Инвалид пятой группы

Леонид Терентьев
О том, что волнует



   Когда я был в Ленинграде, давний знакомый Виктор с горечью рассказывал про распоясавшихся громил из местного отделения общества «Память» («Бей жидов, спасай Россию!» - давний принцип дураков многих времен и народов). Потом что-то сказал про «инвалида пятой группы».
Что? - не понял я.
«Это про пятую графу в анкете…»
   
   Проклятая графа - национальность! Я как-то не помнил, что Виктор, например, еврей. Но он не мог забыть, ощущая чувство неведомой, непонятной, вечной вины. В чем, перед кем?

   До Крыма та волна, к счастью, не докатилась, но во многих городах полуострова  создаются ныне  национальные общества - крымчаков, караимов, евреев, армян, русских и т. д., активно действуют ячейки республиканского товарищества украинского языка имени Т. Г. Шевченко. Мне приходилось бывать на некоторых встречах и собраниях, и двойственное чувство возникает: хорошо, что у людей просыпается  стремление изучать свою историю, полузабытый язык, литературу. Но плохо, когда при этом один народ отделяется и вроде бы противопоставляет себя другим.

   Убежден: давно необходимо вместо пресловутой графы писать во всех документах «родной язык». Потому что именно язык общения определяет «воздух культуры» вокруг,
а вовсе не национальные признаки. Тем более в Крыму, где в корнях каждого столько разных кровей перенамешано, что ни один прибор не разберется.
Что уж о русско-украинцах говорить, если даже у крымских татар, стремящихея держаться вместе скорее из-за единства судьбы, чем крови, среди предков оказываются греки, аланы, готы, генуэзцы, турки, печенеги, гунны, половцы, и мало кто сохранил внешние черты монголоидности. Все как один - обыкновенные европейцы, не отличимые от соседа. И пусть все мы помесь, метисы, пусть продолжаются смешанные браки. Насколько я помню из давних лекций по генетике, отдаленное скрещивание дает потомство гораздо более жизнестойкое и даже талантливое. Кстати, почти все великие были отчасти «иностранцами»: среди предков Фонвизина — немцы, Лермонтова- шотландцы, Александр Сергеевич был внуком «арапа»…

   Понятно, что все эти неспокойные мысли возникают из-за нынешнего бурно-неразумного всплеска «национального самосознания». Вместо того, чтобы добиваться экономической и политической системы, дающей наибольший простор инициативе, безбедности, полнокровной духовной и творческой жизни, начинаем вникать в свою запутанную родословную.  Похоже, теперь каждый из нас в любой момент может ощутить себя «инвалидом пятой группы», например, украинец в окружении крымских татар или русский среди эскимосов. Глухая «эпидемия отчуждения» постепенно и до Крыма добирается. А ведь у нас живут 110 наций, народностей и национальных групп…

   В Крыму сепаратизм приобретает облик странной смеси национально-территориального. Под единым лозунгом отделения, самостоятельности. Не важно, от кого и от чего. Этот огонь поддерживают и руководители области, мечтающие не столько об  изменении статуса, сколько зваться министрами, иметь  на полуострове неограниченную власть. Кстати, заметьте: все происходящие в последние годы в стране преобразования реально выливаются лишь в два равно бессмысленных результата: повышение цен и рост числа и зарплаты управленцев. А при автономии какое для того раздолье!

   Недавно побывал на встрече с членом областного оргкомитета по определению статуса Крыма, явным сторонником "полуотделения". Из его объяснений и призывов я понял, что до сих пор не просчитаны даже экономические последствия подобного резкого шага. Все более или менее крупные республики и области стремятся сейчас объявить о своем суверенитете, но количество штанов и плавленых сырков от того никак не растет. Похоже, в мирное время мы приближаемся к тотальному голоду. Ирак в условиях блокады и десятилетия войн живет гораздо лучше нас.

   Хотя я понимаю, что политика Верховного Совета Украины все чаще дает основания к стремлению отмежеваться от его решений. То пытается «покорить» нас украинским языком, то не ко времени вводит «свое»  время. Теперь вот без всякой подготовки ошарашивает купонами вместо рублей и потребительскими книжками. Ладно, я необразованный, не понимающий, поэтому ссылаюсь на «Комсомольскую правду»: купоны не добавят товаров, не ослабят, а только усилят спекуляцию, разорят потребительский рынок, ударят по рынку колхозному и подсобным хозяйствам, вызовут защитную реакцию у соседних республик.   Почему-то считают, сколько товаров вывозят из Крыма и республик, но никто не знает, сколько ввозят. Помню, как на обратном пути были забиты холодильниками, «стиралками» и прочим купе и проходы в вагонах нашего туристического поезда еще года два назад.

   Но с заведомыми ошибками    правительств надо бы бороться правительству Крыма,
то есть облисполкому. Удалось же, хотя и  ненадолго, вернуть нам московское время, и никакой для того автономии не потребовалось; и от силового языкового наступления пока «отбрыкались».  Может, и от купонной дурости надо бы отгородиться, чтобы потом не каяться.

   Ну а народ Украины-то здесь при чем? Ведь тот, кто усиленно настаивает на выходе из республики, не панов ссорит - людей. Прежде просто крымчане, теперь начинаем вспоминать, что по паспорту мы украинцы, или русские, или эстонцы, и с опаской поглядываем на других.

   Нет, здесь мне ближе другая позиция: проблема искусственно и не ко времени заострена, чтобы отвлечь людей от иных, что надо и можно решать при любом статусе.
Положение в других республиках, автономных и союзных, вовсе не лучше нашего и, значит, вожделенное объявление про АССР не даст нам ничего доброго. Главное же - принятие решения о самостоятельности не только противоречит Конституции, но угрожает поссорить два славянских народа между собой и с крымскотатарским, зловеще напоминая про истоки столкновений в Нагорном Карабахе и Молдове. У областного Совета вполне достаточно полномочий, чтобы блокировать сомнительные решения Киева, даже уменьшить объем вывозимой из Крыма продукции промышленности и сельского хозяйства, доходов от курорта, никоим образом не посягая при этом на целостность границ Союза и республики.

   Лично я на скором ненужном референдуме буду голосовать за то, чтобы, ничего не меняя в статусе Крыма, требовать  немедленных кардинальных преобразований в  экономических принципах нашего общества, которые и вызывают все прочие сложности. А вы, читатель? Естественно, по своему личному разумению. Но, надеюсь, осознавая себя свободным думающим человеком, а не… инвалидом пятой группы.


Ч Е М    Г О Р Ж У С Ь

       ЗАЯВЛЕНИЕ

ОБ  ОТНОШЕНИИ  БЮРО   РАЙКОМА КОМПАРТИИ УКРАИНЫ  К СТАТЬЕ «ИНВАЛИД  ПЯТОЙ ГРУППЫ?» ЖУРНАЛИСТА ТЕРЕНТЬЕВА Л. А.
 

  Обсудив статью  «Инвалид пятой группы?»  журналиста Л. А. Терентьева, бюро райкома
Компартии Украины считает    необходимым заявить следующее.

  Указанная публикация,
помещенная на месте передовой   статьи газеты, без сомнения,  заслуживает внимания своей интернационалистской направленностью. Вместе с тем,
она формирует искаженное общественное мнение по вопросам  проведения референдума о статусе Крыма и отношения к
Союзному договору. Более того, в статье содержатся вымыслы автора по поводу якобы имеющихся в  руководстве областью      сепаратизма, стремления   использовать повышение статуса  Крыма в личных целях, что
не соответствует не только понятиям о журналист¬ской этике, но и носит оскорбительный   характер.
   Аналогичные выпады содержатся и в отношении правительства Украины.
   Бюро райкома Компартии   Украины считает, что такого рода публикации подрывают авторитет
газеты, культивируют нездоровые настроения у некоторых групп читателей и ничего общего не
имеют с демократизацией
советского общества и
правом  журналиста на
свое видение проблем.

1990 год

 

1990 год