Глядя на живопись. Неустойчивое равновесие

Александр Левитин
А.Левитин
Неустойчивое равновесие.
Холст, акрил. 60х80
2008


         Мне не единожды приходилось наблюдать грустную для меня картину: на улице, на своеобразном художественном «Монмартре», продаются картины, этюды прошлых десятилетий. Вполне приличные работы, но без своего лица, можно сказать. Пейзажики, портреты. Грамотно, но как-то не волнующе. Да их никто и не покупает, даже за недорого. Редкий случай, когда вообще что-то покупают, а такие работы  почти не находят своих почитателей. И вот думается часто мне при  таких встречах: для чего же художник работал? В надежде стать очень спрашиваемым и популярным? В надежде сказать людям что-то сокровенное? Украсить чей-то интерьер приятным пятном? В любом случае надежды не сбылись. Или сбылись малочастично. И как-то жалко становится. Но и понятно: действительно, вещь 30-50 летней давности, как правило, теряет напрочь свою актуальность и интерес. Если художник не стал знаменит тем, что придумал скандальную концепцию своему творчеству, если он не спрыгнул, разбившись на смерть, с крыши президентского дворца, если он не умер, сожрав все свои краски, предварительно сообщив об этом намерении в Генеральное консульство какой-нибудь дотошной страны....
         А как иначе жить художнику? Не писать он не может. Жить с пониманием того, что никому его работы не будут нужны? Это можно, но трудно. Да и чем, собственно, отличаются от художников поэты, писатели композиторы? Да, наверное, все они обречены наслаждаться сладостью творческой жизни, испытывая в глубине души  горькие сомнения по поводу степени востребованности своих работ. Се ля ви!