У меня вполне удавшаяся судьба

Жанна Травинская
       В последние годы я не езжу в Москву, так как это очень дорого (покупка материалов, проживание, постоянные поездки и так далее). Я работаю в своей мастерской над сувенирами, ищу технологические новшества с цветным стеклом, разбираю архивы, пишу воспоминания, встречаюсь со школьниками города и Северного района. Занимаюсь посевом и сбором лечебных трав (этому с детства меня научила моя тётя Анна), готовлю лечебные чаи и настойки.

       Сделала композиции "Невидимые миру слёзы", "Христос воскрес", "Рождество", "Троица".

       К моему семидесятилетию музей ИЗО (директор Четверякова С.) организовал ретроспективную выставку. Она работала два месяца, я каждый день ехала туда,  чтобы встретится со студентами и школьниками, ветеранами и детишками из детских садов.

       Радуюсь, что орловская керамика попала в надёжные руки энтузиастов и влюблённых в неё так же, как и Григорий Иванович Никольский, Дмитрий Андреевич Ким - это Юрий Семёнович Трунов и Вадим Иванович Болотских.

       Несмотря на трудности, они сохраняют производство и берегут традиции.

       У меня вполне удавшаяся судьба - я посвятила свою жизнь творчеству и не изменила керамике. Благодарна  своим педагогам: народному художнику СССР, лауреату премии им. Репина Азаровой Людмиле Павловне, главному технологу Гжельского куста Демидовскому Павлу Юрьевичу, благодарю Макаи Александру Васильевну, Некрасову Ольгу Александровну, Сосина Юрия Ивановича, Храмову Марию Ивановну и многих  других прекрасных людей, которыми богата наша русская земля.

      Долгие годы я дружила с такими известными личностями, как: М. Ярославская, Э. Гинстлинг, К. Кравченко, И. Лясс, М. Фаворская, О. Малышева, А. Белашов, Р. Цумер, А. Каплун, Р. Беог, Н. Бессарабская, М. Рачгус, Г. Карклинь, К. М. Макаровы, К. Чернышева, Л. Константинова, Н. Богданова, и. Круглый и другие.

      У меня состоялись пятьдесят три персональные выставки в Орле, Болхове, Мценске, Нарышкино, Барнауле, Дебальцево, Мироновке, Горловке. Участие более чем в ста крупных выставках. Композиция ваз "Памяти орловских журналистов" в 1978 году признана лучшей работой по керамике в Москве.

     Когда я работала в пединституте, помогла студентам выполнить дипломные работы по керамике: А. Пацюре, Н. Прониной, И. Швайкину, И. Ратнер. Раскрыла тайны технологии студенту С. Диденко. С 1972 года и по сей день постоянно выступаю перед школьниками и жителями Северного района и города Орла. Рассказываю о своём военном детстве, о своих работах. Пропагандирую творчество орловских художников. В 1991 году при Российском творческом Союзе работников культуры я организовала народную передвижную картинную галерею, а с 1993 по 1998 работала над "Галереей Славы", первая выставка которой прошла во вновь созданном музее Нарышкино.

     Мои работы - это я сама, моя душа, моё сердце, которое я отдаю людям. Можно было бы сделать больше, ведь я так мечтала украсить дома, площади, парки яркой, красочной керамикой, работать совместно с архитекторами, дизайнерами над серьёзными монументальными произведениями. Я всё ещё надеюсь, что придут другие времена, когда я и моя керамика станут востребованными...