Сказки Семейка Рыжих глава 23

Лариса Прошина
                ГЛАВА 23.   УСТАМИ МЛАДЕНЦЕВ ГЛАГОЛЕТ ИСТИНА!
   
 
      Чтение вслух в Семейке Рыжих было так же почитаемо и привычно, как и в семье графа Льва Николаевича Толстого. Никто никого не заставлял слушать. Всё было на добровольных началах. Дом был, как говорил дедушка, напичкан разной техникой. При желании можно было смотреть космовизор, слушать и записывать музыку; было много дисков с компьютерными играми, литературными произведениями для разных возрастов, уроками иностранных языков…При всём при том здесь читали книги и любили слушать, если кто-то читал вслух. Читали классическую литературу, разные книжные новинки – от детективов до «женских» романов, стихи, сказки; разгадывали кроссворды, ребусы.

    Этим и воспользовалась однажды Сударыня Горошина. Она пришла в гостиную, которую кто-то из детей окрестил «кают-компанией», с книгой датского сказочника
Ганса Христиана Андерсена. Нашла нужную страницу и начала читать сказку «Пятеро из одного стручка».
    Вы засомневались: интересна ли была сказка всем? Конечно, сомнение ваше понять можно, ведь  в Семейке Рыжих дети были разного возраста. У кого-то из мальчиков уже пробивались щуплые усики, а у девочек начинали расти груди. Как на все эти новшества реагировали сами дети и взрослые Семейки Рыжих? Об этом мы ещё поговорим.

    А пока вернёмся к сказке. Как теперь известно, Андерсен, как, впрочем, и многие другие сказочники, разные фантастические истории придумывали для… взрослых. В сказочных историях был заложен большой философский смысл, подтекст. О том, как отвратительно зло и как прекрасно добро. О том, как могут превращаться в реальность самые невероятные идеи. О том, что рано или поздно побеждает справедливость. О том, что никто не должен считать себя «пупом планеты»…
     Когда дети становятся взрослыми, они тоже начинают читать… между строк. Со временем выяснилось, что и маленьким понятны сказки Андерсена.

   Если вы захотите, то сами прочитаете «Пятеро из одного стручка». Для тех, у кого нет сказок Андерсена, перескажем её, как говорят, своими словами. Как пересказала потом эту сказку Горошинка-Курносый Носик своему пёсику Дружку перед сном.

     Итак, рос гороховый куст. В одном его стручке было пять горошинок. Сначала они были зелёными, стручок был тоже зелёным и горошины думали, что весь мир зелёный. Когда горошины созрели, они стали жёлтыми.
    Дойдя до этого места в книге, Сударыня Горошина прервала чтение, подняла голову, с нежностью оглядела своё семейство и сказала:
   - Они стали жёлтыми, как и мы.
   - Мы не жёлтые! Мы рыжие! – хором уточнили дети.
   - Согласна с поправкой, - сказала Сударыня Горошина. – Мы не просто рыжие. Мы самые рыжие!

    А дальше события в стручке развивались так. Все пять горошинок, пока сидели в стручке, размышляли о своей будущей жизни. Им очень хотелось быстрее выбраться из тесного жилища. Мечты их были самые радужные. Это были мечты о всевозможных радостях и счастье.
   Однажды возле горохового куста остановился мальчик. Он увидел пожелтевший стручок, сорвал его, разломил и увидел пять горошинок. Мальчик решил использовать горошинки как заряды для своего игрушечного пистолета. Он зарядил одной горошиной пистолет и выстрелил.
   - Я лечу в широкий мир! – пискнула обрадовавшаяся горошина и улетела.

   Вторая, вылетевшая из детской игрушки, решила, что она летит прямо на Солнце, и чрезвычайно этому обрадовалась. Ещё две горошины улетели в неизвестном направлении. Они желали лишь одного: спать, где бы они не очутились.
    А последняя горошина сказала:
   - Будь что будет!
   С большой скоростью эта горошина вылетела из пистолета мальчишки. И попала… куда бы вы думали? Её занесло на старый дощатый подоконник под чердачным окном. Там была щель, а в ней – мох, послуживший укрытием и постелью для горошины.

   В маленькой комнатке под чердаком жила бедная женщина. Раньше у неё было две дочери. Одна зачахла и умерла, а вторая болела, и несчастная мать была уверена, что и этой её дочери долго не жить.
   Пришла весна и принесла тепло и влагу. Как-то больная девочка посмотрела в окно и увидела прелестное зелёное растеньице. Девочка очень обрадовалась. Мама сказала, что это гороховый росток. Чтобы ветер не сломал растение, женщина укрепила его верёвкой. По ней стебелёк гороха мог виться. А ещё  мама подвинула кровать девочки поближе к окну, чтобы ребёнок мог видеть росток.
   Стебелёк гороха рос. Девочка, наблюдавшая за ним, начала выздоравливать. Она уже
поднималась с постели, ходила, щёчки её порозовели. И к тому времени, когда росток украсился светло-розовыми цветочками, девочка была  здоровой.

   - Так горошина спасла ребёнка. – Сударыня Горошина обвела взглядом всех, кто был в гостиной. А потом продолжала. - Ей хотелось жить. Инстинкт жизни –  очень большая сила.
Мы - горошины, прорастая, можем пробить самую твёрдую землю.
   Вы же видели, как корни деревьев поднимают асфальт на дороге. Жить, выжить! Падая, спотыкаясь и поднимаясь - чтобы сделать следующий шаг. Вот что заложено в нас природой. Болезнь погасила инстинкт жизни у угасающей девочки. А горошина вернула его.
 
   Но, как мы знаем, горошин в стручке было пять. Какова же судьба у остальных? В сказке написано, что три горошины съели голуби – так они принесли пользу птицам. Четвёртая попала в затхлую воду и от влаги распухла. Но была очень довольна: «Ну и раздобрела же я! Скоро лопну, чего, мне кажется, ещё ни одна горошина не сумела и не сумеет добиться. Я самая замечательная из всех пяти горошинок в нашем стручке!».
   Кто вот так себя возвеличивает, даже когда валяется в тухлой воде, тот теряет чувство реальности и самокритичности.

   Мама закончила читать сказку. В гостиной стояла тишина. Шуршали, как мышки, только мысли в головах тех, кто слушал. Даже самые маленькие  о чём-то сосредоточенно думали.
    Тишину нарушила Горошинка-Курносый Носик. Она поднялась с табуретки, вышла на середину гостиной и начала читать стихи собственного сочинения:

                - Если кто-то упал в тухлую воду,
                Не дай ему утонуть…
   Горошинка, видно, никак не могла придумать продолжение. И тут ей на помощь пришёл дедушка:
                - Плечи свои подставь,
                И руки ему протяни.

    Один из старших братьев по прозвищу «Платон» подключился к созданию стихов:
                - В такой беде хоть однажды
                Может оказаться каждый.

    А дальше посыпались предложения со всех сторон:
                - Богач и бедняк.
                - Министр и пианист.
                - Спортсмен и президент.
                - Пекарь и лекарь.
                -Певица, продавщица и…

    Все на миг замерли, а потом с большим воодушевлением, кто-то с присвистом, а другие, подыгрывая на гитаре, балалайке, дудочке, грянули:
                - И коза!

       Всё время, пока Сударыня Горошина читала сказку, Граф занимался своим туалетом: клювом чистил пёрышки так тщательно, словно собирался на свидание с симпатичной леди. Вы, парни разного возраста, тоже наводите марафет, когда знаете, что встретите в тот день или час представительницу прекрасного пола, которая вам нравится, и на которую вы хотите произвести впечатление.

      Кстати, «марафет» - любимое словечко мальчишки, которого в Семейке Рыжих прозвали «Молодой Лихачёв». Он собирал в большой альбом малоупотребляемые и совершенно новые слова. Называл он эту свою страсть коллекционера «Поймать слово на удочку». И альбом его был необычным, в нём  большие и маленькие листочки разного цвета, многочисленные карманы и карманчики. А ещё возле каждого слова был рисунок или фото, которые могли точно или приблизительно проиллюстрировать очередное, «пойманное на удочку» слово.
    Конечно, вся Семейка Рыжих вносило свою лепту (так возвышенно иногда выражаются) в это коллекционирование. В «кают-компании» экзотические слова обнародовали, а сам коллекционер говорил, новое это для него слово, или оно уже есть в его реестре. Теперь вы можете догадаться, каким путём пополнялся словесный запас попугая Графа. Но об этом мы ещё поговорим позже.

        Поясним, что когда-то употребляемые слова и обороты речи, а потом забытые или подзабытые и применяемые в речи и письме лишь время от времени, называют архаичными, то есть древними, старинными. Но от этого они не потеряли своей красоты и прелести, как не теряют многие века своей красоты и прелести древние памятники, например, старинный Московский Кремль, Пирамиды Хеопса в Египте, Каменные бабы на острове Пасха …

      Так вот,  пока Сударыня Горошина читала сказку Андерсена «Пятеро из одного стручка», а потом сочинялись на ходу (на ходу, то есть сразу же, как появилась охота до сочинительства, не откладывая дела в долгий ящик) стихи о взаимопомощи, Граф наводил марафет в своём оперении.
    Но вот затихли аккорды последнего слова «И коза!», птица оторвалась от своего занятия, очень активно встряхнулась, от чего в солнечных лучах  вспыхнули маленькие пёрышки, как звёздочки, посмотрела пристально на Сударыню Горошину и на всех окружающих, и выдала одно из своих новых словечек:
        - Нормалёк!
        - Молодец, Граф, вы правильно оценили сказку и стихи, - похвалил попугая коллекционер слов. – К сожалению, не могу взять его, как необычное. Я ведь собираю нормальные слова, а не жаргонные.
       -Что ты пугаешь бедную птицу! – засмеялась  девочка, которая мастерила шляпки. – Как будто наш попугай  знает, что такое жаргонные слова.
      - Пусть учится. Делать ему всё равно нечего, в гимназию он не ходит, суп не готовит…

      Все посмеялись шутке. А вот Графу смех не понравился, интуиция ему подсказала: о нём речь шла, над ним посмеивались!
      Попугай повернул свою гордую голову в сторону коллекционера слов и произнёс:
     - На смех кур-р-рам!
      Вы понимаете, что гостиная Семейки Рыжих тут же превратилась в театр оперетты: кто-то на ковре дрыгал ногами, кто-то пел на все лады «На смех курам», кто-то схватился за живот и от смеха не мог произнести ни слова.
     - Какие же вы все, мои дорогие, талантливые, - сказала мама, когда она уже способна была говорить.
      -А мне кажется, что Граф сегодня не в духе, у него мерехлюндия. - Маршал подставил руку попугаю и птица, как по помосту, перешла на неё со спинки кресла. – Верно, сэр или нет? Пойдёмте к себе и поговорим по душам.

     Вы же помните, что у Графа была тайна. Она его томила, портила настроение. Но пока он не решался открыться даже своему вожаку, хоть и доверял ему всецело. Нас с вами, конечно, снедает (не путайте это слово со словом «съедает»; снедает – мучает, терзает душу. А съедает –  что-то кушает) любопытство: что же за тайна у попугая? Но придётся потерпеть, как говорит русская пословица: всему своё время.

   «Устами младенцев глаголет истина», - сказал папа, когда дети ушли, а в «кают-компании» остались только взрослые. И все с ним согласились. Но было бы справедливее добавить: «И устами Графа».