Народная любовь - кумиры и жертвы

Елена Пацкина
Прежде, чем высказать несколько соображений по теме, хочется привести отрывок из рассказа С.Моэма «Нечто человеческое», проницательно и ярко показывающим, как становятся кумиром масс.
В нем речь идет о некоей аристократке, Бетти Уэлдон-Бернс, завоевавшей всенародную любовь и признание:
«Тогда она была уже на вершине славы. Какую иллюстрированную газету ни раскроешь, непременно увидишь её портрет, кругом только и разговору о её сумасбродных выходках… Когда грянула война, она отправилась во Францию. Ей только-только минуло восемнадцать. Она была сестрой милосердия в госпитале при военной базе, потом научилась водить машину. Она играла в труппе, которую послали в воинские части для развлечения солдат; в Англии она участвовала в живых картинах на благотворительных вечерах, и во всяких благотворительных базарах, и продавала флажки на Пикадилли. Каждая ее затея широко рекламировалась, и в каждой новой роли её несчетно фотографировали… Полагаю, она и тогда ухитрялась недурно проводить время. Но когда война кончилась, Бетти разгулялась напропалую.
Молодежь … пускалась в самые безрассудные затеи. И непременной их участницей была Бетти. Иногда, по разным причинам, сообщения о таких забавах попадали в газеты – и в заголовках неизменно красовалось её имя…
Британская публика по странной причуде воспылала к Бетти нежными чувствами, и в любом уголке на британских островах её называли запросто «леди Бетти». Женщины толпились вокруг неё, увидав её на чьей-нибудь свадьбе, а на театральных премьерах галерка аплодировала ей, словно знаменитой актрисе. Молоденькие девчонки перенимали её манеру причесываться, фабриканты мыла и косметики платили ей за право поместить её фотографию на своих товарах…
Скучные тугодумы… осуждали её. Они издевались над тем, что она всегда на виду. Говорили, что она помешена на саморекламе. Говорили, что она распущенная особа… Признаюсь, всё, что я о ней слышал, не располагало в её пользу. Я не высокого мнения о женщинах, которые, кажется, считают войну удобным случаем поразвлечься и показать себя…
Она была мила со всеми и с каждым, вероятно, потому, что, не очень об этом задумываясь, втайне полагала – все вокруг ничтожны. Мне стало понятно, отчего её обожают фабричные девчонки в Ист-Энде и отчего сотням тысяч людей, которые видели её только на фотографиях, она кажется задушевной подружкой…»

Однако, героиня рассказа, будучи женщиной умной и понимающей жизнь, насладившись сполна славой и любовью толпы, сумела со временем ускользнуть из этих давящих объятий – сначала в не слишком блестящий брак, а потом и вовсе уединившись на острове Родос. Там, проживая свои дни в полном согласии со своими желаниями, вдали от суеты и предрассудков, она сумела стать счастливой.

Другую аристократку, «леди Ди», народная любовь в конечном счете погубила. Она была первая «народная принцесса». Почти всю жизнь работала на этот образ. Видимо, потерпев крах в отношениях с мужем и его семьей, решила завоевать всеобщую любовь . Утвердиться, доказать свою ценность, уникальность. Отсюда поездки по всему миру, борьба с противопехотными минами, посещение больных и прокаженных – всё перед кино- и фотокамерами, всё – в прессу. «Всё на продажу». Все по вышеописанной схеме. И массы её боготворили.
А потом, когда захотелось просто любви одного человека и уединения с ним, – оказалось поздно. Даже деньги и могущество не спасло. Эту лавину обожания, которую она на себя своими руками столкнула, остановить уже было невозможно. Она её погребла. Вместе с несчастным избранником.

Жертвой любви толпы стал и герой романа «Парфюмер» П. Зюскинда. Уродливый оборвыш, сирота, никогда не видевший ласки, не слыхавший доброго слова, возжаждал быть любимым. Через муки и преступления, пробираясь наугад, нашел-таки способ: выделил и сохранил волшебный запах, вызывающий любовь к тому, от кого он исходит. Подушившись своим составом, он обретает желаемое – вызывает к себе любовь, граничащую с безумием. Его принимают за ангела, спустившегося с небес. Толпа возлюбила его – и растерзала. Каждый хотел иметь для себя частицу божества. Гений и злодей был разобран на сувениры – так умеет боготворить людская масса.

Возвращаясь к нашим баранам, можно отметить, что все идолы шоу-бизнеса сначала из кожи вон лезут, что бы пресса их заметила и освещала их браки, разводы, измены, скандалы, и т.д. и т.п. Потом же, достигнув желанной славы, ругают последними словами ту же прессу за вмешательство в личную жизнь. И никто не хочет платить по счетам.

Так и хочется сказать: «ребята, будьте последовательны. Вы хотели популярности, вы на это жизнь положили – так не ропщите. Живите на виду и красуйтесь. А не нравится – не лезьте людям на глаза, работайте себе тихо, и никто никогда вас снимать-описывать не станет».

Внимание толпы – вещь яростная. Её нельзя выключить, как ночник, когда захочется отдохнуть.