Ближний

Николай Павлович Кормаков
        Один законник (Лк.10,25) спросил Иисуса: «А кто мой ближний?» (Лк.10,29). Иисус, отвечая ему притчей о милосердном самарянине,  провоцирует его самого дать ответ: «Оказавший ему (нуждающемуся в помощи) милость» (Лк.10,37) и побуждает его впредь поступать также, говоря: «Иди, и ты поступай также» (Лк.10,37).

        Иными словами, Иисус говорит, что ближний для тебя есть тот, кто оказал тебе милость, но ты, ты должен быть милосердным каждому нуждающемуся в помощи, кого послал тебе Отец через обстоятельства.  Милосердие есть основное качество натуры любящего Меня, проявляющееся независимо от понятий человеческих (в том числе и понятия «ближний») и разливающееся, подобно милосердию Отца твоего Небесного и на злых, как и на добрых (Лк.6,35-36), что и обнаруживаешь ты сочувствием нуждающемуся в своем сердце (Лк.6,33) и что должен будешь воплотить это в своем действии.

       Таким образом, слово «ближний» в понимании евреев не отражало Божественной истины. В понимании евреев ближними к пострадавшему иудею были и священник, и левит, прошедшие мимо его. Пришедший же ему на помощь самарянин был отверженным в обществе иудеев. Дальний для пострадавшего иудея оказался ближе его ближних.

       Замечу, что законник спросил об этом Иисуса, "желая оправдать себя" (Лк.10,29), т.е. указывая на то, что понятие это у евреев неоднозначно. И до сих пор, даже в среде христиан это понятие не имеет четких границ: одни говорят, что ближним является каждый человек, а другие указывают на прямые слова  Самого Господа, что если обидевший тебя не покается даже перед  церковью, "то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф.18,17), т.е. - далеко не ближним: а значит не каждый человек есть ближний.  А дело тут, как и указывает на то Господь, является в том, что люди путают формальное понятие с проявлением духа.
Эта терминологичекая путаница породила множество статей на эту тему, так и не указавших основную причину этой путаницы: интеллектуальное (душевное) понятие "ближний", смешивается с проявлением Божественной благодати милости, действующей живым движением сердца (духа) человека, ее принимающей и проявляющейся делами милосердия.
      
       Правильным будет взглянуть на это еще глубже. Т.к. всякая милость в сердце человека есть проявление благодати милости Сердца Бога, Господа нашего Иисуса Христа, Которого следует возлюбить паче всего сотворенного, во всем ставя Его на первое место, то т.о. "ближний" для человека, по существу, есть Сам Господь Иисус Христос, страдающий в посылаемом нам Отцом Небесным через обстоятельства нуждающемся в помощи человеке. Иными словами, Господь говорит нам: "Старайся увидеть Меня в каждом, с кем сталкивают тебя обстоятельства; особенно в страдающем, ибо Я первый, Кто пострадал за вас, а потому страдание, как ни что иное, соединяет человека со Мною. Помогая страдальцу, помогаешь Мне. Иди и поступай так".
 
       В понятиях христианина  «ближний», как (и у евреев) член «его народа»,  и даже понятие «ближний», как «оказавший ему милость»,  должно уступить место духу милости в его сердце, проявляющемуся милосердием к Иисусу Христу, страдающем в каждом страдальце и нуждающемся в каждом нуждающемся в твоей помощи, и  ко всему творению Божьему.

       Слава Твоему бездонному Милосердию, Господи Иисусе Христе!