной», в ее истинном понятии, а также о «Вселенной», подразумевая под ней «Начало Нашей Плане-тарной Цепи».)
     Казалось бы, никаких более абстрактных определений для данного состояния Всего придумать уже невозможно. Однако, тот уровень состояния Вселенной, о котором мы сейчас говорим в данном понимании, когда Начало, находясь в своем изначальном, в самом сокровенном состоянии, едва только предрасположено к возможным своим выявлениям, после которого начнется подготовка к проявлению Вселенной в будущем, предполагает в себе целый ряд, а, точнее, новых 6 Космических Принципов, не считая исследуемого, в течение которого будущая Вселенная только предуготавливает себя для проявления на уровне Первого Вселенского Принципа. В связи с этим можно сказать следующее:
   - Первый Космический Принцип - может характеризоваться, если считать (в масштабах Вселенной), как его Реальное Начало Будущей Вселенной. Это как раз и есть тот относительный «Абсолют Вселенной», о условном существовании которого мы говорили ранее, то есть то Единое, что в дальнейшем, на протяжении Семи Космических принципов, выявит из себя Вселенную, все космические построения Вселенной, в том числе, и Нашу Планетарную Цепь и Землю.
     Е.П. Блаватская, указывая одно из фундаментальных, основных положений Тайной Доктрины, говорит:

     «Вездесущий, Вечный, Беспредельный и Непреложный ПРИНЦИП, о котором никакие рассуждения невозможны, ибо он превышает мощь человеческого понимания и может быть лишь умален человеческими выражениями и уподоблениями. Он вне уровня и достижения мысли, ...«Немыслим и Несказуем».  ... Эта Бесконечная и Вечная Причина, туманно формулированная в «Бессознательном» и в «Непознаваемом» современной европейской философией, является «Бескорним Корнем» всего, что было, есть, или когда-либо будет». Она, конечно лишена всяких атрибутов и по существу не имеет никакого отношения к проявленному конечному Сущему».(1.т.1,с.47)

     О том, что «наш Абсолют будущей Вселенной» является одновременно Первым и последующими Космическими Принципами той же самой Вселенной, вмещая в себя их сущность, но не структуру, мы уже говорили ранее, разбирая парадоксы Абсолюта. Напомним так же, что здесь речь будет идти не об Абсолюте нашего Космоса в его истинном значении, а об Абсолюте нашей будущей Вселенной. Добавим сразу, что все, ранее сказанное об Абсолюте при рассмотрении его парадоксов, в полной мере должно относиться и относится и к Первому Космическому Принципу принципиально, но не физически, поскольку в дальнейшем, в ходе его выявления (на стадии Космических Принципов) и про-явления (на стадии Вселенских Принципов),в соответствующей степени должно быть применимо для этих этапов, а потому понятно, почему к этому Принципу (Первому Кос-мическому) относят и Абсолютную Реальность. Конечно, можно было бы просто признать в качестве Первого Космического Принципа  сам Абсолют, без упоминания какого-либо Единого Принципа или Абсолютной Реальности, но последние высказывания о которых мы еще будем говорить в последующих двух главах, лишь подчеркнут изначальную значимость самого Абсолюта для  нынешнего и последующих Принципов и укажут на их безусловную реальность, независимо и  недоступность для нашего восприятия.
Здесь необходимо различать Абсолютную Реальность и Вселенскую Абстрактность. То, что является абстрактным в масштабах Вселенной не обязательно должно быть абстрактным и в других, более сложных, чем Вселенная, построениях. Если говорить о Первом Космическом Принципе, равно как и обо всех последующих Семи Космических Принципах, то они, относительно проявленной в последующем Вселенной, с одной стороны, будут определенной абстракцией, т.к. не могут быть восприняты человеком реально в силу своей утонченной изначальности по отношению к такому состоянию Вселенной. В то же время, на своем уровне, они  вполне реальны, а, по отношению к уровню еще непро-явленной Вселенной - Абсолютно Реальны, ибо во Вселенной, даже в ее изначальном состоянии, нет и не может быть ничего более утонченного, что бы могло их ограничить в понятиях.
     Сразу необходимо отметить, что говоря о Первом Космическом Принципе как об «Абсолюте Вселенной» или «Абсолюте Нашей Планетарной Цепи», необходимо различать уровень Абсолюта Беспредельности и Абсолюта для нашей Вселенной, а тем более Нашей Планетарной цепи (проявленной или непроявленной). Когда мы говорим о Первом Космическом Принципе, то здесь необходимо понимать правильное соотношение Абсолюта Вселенной, то есть то, что является Абсолютом для той или иной структуры,  не всегда необходимо считать его таковым в высшем понимании Этого.
     В отличие от всех остальных Принципов, которые будут исследоваться и проявляться в дальнейшем , одним из первых, Первый Космический Принцип, всегда был, есть, будет (и должен быть) Реальным, существующим и являющимся своеобразным Источником для будущих выявлений (или растворений - при последующих свертывании Мира) всего последующего состояния Мира. Наречение его Единым не случайно, ибо он не только Первый, но и Общий, Единый, присущий для всех остальных Принципов, которые будут выявлены, и, к тому же, растворяет в себе все последующие Принципы, выявляя их только на определенном этапе.

     «Изучающий должен быть, прежде всего предупрежден, что во всех подобных числовых подразделениях Единый Вселенский Принцип, - хотя он упоминается как (единый), ибо он есть Единственный, - никогда не принимается в расчет. Он стоит в своем качестве Абсолютной, беспредельной и Вселенской Абстрактности, совершенно самостоятельно, сам по себе, вне зависимости от всякой иной Силы, будь она нуменальна или феноменальна».(1,т.2,с.752)

     Из сказанного выше, следует, что если приводимый «Единый Вселенский Принцип» мог бы быть признан в качестве первоосновы  ВСЕГО, то, не было бы смысла говорить о дальнейшем, которое заведомо скрывает «Основу ТОГО, что является ОСНОВОЙ  для Всего связанного для Вселенной».

     Абсолютную Реальность, которая хотя и может восприниматься нами как абстракция, недоступная  нашим органам чувств и пониманию, необходимо отличать от Майи. Последняя связана уже с гораздо более доступными для человека этапами проявления Вселенной, и, соответственно, относится фактически к более воспринимаемыми в нашем понимании Вселенским Принципам, а не к Космическим Принципам.
     Возникает много вопросов о соотношении Майи и Абсолюта. Е.П. Блаватская таким образом отвечает на эти вопросы:
     «Майя есть Причина и в то же время аспект дифференциации, да и всего чего угодно. Более того, Абсолют никогда не может быть дифференцирован. Майя есть проявление, а Абсолют не может быть проявлен. Он может быть только отражен, то есть иметь тень, которая периодически излучается из Него, но не Им.
     Конечно, если бы не было Майи, не было бы и дифференциации, или вернее, не было бы восприятия объективной Вселенной. Но это не делает из нее аспект Абсолюта, а всего лишь то, что сосуществует вме-сте с проявленной Вселенной, или разнородной дифференциацией абсолютно однородного.
     Майя везде, в каждой вещи, имеющей начало и конец. Следовательно, каждая вещь явля-ется аспектом того, что вечно, и в этом смысле, конечно, сама Майя является аспектом SAT, или того, что вечно присутствует во Вселенной, как вовремя Манвантары, так и вовремя Махапралайи. Только не забывайте, что даже о Нирване сказано, что она всего лишь Майя по сравнению с Абсолютом.

     ... Майя - это воспринимающая способность каждого Эго, которое считает себя обособленным и не зависимым от Единого безграничного и вечного SAT, или «Бытийности». В эзотерической философии и Пуранах Майя объясняется как персонифицированная активная Воля Бога-Творца, который Сам является персонифицированной Майей, преходящим обманом чувств человека, наделявшего -с появлением у него способности размышлять - чистые абстракции человеческими качествами».(4,с.43-44)

     Здесь хотелось бы высказать несколько своих мыслей по этому поводу.
     Е.П. Блаватская говорит о том, что Майя есть Причина и аспект дифференциации*1, и в то же время, как Абсолют, не может быть дифференцирован для данного уровня. Как мы уже говорили ранее, Абсолют, не являясь целым и не имея частей, не может быть разделен на что-либо, а, следовательно, он не может быть и дифференцирован. Майя, являясь одним из проявлений Абсолюта, может дифференцироваться по различным признакам.  Но Майя, доступная человеку, не может быть доступно для него не его уровня существо-вания. (Это равносильно тому, что подсоединить бытовой фонарик напрямую к энергии атомной электростанции современного уровня. Майя, доступная человеку, воспринимается им, как правило, на вещественном уровне, до которого, от данного этапа исследования, еще множество этапов понимания Мира.)
     Далее Блаватская говорит о том, что «Абсолют не может быть проявлен, тогда как Майя есть проявление». Ранее мы также говорили, что Абсолют не может как-либо проявить из себя, то есть создать нечто отдельное от самого себя, поскольку он есть Единое, относящееся к более высокому уровню. Выражение «он может быть только отражен» является, быть может, более удачным выражением процесса, который мы в этой книге именуем как проявление или выявление, поэтому оспаривать его нет смысла. Важно другое, «выявление», «проявление» или «отражение» Абсолюта (или Первого Космического Принципа) необходимо рассматривать как процесс формирования в нем нового состояния, качества, вмещенного им.  Но Майя, являясь сама результатом проявления, может прояв-лять проявления лишь различных объектов или другие явления этого. Учитывая, что Первый Космический Принцип отождествляется с Абсолютом, можно сказать, что этот Принцип также не может реально проявляться или выявлять из себя что-либо, отличное от себя. И действительно, как мы говорили в предыдущей главе, каждый предыдущий Принцип (будь то Космический или Вселенский) предуготавливает проявление последующего Принципа, но само это проявление не означает возникновение полного разделения между ними или выявления, а тем более реального проявления, чего-то, что может  быть равное Абсолюту). Проявляя последующий Принцип (Будь то Космический или Вселенский), каждый предыдущий вмещает его в себе, выявляя лишь какие-то свойства или качества в новом Принципе. Это прослеживается для всех как Космических, так и Вселенских Принципов, которые сами изначально вмещаются Абсолютом и являются его либо выявлениям, либо проявлением. Первый же Космический Принцип не случайно именуется как Единый Принцип, поскольку он, являясь первым, вмещает в себя все последующие.
Если говорить об уровне, характеризующим существование Первого Космического Принципа, то его можно Е.П. Блаватская совершенно обоснованно определяет как «бытийность».

     «Бытийность» не есть «бытие», так как она в равной степени является и небытием. Мы не можем это представить, так как наш интеллект конечен, а наш язык еще ограниченнее и скован-нее, чем наш разум. Как в таком случае выразить то, что можно представить только в результате использования ряда отрицаний?»(4,с.27)

     Не случайно одно из названий Первого Космического Принципа - Абсолютная Реальность. Именно потому, что он есть Реальность - он существует, но потому, что эта Реальность Абсолютная, для нашего разума недоступная, можно говорить что он не существует. Он, вмещая в себе все Космические и Вселенские Принципы,  как бы вмещает в себе одновременно и бытие и небытие.

     «Единый Божественный Принцип, безымянное ТО в Ведах, есть Всемирная Совокупность, которая ни в своих духовных аспектах и эманациях, ни в своих физических Атомах, никогда не может находиться в «Абсолютном Покое», исключая Ночей Брамы».(1,т.2,с.103)

     С понятием бытийность связано и характеристика Первого Космического Принципа через Тьму и Свет. Мы остановимся лишь на кратком понимании этих понятий.
     Если рассматривать Первый Космический Принцип с точки зрения ранее рассмотренных понятий «sat» (бытие), «asat» (небытие) и «sat-asat» (бытие-небытие), то позволю себе некоторую заведомо недопустимую вольность, и условно разделим и рассмотрим Абсолют как таковой, а затем Абсолют, как Первый Космический Принцип.
     Для первого понимания будет характерно состояние sat-asat, тогда же как понятия Тьма и Свет на данном этапе будут соединены вместе, без разделения, что противоречит их пониманию. (Однако в дальнейшем, когда мы будем говорить о разном понимании Добра и Зла Света и Тьмы, мы поймет несколько иной уровень этих понятий и их взаимодействий.)
     Для второго понимания будет более характерно состояние аsat, то есть небытие (относительно последующих Принципов) или состояние sat (бытие) относительно себя и первого понимания Абсолюта. Относительно последующих  Принципов Абсолют, как Первый Космический Принцип, есть Тьма, а относительно себя и Абсолюта, как такового, - есть Свет. (Используя выражение «День и Ночь Брамы» для Вселенной, можно сказать, что Космические Принципы, когда Вселенная еще не проявлена и находится в состоянии Пралайи, - это Ночь Брамы, а Вселенские Принципы, когда Вселенная проявляется, - это день Брамы.)
Достаточно много вопросов возникает по поводу того, что о Первом Космическом Принципе можно сказать, что он одновременно является Вечной, Абсолютной Тьмой и в то же время Высшим Единым Светом. До выявления последующих Принципов он не может признаваться иначе, как Вечная и Абсолютная Тьма, ибо нет ничего и никого, что, или кто, бы он не мог бы из себя выявить. Точно также, каждый последующий (Космиче-ский или Вселенский) Принцип по отношению к предыдущему себе можно рассматривать как Свет, в то время как предшествующий нему, может и должен рассматривать как Тьму.

     «Во всех древних космогониях Свет исходит от Тьмы. В Египте, так же как и в других странах, Тьма была «началом всех вещей».(1,т.2,с.609)

     Проблема признания того, что Свет происходит из Тьмы вызывает очень много споров у исследователей эзотерических учений. Для разрешения этой проблемы необходимо четко разделять свет как физический процесс, имеющий волновую структуру, от Света, как проявление скрытой более сложной сущности. Для второго понимания Света все, что говорится в науке о свете, как физическом процессе, неприменимо, ибо нет еще тех основ, тех составляющих тот физический процесс, нет самой Вселенной.
     Но даже если мы обратимся к пониманию света с позиций современной науки*2, мы можем обнаружить следующее. Свет понимается как определенная часть спектра электромагнитных волн в соответствующем диапазоне частот от инфракрасного до ультрафиолетового, а видимый свет занимает промежуточное положение между ними.
     Источником инфракрасного излучения и видимого света считается излучение молекул и атомов  при тепловых и электрических воздействиях, а ультрафиолетового - излучение атомов при воздействии ускоренных электронов (40,с.875) Из этого следует, что свет (инфракрасный, видимый и ультрафиолетовый спектры) является лишь частью известного науке спектра электромагнитных волн.
     Рассмотрим это на Рисунке 4. Как видим, свету предшествуют (а при обратном отсчете - за светом следуют) радиоволны, а за ним следуют (при обратном отсчете - предшествуют свету) рентген и ;-излучения. Одним словом, даже  современная наука признает существование уровня до-света, света и после-света. И первый и последний уровни могут рассматриваться как отсутствие света или тьма. В одном случае света еще нет, в другом - его уже нет.
     Свет и Тьма в эзотерическом смысле понимаются совершенно иначе, нежели в науке.

     «...Вечная Тьма означает вечную непознаваемую тайну за покровом, фактически, Пара-брамана. Даже Логос может видеть только Мулапракрити, он не может видеть того, что находится за покровом. Это и есть «Вечная Непостижимая Тьма».(4,с.77)
     «Свет в данном случае означает первую потенциальность, которая пробуждается из точки Лайи и становится силой; он представляет содой первую вибрацию недифференцированной мате-рии, которая в результате этого становится объективной и переходит на план, с которого начина-ется проявление». (4,с.58)

     Здесь необходимо пояснить, что хотя Е.П. Блаватская говорит о Свете на уровне Первого Вселенского Принципа или начала проявления Вселенной (исходящей из Лайа-Центра или Седьмого Космического Принципа), но аналогичным образом его можно рассматривать и на уровне Первого Космического Принципа. Подтверждением этого может служить ссылка на то, что даже Логос видит только проявляющуюся Природу (Мулапракрити), но непроявленная Вселенная ему невидима.
     Отвечая на вопрос: «Значит ли это, что Света нет, или просто нет ничего, что могло бы проявиться, и никого, кто мог бы это воспринять?» Е.П. Блаватская поясняет:

     «И то, и другое. Если быть объективным, и Свет и Тьма - иллюзии, Майя. В данном случае под Тьмой подразумевается не отсутствие Света, а один непостижимый исходный Принцип, который, будучи самой Абсолютностью, не имеет для нашего интеллектуального восприятия ни формы, ни света, ни вещества, ничего, что можно было бы выразить словами».(4,с.50)

     Такой ответ как раз подтверждает, что, с одной стороны, Свет и Тьма - это Майя (иллюзия), если они понимаются на уровне проявленной или проявляющейся Вселенной, а с другой стороны, Тьма и Свет на уровне непроявленной Вселенной, а тем более на первых этапах этого уровня, существуют, но нет никого и ничего, чтобы могло бы их воспринять. Они и есть, и их нет, но на разных уровнях понимания такого утверждения.
     «Не забывайте, что в философии слова «Свет» имеет два значения: одно для обозначения вечного, абсолютного света in potentia, всегда присущего в лоне непознанной Тьмы и сосуществующего с ней в Вечности или, другими словами, идентичного с ней, и другое для обозначения контрастной ей Проявленной разновидности. ...Материя и Дух являются первичными аспектами Брамы, причем Дух и есть абстрактный свет». (4,с.50-51)
     (Хотелось бы сразу обратить внимание читателей на то, что в первом значении Свет рассматривается как потенциальный, то есть как потенция Света. К этому мы обратимся при анализе Третьего Космического Принципа, когда будем рассматривать три вида энергии - внутреннюю, потенциальную и кинетическую.)
     Важным для понимания уровня Первого Комического Принципа будет и еще одно разъяснение Е.П. Блаватской. Отвечая на вопрос «Подразумевается ли под «Тьмой» тоже самое, что под «Предвечной Матерью-рождающей»? она отвечает:

     «Отнюдь нет. Здесь «Матери-рождающей» соответствует «Беспредельное Все», а Космическое Пространство - это нечто, уже наделенное атрибутами, по крайней мере, потенциально. С другой стороны, «Тьма» в данном случае есть то, что не может быть обусловлено никакими атри-бутами, это Непознанный Принцип, заполняющий Космическое Пространство».(4,с.49)

     Многих, изучающих «Тайную Доктрину», может ввести в заблуждение это утверждение Блаватской. В одном случае она утверждает, что Пространство - Вечно существующее, а в данном случае она говорит о том, что Космическое Пространство заполнено Непознанным Принципом. Когда мы говорим, что «Абсолют - есть Все» и что он «непричастен пространству» - это и есть «Космическое Пространство заполнено Непознанным Принципом». Само же Космическое Пространство на уровне Первого Космического Принципа еще не существует, или, вернее, существует, но в потенциальном виде. Космическое Пространство появится лишь на последующих этапах проявления Космических Принципов.
     Еще боле сложное для сопоставление Света и Тьмы является следующее высказывание Е.П. Блаватской:

     «Естество Тьмы есть Абсолютный Свет, потому Тьма взята, как подходящее аллегорическое представление состояния Вселенной во время Пралайи или же периода Абсолютного Покоя или Не-Бытия, каким оно представляется нашему предельному уму. ...«Свет и Тьма сами по себе тождественны, они разделены лишь в человеческом уме». ...В положениях Восточного Оккультизма Тьма есть единая, истинная действительность, основа и корень Света, без которой послед-ний никогда не мог бы проявиться, ни даже существовать. Свет есть Материя, а Тьма - чистый Дух. Тьма, в ее коренном метафизическом основании, есть субъективный и абсолютный Свет; тогда как последний, во всей его кажущейся лучезарности и сиянии, есть только масса теней, ибо он никогда не может быть вечным, и есть лишь простая Иллюзия или Майа. ...«И Свет во тьме све-тит; и тьма не объяла его».  ...Слово «Тьма» не применяется к духовному зрению человека, но, во истину, к Тьме, Абсолюту, который не знает (не может представить) преходящего Света, хотя он и трансцендентален для человеческого глаза».(1,т.1,с.116-117)

     Утверждение, что Свет есть Материя, а Тьма - чистый Дух, не может оставить равнодушным ни одного из начинающих изучать эзотерические знания. Известные рассуждения, приводимые в различных современных издания эзотерической направленности, о том, что Свет  есть символ Духа, а Тьма - символ Материи, противоречат тому, что приведено выше. Однако для этого еще раз обратимся к примеру со спектрами электромагнитных волн, где видимый свет занимает лишь небольшую часть спектров, а до и после него существуют области, которые можно назвать до- или после- свет, а проще - тьма. То, что мы видим - это материя, а все невидимое (тонкий план, в том числе и то, что именуют духовным) несомненно для нас является тьмой.

     «Слово «Тьма» в данном случае опять же используется метафорически. Для нашего интеллекта это несомненно Тьма, поскольку мы не можем ничего знать о ней. Я уже говорила, что ни слово «Тьма», ни слово «Свет» не должны использоваться для обозначения противоположностей, как в дифференцированном мире. Использование слова «Тьма» вызывает меньше неправильных толкований. Если, к примеру, использовать слово «Хаос», оно могло бы быть неправильно истол-ковано как «хаотическая материя».(4,с.58)
     «Для того чтобы знать, что есть свет, и есть ли он, на самом деле, вещество или даже простое волнообразное движение «эфирной среды», наука должна прежде узнать что есть, в действительности Материя, Атом, Эфир и Сила».(1,т.1,с.598)
     Именно поэтому о Первом Космическом Принципе допустимо парадоксальное утверждение относительно Тьмы и Света. (Приведенная выше условность относительно разделения Абсолютов была необходима для того, чтобы через нее попытаться передать двойственность понимания).
«Тьма есть Отец-Матерь: Свет их Сын» Свет непостижим иначе, как исходящим из какого-либо источника, являющегося причиною его; и так как в случае Первичного Света, этот источник не познаваем, хотя разум и логика настойчиво требуют таковой, то, с точки зрения рассудка, мы называем его Тьмою. Потому Тьма есть Вечное Вместилище, в котором Источники Света появляются и исчезают. Ничто не добавляется к тьме, чтобы добыть из нее свет, или же к свету, чтобы сделать его тьмою на нашем плане. Они взаимно сменяются; и научно Свет есть лишь вид тьмы и обратно... Когда вся Вселенная была погружена в сон - то есть, возвратилась к своему первичному элементу - не было ни центра света, ни глаза, чтобы воспринимать свет; и тьма неизбежно наполняла «Беспредельное Все».(1,т.1,с.85)

     Первый Космический Принцип перестанет быть Тьмой тогда, когда проявится Второй и/или последующие Принципы, ибо они могут быть выявлены только потому, что освещены Светом Первого Космического Принципа. До проявления последующих Принципов Первый Космический Принцип может быть даже воспринят (правда, неизвестно кем или чем) как Хаос, заключенный во Тьме, которые исчезнут с проявлением новых Принципов. Но в действительности, как мы уже говорили ранее, Абсолют вне Хаоса, т.к. хотя его Закон и Порядок нам неведом, но это не означает их отсутствие в нем самом, пусть даже в растворенном виде.
     О характеристике Первого Космического Принципа как Беспричинной Причине и Бескоренного Корня Всего мы уже говорили в парадоксах.

     «Весь Космос возник из Божественной Мысли. Эта мысль оплодотворяет Материю, совечную с Единою Реальностью; и все, что живет и дышит, эволюционирует из излучений Единого, Неизменного Парабрамана-Мулапракрити, Вечного Единого Корня. Первый из них, Парабраман, в своем аспекте Центральной Точки, обращенной внутрь, так сказать, в области, совершенно недоступной человеческому разуму, есть Абсолютная Абстракция; тогда как в своем аспекте, как Мулапракрити, вечного Корня Всего, Он дает, по крайней мере, смутное понимание Тайны Бытия».(1,т.2,с.420)
     «Парабраман ...есть ВСЕ-ПРИЧИНА и не может быть назван «Первичной Причиной».(1,т.2,с.137)
     «Первичные Эманации Творческой Мощи слишком близки к Абсолютной Причине. Они силы переходящие и латентные, которые разовьются лишь в грядущих и последующих стадиях».(1,т.2,с.100)

     И все же одно можно сказать: он представляет собою Единое, нечто Одно, являющееся Бескоренным Корнем Всего. Вновь хотелось бы обратить внимание читателя на возможность использования понятия Единое на разных уровнях понимания - на уровне Космических и Вселенских Принципов. В данном случае речь идет именно о Едином на уровне Космических Принципов.

     «В Оккультной Метафизике существуют на самом деле двое «Единых» - Один на недосягаемом плане Абсолюта и Беспредельности, о котором никакие умозаключения не возможны; и второй Единый на плане Исхождений. Первый не может не исходить, не быть делимым, ибо он вечен, абсолютен и непреложен. Но второй, будучи, так сказать, отражением первого Единого, (ибо он есть Логос или Ишвара в иллюзорной Вселенной) может».(1,т.1,с.180)

     Применительно к Первому Космическому Принципу любые рассуждения о его физической сущности будут заведомо необъективными, ибо для это исследователю самому необходимо хотя бы максимально быть близким к этому же состоянию, что совершенно немыслимо для человека или его познанию. Однако попытаться представить некую, хотя бы самую отдаленную аналогию этого уровня, все же можно, но об этом мы остановимся в главе о Третьем Космическом Принципе.

     «Лишь освобожденный Дух может слабо постичь природу источника, откуда он произошел и куда он должен, в конце концов, вернуться. Если даже высочайший Дхиан-Коган может только преклониться в неведении перед страшной Тайной Абсолютного Бытия. ...«Дух и Материя или Пуруша и Пракрити суть два первичных аспекта Единого, не имеющего Второго», так учат нас».(1,т.1,с.97)