Исламский базар

Хачхарджи Константин
 
          В наше тревожное время, впрочем, оно никогда не было спокойным, невероятную силу обретают различные  идеологии, и  это состояние, похоже,  вряд  ли изменится, сколь  бы не возвещали о Мессии, когда -  «перекуют все народы мечи свои на орала». 

      Мы влетели в 21 век на своём старом тарантасе, нагруженном  теми же испокон веку сложившимися проблемами, вытекающими из понимания мира вещей и роли самого человека. Если обратиться к философам, уверяю вас, сейчас начнётся жуткая  кутерьма, начнут лепить: «детерминизм, политеизм, монизм» и прочий «изм», в которых саму суть вещей днём с огнём не сыскать, поэтому попробуем сказать проще. Чтобы что-то сделать, к чему-то приступить, или заставить кого-то прислушаться, для начала нужна Идея, то есть формула до удивления простая: вначале - мысль, а потом уж действие.

 Мы, эту самую "мыслю", сами себе  её  создаём, а потом становимся рабами нами же придуманной Идеи. Не так уж редко она  приходит кому-то в голову спонтанно, так, вроде, какой-то чепухи, как призрак, затем Идея  обрастает аргументами, теорией, а потом …. потом никто не предугадает во что «слово обернётся».  Любые мятежи и революции, «о необходимости которой…» при случае говорят  бунтующиеся,  идут от Идеи что-то разрушить «до основанья», «перевернуть», затем заново обустроить на свой лад. Если, какой-либо социальный негатив «работает» на протяжении длительного времени, то, в конце концов, всё приходит в упадок, уже смотришь - «верхи не могут, а низы не хотят», вот тогда рождается и крепнет Идея о революционном переустройстве  социально-экономического уклада. Именно поэтому нынче в арабском мире так печально кончают не только династии, но и авторитарные лидеры, пребывающие на Троне не один десяток лет. 

           Давайте посмотрим, какая политическая симфония разыгрывается сегодня  на исламском Востоке, и постараемся спрогнозировать возможный сценарий. Иран, у которого с Египтом сёрьёзные счёты играет свой мотив. Крошечный Катар со скудным ВВП -145 тысяч долларов на человека, через канал «Аль-Джазира», претендует на  геополитическую звезду, являясь в одночасье  на Ближнем Востоке подрывным элементом под номером ОДИН! «Братья-мусульмане», гуртом наступая за будущий халифат, вперёд себя пропускают  то оппозиционные элиты, как в Тунисе, то армию либералов, как   в Египте, с нижайшим поклоном, дескать: «пожалуйте, beyler, через минное поле», чтобы потом на костях учредить свои  порядки. В то же время цивилизованный мир через свои многомиллионные благотворительные  фонды и борцов за справедливость и «право наций…»,  раскачивая  «ковчег, пишут инструкции в роде того, как объединять вокруг себя люмпен-пролетариат», что брать на демонстрацию, как забрызгать краской смотровые полицейские щитки, и прочие «руководящие бумажки»  по дестабилизации режимов.

     В наши дни демократия, о которой мечтает «цивилизейшн», в арабском мире, как не парадоксально звучит, приводит к торжеству ислама. Правда, есть некое исключение из правил, к примеру, как в Турции, где ислам видится умеренным, но никто не уверен, что его не смогут  перелицевать в радикальный ислам, как это уже было в Иране. Тоже ведь шаха там  скинули в надежде прийти к умеренному исламу, а вышло по-другому. Как одно к одному сложилось и в Пакистане. Поначалу Мухаммед Али Джинна тоже ведь  был, в общем-то, человеком светским: он пил виски и жена у него была персиянка, но сегодня там порядки совершенно другие. Post-колониальный мир, как известно, скроен из бывших провинций Британской и Французской империй, которые в своё время нарезались без учёта  этнических и религиозных границ, мусульманские и немусульманские регионы, как бы сшивались в один кафтан.  И вот вам - прецедент: распад Судана в январе этого года, в Ливию вошли  Киренаика,  Триполитания и южнее её – Феццан. Саудовская Аравия в 1920–1930-х годах прошлого столетия была сшита  Ибн-Саудом из разных территориальных лоскутов с помощью дикой жестокости и большой крови. Нынче  саудовская геронтократия, где средний возраст короля или наследного принца — 85–87 лет, - куда там бывшему Политбюро ЦК КПСС, - сидит на пороховой бочке,  которая  вот-вот взорвётся. У нее есть два детонатора: шиитская Восточная провинция, на территории которой самые большие запасы нефти в стране, и где запрещено строить шиитские мечети, и Йемен, который, кстати, тоже неизбежно распадется на два государства, ибо элита Южного Йемена не получила от объединения 1990 года ничего. Саудовская Аравия — это 18 миллионов собственного населения и примерно 5 миллионов иностранных рабочих. Йемен — 23 с половиной миллиона йеменцев, которые не выпускают из рук автомат Калашникова. Хорошо воюют йеменские северные племена хоуси, главное, знают за что. Увы, никто не скажет, что легко, а подишь ты, вот в вооружённом столкновении разгромили же элитную гвардию  Саудовской Аравии. Мир в этом регионе пока никому не светит. В Йемене, представьте себе,  дичайший водный голод, тогда как Саудовская Аравия производит на экспорт пшеницу, ибо там гигантские подземные линзы пресной воды, да к тому же саудовцы еще в 1920-х годах оккупировали часть йеменской территории. Так, неужто  йеменцы  потерпят,  купающихся в роскоши,  соседей? Да, ни в «жисть»!  Саудовский король, как и другие монархи Персидского залива, пытается, хоть как-то залатать ситуацию в своей стране вливанием десятков миллиардов долларов, но, видать, всё понапрасну: колесо истории завертелось....

             Нынешний режим в Иордании, где подавляющее население  – палестинцы, тоже на ладан дышит. Во-первых, бедуины крайне возмущены финансовыми и земельными спекуляциями родственников королевской семьи, во-вторых, палестинские исламисты, представляющие в парламенте Иордании реальную силу, могут запросто стать у руля, да ещё, если «Хамас» на Западном берегу возьмёт власть в свои руки, тогда,  безо всякого сомнения, дни Хашмитского королевства в Иордании будут сочтены.

 Таким образом, в итоге неуклонной исламизации общественной жизни на всем Ближнем и Среднем Востоке уже в наши дни региональными лидерами становятся Турция и Иран, как две империи: новая Оттоманская и националистическая Персидская. Сейчас в Иране происходит смена элит, если   по-нашему: генералитет стражей исламской революции и лидеры ополчения «Басидж»  скидывают с постов «старых большевиков», извлекших все экономические и политические преференции из прошлых баталий. Им, сидевшим в окопах в войну с Ираком, сегодня за 50, и они, естественно, жаждут власти и денег. Ныне здравствующий Иран уже не шиитская империя, он контролирует и целый ряд суннитских группировок, тот же «Хамас» попросту перекуплен им у Эр-Рияда. Договор Ирана с Турцией – это по сути тот же пакт Молотова—Риббентропа, знакомый нам с 1939-го года, но тут по части раздела зон влияния в самом Ираке после ухода оттуда американцев. Может быть, через несколько десятилетий их интересы столкнутся, вполне может статься, но до той поры много чего может произойти. Весьма сложной, но, пожалуй, вполне предсказуемой становится окружение вокруг Израиля. Сопредельные Южный Ливан и Газа  превращены в эшелонированные укрепрайоны, где  нынче маршируют, демонстрируя свои мускулы,  отряды боевиков в несколько десятков тысяч человек, которые по муштровке и вооружению – настоящие армии, да плюс Иран с его загипнотизированными башибузуками с ракетами, достигающими пределы  Израиля. Иран одним глазом смотрит на Израиль, другим – на Суэцкий канал, надеясь на стратегические соглашения  с Египтом, чтобы беспрепятственно, когда «вопрос созреет»,  провести свои суда через Суэц.  Да и египетская,  десятая по численности армия в мире, оснащённая американским оружием, - тоже не подарок! Уже в эти дни Египет, с прищуром, посматривая на Синай,   вводит туда свои воинские подразделения, вроде для подавления бедуинских беспорядков. Короче говоря, над Израилем нависают грозовые тучи. Но, к счастью, у израильтян  есть достаточно сил, смелости и решимости, в случае чего, отстоять  суверенитет своей страны при любом стечении обстоятельств. Военные эксперты уже сегодня  думают и намечают конкретные шаги в том плане, как поступить в нужный час и в нужном месте, так что - Baruch HaShem!
 
России, которая так близка большинству израильтян по духу и ментальности, исламский базар тоже далеко небезразличен. Никто не сомневается, потери лазурных египетских берегов и «качки» цен на нефть она вполне вынесет, но есть угроза, куда  похлеще  оных тенденций. Военный контингент США уходит из Афганистана и Ирака, то есть открывается тропа для джамаата Булгар, состоящего из этнических башкир, татар, представителей других поволжских народностей, которые пока воюют с американцами, базируясь на афгано-пакистанском полигоне. Но, как только военсила США уйдёт, тут же,  возрастёт вероятность исламистского взрыва в Татарстане, Башкортостане, Ингушетии, или в, той же, Кабардино-Балкарии. И есть на то реальная политическая поддержка в Госдуме со стороны, заседающего там исламского  лобби, СМИ, где активно работает «Исламский комитет» Гейдара Джемаля, а также  журналистский семейный тандем в лице Максима Шевченко и Надежды Кеворковой.  К удивлению, а может быть нет,  Семен Багдасаров, он же депутат единоросс,  уже открыто требует исключения «Братьев-мусульман» из списка террористических организаций. Всё это не может не настораживать: надобно бы аккуратно нейтрализовать возможное слияние исламских сил Ближнего и Среднего Востока, у которых сложились испокон веку этнические связи, дабы упредить вполне реальную угрозу с их стороны безопасности России…

И к ассоциациям.
 
               Известный кардиохирург, академик, Николай  Амосов (1913-2002) в своей книге «О природе человека», выпущенной в 1992-ом, подводя итоги  многолетней работы по моделированию на компьютерах живых систем - от клетки до человека и общества, - пришёл к выводу, что агрессивность человека в 50 раз сильнее сопереживания. Мне думается, что это веский аргумент, чтобы понять,  почему Ислам, заявивший о себе в начале VII века, когда человечество было уже достаточно зрелым, более жесток и категоричен по сравнению  с другими мировыми религиями. Исламский Восток в ХХ веке, было, чуток повернулся лицом на Западный модерн, проповедующий любой образ жизни, то есть живи, как тебе удобно, пой и танцуй по-своему. Однако такой «откровенный» вариант мусульманину неприемлем, ибо противоречит духу и букве Ислама. Отсюда – прямая дорога к радикальному Исламу и религиозному экстремизму, в основе которого – ДЖИХАТ, со всеми вытекающими из него последствиями. Кстати, у меня немало знакомых среди молодых арабов, которые по всем статьям замечательные люди, так что народ здесь не  при чём, воду мутят исламисты-богословы.  Они, сами-то оставаясь в тени, науськивают юноше, что-де, если он  положит жизнь свою на алтарь Ислама, то ему, как шахиду, Аллах на небесах даст  невиданных красавиц и вечную  райскую жизнь. К великому сожалению, это срабатывает. Будем надеяться, что разум победит.

 ИншаАллах!