Из жизни участкового у. милиции. Дать шанс

Равиль Минигаздинов
Из жизни участкового уполномоченного милиции:

  ** Дать шанс**

- Андрей, ну что скажешь?  Как он? Адекватный или башню снесло?
 Идёт на контакт? - Старший  участковый уполномоченный милиции капитан Нисимов был по военному краток и решителен. Что произошло, знаю. Говори суть.

 - Товарищ капитан, этот придурок, уголовник, захватил заложницу, женщину с пятой квартиры, седьмого дома, по всей видимости бывшую жену. Применил один раз ствол, похоже ружьё,  выдвигая свои требования: в первую очередь привести Лизкиного хахаля в квартиру, водки, сигарет и чтобы никто не пытался его штурмовать. Стреляет он хорошо и ему начхать, что с ним дальше будет. Неверной жене одно место прострелит уж точно. Пообещал так.

 - Понятно, понятно. Сколько ты здесь уже?
 
- Двадцать минут где то. С этим уголовником, Ваньшиным, пообщаться успел по телефону. Странный он какой то товарищ капитан. Сказал разберусь с сожителем и отпущу, если будет хорошо вести себя, и получит от него исчерпывающие ответы на его вопросы,  а нет, отстрелит что пообещал и ему тоже.

   Участковый уполномоченный милиции  лейтенант Андрей Светлов после окончания Высшей школы милиции всего второй год работал в настоящей должности, но за это время уже не один раз попадал в различные передряги с людьми, нарушающими общественный порядок, а иногда просто с уголовными элементами. Вот и сегодня, его на проходной КПП военного городка, остановил дежурный и отправил к Лизе Ваньшиной, к которой в квартиру проник какой то уголовник.
 
- Денис Александрович, а захватчик ещё тот хитрюга. Лизкин сожитель мусор пошел выносить, а он тут как тут и в квартиру. Видать ждал. Хрен его знает, зачем он ему понадобился, что ему не хватало? Не мог так поговорить. Наделал шуму, сколько людей поднял на ноги. Себе проблемы создал. Сейчас ГНР-группа немедленного реагирования появится, не будут они с ним особо церемониться.
 
 - Андрей, да всё так, только успевать до них нужно. Они уж точно не будут с ним церемонится. Если есть хоть шанс мирного решения конфликта, надо пробовать его использовать. Все варианты без кровопролития хороши. Эх, узнать бы у жены его, знает ли этот уголовник в лицо её сожителя. Если не знает, то пойду я в квартиру,есть у меня задумка. Может удастся этот конфликт погасить. Мужика вообще то жалко, отслеживали мы его, как он там в зоне себя ведет. Есть на него сведения, что был обычным зеком, нормы производственные выполнял, нарушений не имел, с наркотой не замечен. Да и мать одна и дочка же малая у него. Связались с матерью, так она сказала, что он в милицию собирался прибыть вовремя и встать на учёт. Но что его развернуло браться за ствол, надо бы выяснить.
 
 - Товарищ капитан,надо всё же ребят  с ГНР  дождаться, зачем под пули лезть?
 
 - Ты это, лейтенант, не учи старших, а лучше сделай так, как я сказал. Звони ещё раз и пригласи каким то образом Лизу эту к трубе. И мне дашь телефон, понял?
 
 - Эй, мусорок, участковый – донеслось в раскрытом окне, ну где Лизкин кобелёк? В штаны наложил что ли? Давай его ко мне, а то я нервничать начну. И без глупостей, а то шмальну.  Пузырь пусть возьмет с собой, водки. Жду через пятнадцать минут.
 
- Ваньшин, не глупи, давай  пока нет СОБРа по мирному разрешим конфликт. Зачем тебе снова в зону, это в лучшем случае, а в худшем, ты же знаешь, что может случиться – начал было уговаривать лейтенант преступника, но тот его перебил выстрелом из ружья.

 - Ментяра, ты что меня учить собрался! Давай делай что сказал и мухой!
 Талян Ваньшин не любит, когда ему наперекор идут. Пятнадцать минут тебе всё про всё.


  Долго, томительно длится время ожидания. Казалось бы стрелки часов остановили свой ход, но нет, движутся, движутся впёред, к неизвестности. Что там впереди? Сможет ли конфликт, вполне бытовой, не стать криминальным, с серьёзными последствиями. Сколько раз капитану Нисимову приходилось принимать ответственные решения и идти одному на врага. Совсем недавно ему пришлось вступить в схватку с солдатом-дезертиром, вооружённым автоматическим оружием и открывшему беспорядочную стрельбу в населённом пункте. Тогда нарушитель стрелял ему прямо в лицо, не соображая что делает.Лишь умелые действия офицера милиции предотвратили серьёзные последствия от действий дезертира, вооруженным автоматом. Сейчас задумав свой молниеносный план, он хотел получить разрешение от вышестоящего командования на его реализацию. 
 
- Надо попробовать с ним пообщаться - товарищ полковник. Я хочу скосить под сожителя жены Ваньшина, этого захватчика. Он этого Александра Семяшина наверное не знает. Времени у него не было о нём что либо узнать, только вчера приехал он.
  - Денис Александрович, действуй по обстоятельствам, не в первый раз же такое случается. Группа реагирования будет на подстраховке. Смотри аккуратнее и береги себя.
 

 А в тоже время лейтенант Светлов, связавшись по телефону  с Ваньшиным, правдами и неправдами уговорил того пригласить его жену к телефону.
 
 - Товарищ капитан, всё в порядке. Я ей дал знать о вас. Что вместо хахаля её, вы пойдете в квартиру.

 Капитан Нисимов вошел в подъезд дома и поднялся на второй этаж, где его поджидал испуганный Лизин сожитель, в прошлом такой же заключенный, как и Ваньшин, отсидевший пять лет за воровство, и хулиганство. Как иногда простонародно говорят, отсидел по пьяне.

 - Так Симяшин, давай - ка снимай с себя портки, я их надену и вместо тебя пойду. Ростом мы с тобой одинакового, может и сойду за тебя, а? Скажи мне, ты не встречался с ним в местах не столь отдалённых?

- Да нет вроде как? Он то далеко сидел, аж в Сибири, а я на Урале, под Нижним Тагилом. Вы товарищ капитан возьмите водку, и сигареты. То что ему нужно.
 
-  Ладно, давай, давай ложи в ведро и уходи по тихому, чтобы он не увидел, лучше к кому нибудь из соседей.
 Андрей, а ты бери ствол мой, документы и постарайся ни при каких делах, кого то запустить в квартиру. Прибудет группа, попроси их об этом, скажи что я с полковником Абиркиным все свои действия согласовал. И вот что,сюда нужно мать его доставить срочно и дочь. Обязательно Андрей.
 
 - Товарищ капитан, может оружие с собой возьмёте?

  -  Андрей, всё! Делай как  тебе  сказано.

 Старший участковый уполномоченный капитан Денис Нисимов в свои тридцать лет уже был опытным оперативником, имеющий за плечами  не одно задержание уголовников, бандитов, рецидивистов, воров только начинающих, и опытных, с богатой криминальной историей.
Сколько различных людей, со своими судьбами, историями, но в большинстве своем безжалостных, коварных, хитрых и жестоких. Многие из них так и не смогли покончить со своим прошлым, вновь и вновь совершали преступления и попадали на скамью подсудимых, получая новые, ещё большие сроки. Общение с такими нелюдьми невольно делает воинов правопорядка сильными, волевыми, решительными людьми, готовых выполнить стоящую перед ними задачу по наведению правопорядка. Большинство офицеров, разных министерств и ведомств, принявший присягу народу и государству без тени сомнения готовы выполнить её требования, ни сколько не думая о себе, о возможных для них тяжёлых, угрожающих жизни, последствиях. Таким был и Нисимов, шагнувший сейчас в проём открывшейся двери.
Он увидел стоявшего впереди него  с ружьем  пока ещё законного Лизкиного супруга. Ружье было опущено стволами вниз.
 
- Ага, - это хорошо, среагировал  Денис. Не напуган, не сильно агрессивен - это обнадеживающе. В глазах  скорее интерес, чем явная угроза и болезненность.
   Так, смотри ему в лицо, веди себя решительно, будь на мгновения его быстрее в принятии решений и входи, входи в роль, ты же бывший уголовник, сотоварищ.
 
 - А хахалёк пришёл, не перетрухался или же портки подмочил?  Но не бзди паря, убивать пока не буду, не хочу чтобы на пожизненную закатали из-за тебя в кичеван. Ты вот сюда шёл, племя фараонов не видел? Ментов.
 
Ваньшин подошёл к Низимову, ткнул его стволами ружья в живот и не громко приказал: Подними ка рубаху, штаны и выверни карманы. Хрен тебя знает, что ты с собой принесёшь и что в твоей башке. Не я тебя, так ты меня завалишь. Вот и думай. Так, чистый - это хорошо! И в ведре твоем что то есть? О, банка! Это хорошо, что литра водки, а то мне мало одной. Счас балеху(вечеринку) устроим. Пир горой.
Лизка, а ты чё хахаля своего плохо кормишь, исхуданный он у тебя какой то. Ну, проходи, проходи, базар есть.
 
 Капитан сменив выражение лица, входя в роль, тянучи проговорил:
  - Ну, привет корешок! Ты чё шухер устроил. Шмаляешь напрополую, народ пугаешь? Тя ж как курчонка братан заметут. У меня боланы на хвосте сидели(милиция). ОМОН, СОБР - они много не разговаривают. Ойкнуть не успеешь, как завалят. Им нашего брата ничуть не жалко.
 
 - Я чё то не понял. Что за  базар? Братан? Какой я тебе  на хрен братан, ты мою мару (жену) имеешь, а я тебе братан. Молочный что ли?  Ха-ха-ха,- рассмеялся Ваньшин. Лизка он что, тоже чалился(сидел) как и я?
 
 - Бажбан(глупый) что ли, Ваньшин ты?. Не доходит до тебя наверное, если бы поумнел на отсидке, может бы и не попал в такую ситуацию. Ты чё своих не узнаешь, корешок? Да я поболее твого мочалился и конкретно за дело сидел. Рассказывала Лизка, за что ты срок трубил.
 Ствол то, ствол убери - наседал на уголовника Нисимов, я ещё пожить хочу,и разряди его, пока дров не наломал.  Успеешь настреляешься. Я братан туда, откуда ты только приехал, не хочу больше возвращаться. Надоело пыхтеть, на воле лучше. Малина сейчас житуха, разве захочешь снова туда!
   Лизка, а ну скажи мне, а то я что то не в доезжаю. Он что из бывших? Ты мне что то не говорила, об этом.
 
 - А ты спрашивал? Ты мне слово не дал сказать. Я тебе про него стала говорит, так ты что сделал? В окно стрельнул, идиот.

 -  Ладно, ладно, кончай болтать, давай зови к столу. Проходи, коль так. Гостем будешь. Повезло тебе пока. Заправимся сейчас барно(хорошо), заложим под бороду(напьемся)и хрен с ним, как будет, так будет. Куда кривая выведет.

 Усевшись за стол, они разом выпили по стакану водки и закурили, продолжив беседу.
 
 - Толям, ты брат извини, что так получилось. Лизка твоя тебе писала, и посылки слала, а ты мудила, не принимал их. И не отвечал. Мать твоя говорила, что из за дочки.
 
 - Ну, скажем так. И за это. Посчитал по времени, вроде как не моя дочь, значит падла трахалась на стороне.

  - Да какой на стороне, брось ты братан. Ты посмотри на дочь, она же  вылитая ты. Во, зуб даю. Бля буду. И Лизку твою я что приголубил то?  Братки попросили, мол мучается баба одна без мужика, дочь поднимает, а от Костыля, извини, от тебя выходит ни одной малявы нет. Так они же и тебе писали. Мне сам Ворон говорил. Ты у него спросишь. Он сейчас от дел по - тихому отошел, бизнесом занимается, но мы своим  ребятам помогаем.
 
 - Слушай, давай Лизка пусть выйдет, за бутылкой сходит. Заодно баллона участкового успокоит. Хрен его знает что у них на уме.
 
 - Не братан, Лизка не уйдет. Да меня сразу же выдавят отсюда. Сходи сам просеки дела. И скажи им, чтобы дочь привезли. Посмотреть на неё хочу. Может в последний раз. Если на меня точно похожа, то сдамся!
 
- А ты что не видел её ещё?
 
- Да, нет. Не пришлось.

 - Слушай Толям, отдай мне ствол, тогда они поверят, что ты сам завязал с этим, а без него, не поверят. А то хрен их знает, как бы штурмом не пошли.
 
 - Ты думаешь. Так лучше? Ну-ка глянь в окно, а то что то тихо, уж очень подозрительно.
 
 - Толям, участковый наш там, и подполковник кажись. Пару ментов с ними.

 - А нет Омоновцев или как их, Собровцев
 
 - А кто же их знает, не видно вроде как.

 Ой и врал же сейчас капитан Нисимов, нагло и без колебаний отвечал неправдой Ваньшину. Ему было понятно, что бойцы ГРН уже прибыли к месту события и занимают исходные позиции для завершения операции.
 
 - Ты вот что Лиза, дай листок Таляну, пусть напишет, что он готов на повинную. Так поверят, с бумажкой то.
 
Пока тот писал текст, капитан Нисимов смотрел на него и думал о превратности судьбы этого человека. Ведь когда он жил вполне нормальной семье служащего Советской Армии, работал и пил не как заправский алкоголик. Но напившись как то с друзьями, они подняли скандал на рынке, завязалась драка и приехавший наряд милиции задержал драчунов. В кармане у Ваньшина были обнаружены часы, которые были утеряны, а как после было установлено, подброшены одним из потерпевшим. Приговор судьи был жесток и бескомпромиссным: пять лет лишения свободы.
Ему по человечески стало жалко этого измученного внутренними терзаниями довольно ещё молодого человека. Идя на преступление, тот хотел отомстить за поруганную мужскую честь, за измену его жены, за те переживания и унижения, которые он испытал за пять лет, что сидел на зоне.
На его лице Денис видел ту боль, которая уже сидела внутри его, с той самой минуты, когда он стал осознавать, что поступил глупо, не обдуманно, послушавшись каких то отмороженных, когда то сидевших в тюрьме как и он людей.
 
- Что я наделал, братан? Нахрен я этих уродов послушал. Лизка  скажи, дочь точно моя?
 
 - Глупый ты. Я же сказала, твоя!

 Он сжав до боли зубы, закрыв глаза локтем тихо заплакал, лишь смачно вытирая нос.
Нисимов взял стоявшую у стены двухстволку, опустил курки, переломив ствол, вытащил патроны и похлопав по плечу Анатолия тихо сказал ему:
 
 - Толя, я ружье забрал и разрядил.

  -  Саня, а оно заряжено только пыжем. Без дроби и пули.
 
 - Ты это правду говоришь, без пули и дроби.

  - Ну что я буду врать, сам посмотри. И кстати, это ружье моё, законное, охотничье.

  - Ну, это хорошо Талян. Я уж думал, как нам поступить. Не хочу я твоей новой искалеченной души. Вроде как у тебя прояснятся стало. Вот что тебе скажу, Толя.
 Я  мент. И не сожитель Лизкин, а старший участковый уполномоченный капитан Нисимов Денис.

 - Ты, мент? - Казалось что глаза неудавшегося захватчика вот вот вылезут из орбит. И ты вот так, без ствола, пошел на меня с ружьем?
 
 - Толя, ну во-первых, оно не заряжено убивать,а во-вторых, таких как я сотни, тысячи в МВД.  И у меня было предчувствие, что ты не совсем потерянный человек.Вел ты себя не как отмороженный, а вполне адекватный чел.
 
- Спасибо капитан. Я твой должник. Можешь быть уверен в этом!

 Нисимов, позвонив начальнику отдела, доложил о выполненной работе. Узнав что в подъезде дома  находится дочь и мать преступника, попросил чтобы их завели в квартиру.
 Прошло несколько минут, прежде чем раздался звонок и открылась дверь. В коридоре квартиры стояла ещё не совсем пожилая женщина, со следами тяжелой печали и скорби на лице. Крепко сжав в руках ручонку девочки пяти-пяти с половиной, она продвинула её вперед себя и тихо произнесла:

  - Оленька, иди внученька, это твой папка.