Миссионер Владимир

Николай Бичехвост
       Владимир (Попов Иван Стефанович),
       миссионер, архиепископ, публицист

«Мы работали на ниве Христовой в одиночку»,
так изрекал о своей миссионерской деятельности
этот замечательный служитель церкви. Имя сего
казака-подвижника было известно по всей имперской
России.

      Иван Попов родился 29 мая 1828 года в станице
Федосеевской Области Войска Донского в простой
казачьей семье. Рано лишился матери. С малых лет
был приучен батей к посильному труду по хозяйству.
Проявил большие способности к грамоте. Окончил
духовное училище, Воронежскую духовную семи-
нарию и Киевскую Духовную Академию. Будучи от
природы религиозным, он 24 марта 1853 года принял
монашество с именем Владимир.

     С преподавания в Орловской духовной семина-
рии началась духовно-учебная карьера Владимира.
Работая в Иркутской и Томской семинарии, он
«страстно заинтересовался миссионерским делом». С
1861 по 1865 год состоит на должности инспектора в
Санкт-Петербургской духовной академии. Был возве-
ден в сан архимандрита.

       Подвиг жизни его начался с 20 ноября 1865 года.
Святейший Синод тогда назначил Владимира началь-
ником и строителем Благовещенского монастыря на
необжитых Алтайских горах с подчинением ему ду-
ховной миссии.

    Владимир с молодости был человеком разносто-
ронних интересов. Его увлекало богословие и меди-
цина, архитектура и сочинения Дарвина, садоводство
и пчеловодство... Многие его познания в этом краю
великого кочевья оказались так нужны.

     18 лет жизни, отдал Владимир могучему, но не
разбуженному Алтаю.

     В селении Улала (ныне г. Горно-Алтайск) он осно-
вал монастырь. Кочевое местное население приобщал
к оседлой жизни и сельскому хозяйству.
      Строил в дремучей глуши миссионерские селения,
избы и подворья, в которые переселялись крещеные
кочевники и их семьи. Выдавал им подспорье, инстру-
менты, семена, продукты из запасов миссии. Верхом
на коне, на лодке с проводниками проникал в дебри и
пустоши глухого края. «Деяния его были самоотвер-
женными. Он никогда не щадил себя, тонул и голодал,
при дальних поездках питаясь нередко кореньями и
травами», отмечали его биографы.
      Владимир упорно отстаивал перед властями выпла-
ту льгот для новокрещенных инородцев, защищал их
от жесткого произвола местных самовластных князь-
ков. Добился от Томской губернской администрации
привилегий «для ограждения новокрещенных от обид
и для успешного распространения христианства на
Алтае и обрусения тамошних инородцев».
        Епископ Владимир построил на Алтае 28 церквей
и молитвенных домов, десятки миссионерских зда-
ний. Невероятно утруждаясь, открыл училище и ма-
стерскую иконописи, свечной завод и ремесленные
мастерские. Настойчиво приобщал кочевую молодежь
к учебе и ремеслу.
        Он возвел более десяти школ с большим числом
учащихся и переводчиков-толмачей. Наиболее спо-
собных алтайских детей направлял в Казанскую учи-
тельскую семинарию. В типографии печатал книги
духовного содержания. Сил и времени у Владимира
на эти и другие дела, уходила тьма-тьмущая.

«В миссии его звали орлом. И действительно, было
что-то орлиное в его взгляде. Большие, умные глаза
его смотрели смело и бодро на Божий мир, в них све-
тилось что-то проникновенное и бодрящее, их взгляд
умел побуждать энергию в человеке. И не мудре-
но, что миссионеры шли за ним по его слову на всякое
трудное дело», говорилось о Владимире в старинной
книге по истории миссионерского дела в России.

    Но... Пользуясь доверием Владимира, его товарищ, ку-
пец Мальков, совершил хищения из средств миссии,
допустил злоупотребления. Уголовное дело завели
против Владимира. Над этим подвижником нависла
тень тернового венца.
     Тогда Владимир, не падая духом, собрал оперативно
оправдательные документы, выбрался из трясин и де-
брей таежных в лощеный Петербург. Император, рас-
смотрев представленные материалы, вынес решение о
невиновности Владимира и наказании Малькова.

    Велики были его деяния по церковному и культур-
ному просвещению, возведению храмов, возрождению
духовности в Томске и Ставрополе, Казанской духов-
ной академии. Он стоял у истоков многих дел, будучи
теперь уже архиепископом Казанским и Свияжским.
     Но нигде не забывал свой Дон и друзей детства,
навещал родную станицу Федосеевскую, в которой
радушно привечал его атаман П. С. Сиволобов.

 Владимир успевал скромно заниматься литератур-
ной деятельностью. Печатал свои статьи, как «Записки
алтайского миссионера», «Поездка на Чулышман» в
известном «Христианском чтении», «Домашней бесе-
де», «Православном благовестнике».

     Всю свою жизнь Владимир посвятил служению
церкви, мирянам и России. Этот подвижник благоче-
стия, в миру казак донской Иван Петров, скончался в
1898 году.

    Место упокоения Владыки венчала массивная бе-
лая мраморная плита с большими золотыми буквами:
«Высокопреосвященному Владимиру, архиепископу
Казанскому, незабвенному Архипастырю, бывше-
му епископу Бийскому..."