6. Погорелец

Феликс Рахлин
1948 – 1949 - 1950 годы. Убит Соломон Михоэлс. Арестовано руководство Еврейского антифашистского комитета. Сам комитет распущен. Началась оголтелая кампания против «космополитов», как стали называть евреев, чтобы не употреблять одиозное слово «жиды». Тем не менее, в неофициальном порядке им пользуются с удовольствием.  Всё еврейское попадает под почти тотальный запрет.

В эти-то дни или даже раньше в одной из типографий по приказу «свыше» был рассыпан  набор подготовленной Ильёй Эренбургом и Василием Гроссманом документальной «Чёрной книги», в которой приведены леденящие душу свидетельства о только что свершившейся? но не завершившейся Катастрофе европейского еврейства, о неслыханных злодействах  гитлеровских нацистов и их подручных в отношении "самой низшей расы": евреев...

Прошло много лет. Началась горбачёвская  «перестройка». Срываются покровы со многих тайн. И вот выходит в свет глава, некогда изъятая из текста мемуаров Эренбурга «Люди. Годы. Жизнь». Как раз та, в которой рассказано о создании «Чёрной книги». Среди тех, кто присылал для неё документы и материалы, Илья Григорьевич назвал имя фронтового журналиста Семёна Улановского.

Такой человек был в нашем городе, работал в газете «Социалистычна Харкивщына»  ответственным секретарём редакции –  притом,  в достаточно чёрные годы,  и я его немного знал. Вот почему, повстречавшись с ним как-то раз в лифте высотного здания Дома печати, я немедленно спросил: не он ли упомянут в воспоминаниях Эренбурга.

Сеня Улановский (так называли его коллеги) своей внешностью весьма соответствовал встреченной мною где-то фразе: «Человек с физиономией, возбуждающей одну часть населения против другой». На  его полном, чрезвычайно еврейском лице заиграла самодовольная улыбка.

- Да, это я, – ответил  он. – Я тогда сильно погорел!  – (Он очень  картавил и потому последнее слово произнёс раскатисто, горлом: «Погоххххел!» ).

Пока лифт спускался, а потом – по пути к троллейбусной  остановке, он успел рассказать, как было дело. Сеня Улановский служил в военной многотиражке – уж не помню какого ранга. Однажды на фронте  в его руки попал дневник девочки, пережившей немецко-нацистскую оккупацию.  Десяти- или одиннадцатилетняя школьница присутствовала при расстреле  евреев. На её глазах убили и подружку-одноклассницу, а вот её самоё не тронули, потому что она не еврейка. Потрясённая девочка писала в своём дневнике: как же это можно – расстреливать людей только за то, что они евреи?!

Это была не единственная дневниковая запись школьницы – там описывались и другие сцены и ситуации оккупационного быта. Улановский опубликовал странички из дневника в своём «боевом листке». Но рассуждения школьницы по национальному вопросу и упоминания о расстреле евреев – опустил.

– Вы  ж меня понимаете, - говорил он мне как единомышленнику, явно не сомневаясь в моей солидарности. – Мне как ев-ххх-ею казалось неудобным это печатать…

Но ведь всё-таки он был  еврей. И узнав каким-то образом о готовящейся «Чёрной  книге», взял да и послал Эренбургу как опубликованный в многотиражке текст, так и оригинал того детского дневника.

Он получил от Эренбурга ответ – с выражением  благодарности, но и с упрёком. Вот этот упрёк и имел в виду Сеня Улановский, признаваясь, что «погохххел». Как же так, писал Илья Григорьевич: вы, взрослый человек, коммунист, не нашли нужным обратить внимание читателя на ту главную и особенно страшную сторону нацизма, которая стала ясна ученице четвёртого класса и так потрясла её?!

                *    *    *
  Я благодарен случаю, а также откровенности  коллеги. Его рассказ добавляет характерный и довольно чёткий штрих к портрету Ильи Эренбурга и к нашему представлению о нём. Ведь, к сожалению, нередки безосновательные спекуляции вокруг его имени, имеющие целью представить его как человека, равнодушного к еврейству и даже как ярого ассимилятора, верного сталинского прислужника. Так, в тель-авивских «Вестях» был напечатан текст письма Эренбурга Сталину, в котором писатель объяснял мотивы своего отказа подписать инспирированное коммунистическим руководством  обращение «деятелей советской науки и культуры», где содержалось требование «защитить евреев от справедливого народного гнева» на «убийц в белых халатах» и для этого (о том шли упорные слухи)выселить еврейское население в восточные районы страны.  С моей точки зрения, письмо Эренбурга Сталину – образец вполне оправданной обстоятельствами лисьей еврейской (в положительном смысле!) хитрости, сближающей автора письма со знаменитыми фейхтвангеровскими героями: Иегудой Ибн-Эзра, Зюссом Оппенгеймером, даже с Иосифом Флавием (как трактовал этот образ  Фейхтвангер). Да, в арсенале лукавых еврейских царедворцев была и лесть, и мимикрия, в Эренбурге принятые авторами «Вестей» за чистую монету  и  толкуемые ими как его низкопоклонство перед тираном. А того они не заметили, что писатель в этом письме умело и безошибочно оперировал догмами «сталинского учения о нациях», чтобы показать самому «вождю народов» внутреннюю противоречивость его национальной политики, её неприемлемость в глазах просвещённой Европы и вызвать  сомнение в выполнимости затевавшегося, очевидно, злодейства – депортации евреев в Сибирь и на Дальний Восток.

Авторы «Вестей» не заметили и того, что именно так оценил хитрый ход Эренбурга и Вениамин Каверин (Зильбер), также отказавшийся подписать подлую бумагу.  И, наконец, они не выделили главного: что ведь и Эренбург ту бумагу  НЕ подписал, пойдя на риск накликать на себя гнев самого «хозяина»…Деятельность писателя по разоблачению людоедской политики нацизма в отношении евреев – лишний… нет, вот именно что не лишний штрих к его нравственной и национальной характеристике.
 
Во-вторых, «погорелец»  своим рассказом дает нам пищу для самокритичных рассуждений о нашем, еврейском, отношении к собственной истории и собственной национальной судьбе.

И, наконец, в-третьих, пусть с большим опозданием и хотя бы через посредника (роль которого беру на себя),  потрясение ребёнка звериной практикой гитлеризма будет донесено до многих людей. А это как раз тот случай, когда устами  младенца глаголет истина.
               
                ---------------------

Далее в сборнике "Чужие рассказы" - история под названием "Крестник маршала Антонеску"

http://proza.ru/2011/06/26/1392