Вера! Надежда! Ельцин...

Сергей Гусев 27
На смерть первого президента России

Это действительно была целая эпоха. Ведь впервые Ельцин приезжал в Тулу в качестве кандидата в президенты РСФСР. Той самой – Российской социалистической федеративной советской республики. Сейчас уж и не расшифруешь с первого раза. Было это в мае 1991 года.
А ведь с трудом вспоминаются и остальные детали.
Голые полки магазинов, в которых один маргарин и консервы с морской капустой, или капуста к этому моменту тоже уже исчезла, не вспомнить.
Кандидата в – страшно произнести – президенты должен был встречать секретарь обкома еще здравствующей КПСС Юрий Литвинцев.
Еще кругом одни товарищи, а «господин» произносится с явным внутренним усилием. Все ведь помнят классику – «Господа в Париже…»
Литвинцев предлагает…
Боже, действительно! Литвинцев предлагает встречать Ельцина на аэродроме в Туле! Аэросообщение-то еще активно действует, у нас есть аэропорт, а не строительный магазин на его месте. И народ, несмотря на пустые магазины, может летать самолетами из своего города. Не бог весть какими самолетами – Ан-24 в основном, но ведь летают…
Однако по техническим условиям Ту-154, на котором прибывал Ельцин, Тула все же не может принять, и он приземляется в Калуге. В дороге у кандидата в президенты России случились проблемы со здоровьем. По воспоминаниям генерала Лебедя, что-то с позвоночником. Не будем с ним спорить. Тем более, что тоже уже не с кем. Пока остановились, пока опять поехали, время ушло, и Ельцин ожидавших его в белом доме чуть ли не два часа уже директоров местных оборонных предприятий проигнорировал. Сразу пошел на площадь – общаться с народом. 1991-й, если кто забыл, это еще и год митингов. На площади Ленина – яблоку негде упасть. За спиной – еще томится в ожидании тульский оборонный бомонд, но программа визита уже поменялась. После бурного митинга Ельцин сразу уедет в десантную часть. И теперь-то, а тогда тем более, подобное мог позволить себе только сильный кандидат, которому не нужен никакой административный ресурс, абсолютно уверенный в поддержке избирателей, слова электорат еще никто не знал.
Люди верили Ельцину, верили в перемены к лучшему, верили в себя, в свою страну.
История еще оценит по достоинству роль Ельцина в российской истории. Но то, что он всем нам дал тогда веру в лучшее и сам же, правда, потом ее лишил, этого уже не отнять. Это была действительно великая эпоха. Жаль только, что она так быстро закончилась…