Глава 110. Русский и другие музеи Санкт-Петербурга

Герман Смирнов
      
 На снимке мой рабочий уголок в деревенском домике.

  Общение во время срочной службы с двумя сослуживцами, а именно с Аркадием Шмелёвым, как уже писал, открыли мне мир русских художников и их произведения, но и не только русских! Поэтому первый музей, который я посетил и был Русский музей, где я провёл целый день,  до самого закрытия. Мне не нужен был экскурсовод, так как я уже многое знал о художниках,  об их картинах, и как они создавались и особенно картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге». В его книге «Далёкое -  близкое» большая часть книги посвящена именно описанию этого шедевра.
    Вы представляете, я же многие картины не видел не только вживую, а даже на открытках, но я про них прочёл в книгах и об их авторах тоже. А тут! Я вживую вижу то, что ранее мне было недоступно, а теперь восхищало,  и я с трепетом подолгу стоял перед почти каждой картиной, о которой хоть что-то знал, а знал я не мало, и многое было свяжо в моей юношеской памяти. «Последний день Помпеи» Карла Брюллова! Эта картина завораживала и устрашала. Может быть, вот так и наступит конец света, о котором сейчас много говорят и пишут? А « Ночь над Днепром» Куинджи.  Это надо же так нарисовать блик от луны, что вода переливается  под этим  бликом так натурально,  что будто настоящая,  и кто-то вместо луны освещает её невидимым прожектором. А  «Явление Христа народу», постоишь несколько минут перед этим шедевром,  и сомнений у тебя не остаётся о подлинности Бога и духа Господня!
         Саврасов, Поленов, Суриков, Серов,  Иванов-Крамской, Шишкин, Кустодиев, Брюллов и многие другие художники смотрели на меня,   своими картинами заставляли вспоминать то, о чём я успел забыть, читая про них. Но меня ждало сильнейшее разочарование, когда я зашёл в зал с картиной Айвазовского - «Девятый вал!»
Картина громадная во всю стену, но я был в шоке, когда зарево от горящего корабля было совсем не такое, какое нарисовал мне с открытки Аркадий! Нарисовал-то он,  как и было на почтовой открытке, но искажённое полиграфией до невозможности  и совсем не похожее на то, что я сейчас увидел! У  меня на картине, которая уже более полувека висит на стене перед моими глазами, зарево почему-то жёлтое, в то время как на подлинной картине оно  багрово красное,  и реально ближе к действительности. Я стоял, открывши рот, с упавшей челюстью,  и проклинал в душе всю полиграфию с её специалистами. Что – то меня сдержало уничтожить эту картину, подаренную Аркадием, которой я так гордился, видимо его труд и память о нём и службе. Пришлось смириться с этим ляпом полиграфии, но не сразу, долгое время я просто не мог смотреть на неё и отправил её в квартиру новых родственников, но написанная маслом и покрытая лаком она хорошо сохранилась до сегодняшних дней и я, смирившись,  вернул её на стену своей квартиры значительно позже.

     Ушёл из Русского музея, когда в залах начали гасить свет, очарованный и в то же время разочарованный фактом издевательства над Айвазовским. Меня лишь утешало, что живу сейчас в городе, где жили гении и творили,  создавая памятники, которые и сейчас наполняют проспекты и улицы этого замечательного города искусств.
Наверное,  мало осталось музеев в городе,  которые я бы не посетил, даже музей Арктики посетил. И вот это познание было и моими частичным самообразованием,  я как губка, впитывал в себя всё то прекрасное, что видел. Позже, когда меня посещали вятские родственники,  и я водил их по уже пройденным мною музеям, не по всем, конечно, а по основным, как Екатерининский дворец, или Петродворец или Павловский дворец, конечно, я был в душе горд и, может быть,  хвастлив, что живу в таком прекрасном городе и вспоминал детскую песенку – « я счастлив, что я ленинградец, что в городе славном живу». 
    А когда я увидел в Катькином дворце, на одной из стен,  вывешенных в рамочке  группу реставраторов этого дворца, своего бывшего сотрудника по таксомоторному парку, в котором мне пришлось поработать в качестве радиомеханика, пришлось дополнить прослушанную ими от экскурсовода лекцию и своими воспоминаниями – откуда я знаком с эти резчиком?

  Дело в том, что в ремзоне парка работал аккумуляторщиком Юра, фамилию точно не помню, стёрлась со временем, это было начало семидесятых.  Юра всё время, что-то вырезал штихелем в свободное время, пока аккумуляторы заряжаются, потом показывал свои изделия, приходя к нам в радиоцех.  Как-то из брусочка эбонита он вырезал девушку – русалку со спущенными волосами на всю длину этого брусочка и фигурка этой русалочки впечатляла, т.е. работа Юры. У парня явно был талант помимо зарядки аккумуляторов. Я буквально насел на него и заставлял разыскать реставраторов работающих в Пушкине и обратиться к ним. И это случилось! Юра всё-таки под моим давлением нашёл этих резчиков и вскоре уволился из парка. Его взяли учеником,  но по камню. Для меня было полной неожиданностью увидеть его в группе реставраторов и где! На стене Катиного Дворца и уже специалиста с высоким разрядом. Позже я встретил Юру в общественном транспорте, он уже работает по дереву и заказы выполнял дома, получая денежку,  за нарезанные дециметры. Не хвастаясь, но скажу -  мне было приятно, что мои настояния возымели такую действительность и в душе рад был за Юру.
     А ещё мне хорошо запомнился, когда экскурсоводы в Исакиевском Соборе  демонстрировали маятник Фуко, который был подвешен к куполу собора на трос длиной в 97 метров (если не изменяет память). Как известно именно опыт учёного Фуко доказывает вращение нашей Земли. На конце этого троса подвешен массивный металлический шар с выпущенным внизу стержнем. На полу текстурованный камнем, очерченный круг. Экскурсовод ставит на черту круга спичечный коробок, оттягивает этот шар и отпускает, но так чтобы стержень прошёл очень близко со стенкой установленного коробка, не сшибая его. Через несколько колебаний,  проделанных амплитуд,  стержень сшибает коробок, т.е. земля-то вращается, а точка подвеса и тоненького троса остаётся на месте, никакого фокуса, а только факт.
  О другом моём сослуживце -  Коле Загумённых - полковом трубаче, который ввёл меня в мир музыки и  музыкантов я расскажу в следующей главе. (Продолжение следует).http://www.proza.ru/2011/07/16/1077