Авантюрист

Валериан Чобану
Авантюристом, а не бабником называл Богдан Петричейку Хашдеу первую главу своей художественной монографии о Ионе-Воеводе.

А Ион Мускалу никак не назвал начало своего романа "Сокол пустыни", но по тексту очень близко идет шаг за шагом за  классиком румынской литературы. Единственное новое, это то, что он уточняет, что после 47 лет  доблестного правления Молдовой Стефан Великий оставил своим предкам большую страну. Она начиналась в горах и протягивалась далеко до берега Черного Моря, где сегодня Одесская область Украины.
И один автор и другой утверждают что после героического правления Штефана чел Маре (Стефан Великий) на сцене молдавской истории разыгрывается длительная трагическая борьба между незаконнорожденными сыновьями княжеского рода.
Незаконнорожденных сыновей было много, так как пришельцы из Италии, (Древнего Рима), поселившиеся в Дакии в эпоху упадка римских нравов, принесли с собой странные понятия о брачных узах; этим понятиям не в состоянии была противостоять даже христианская вера; со временем они еще сильнее укоренились и стали чем-то обычным.
В Римской империи со времен Траяна создалось очень легковесное отношение к семье. Брак окончательно потерял свой первоначальный характер святости и торжественности...
И так...
В стране, где столь низко пали нравы, было бы смешно говорить о каких-либо законных ограничениях против незаконных детей, которые составляли чуть ли не большинство населения; удивительно только, что встречались еще люди,вступавшие в церковный брак, хотя венчание потеряло всякий престиж в глазах народа, а внебрачные дети пользовались теми же правами, что и рожденные в браке; более того, зачастую незаконнорожденные и восседали на княжеском престоле!

Стефан Великий, Богдан Кривой и Стефан Младой не упускали случая оставлять после себя внебрачных детей везде, где это было возможно: в крестьянских хижинах, в купеческих домах и даже в непроходимых лесах Бессарабии, где обитали славившиеся своей храбростью кодряне и не менее известные своей красотой кодрянки.
Трое из этих внебрачных детей, бастардов или «суров», как их называли древние римляне, полвека правили Молдавией.
Один из бастардов, сын Стефана Великого, Петр Рареш захватил власть уже в зрелом возрасте, спустя 20 лет после смерти своего отца; вскоре он стал одним из самых знаменитых господарей Молдавии средневековья. В это время по свету странствовал другой бастард, сын Богдана Кривого – Александр Лэпушняну.

Однако меня интересует Ион Воевода. Так как и Ион Мускалу и Б.П. Хашдеу нарисовали его происхождения точно почти строчку в строчку, да лишь с небольшими лирическими отступлениями. Первый автор – Хашдеу написал, что бастарды не имеют отца. Народ окрестил своего героя по национальности матери – Ионом –Армянином, подобно тому как Александр-Воевода, сын лэпушнянки, был Лэпушняном, а Петр-Воевода, по прозвищу своей матери, - Рарешом.

В 1561 году в возрасте почти сорока лет, прожитых в полной безвестности, Ион неожиданно появляется на арене истории.
В историческом романе Иона Мускалу постепенно рассказывается о скитаниях будущего героя, рассказывая как он искал поддержки у польского магната Ласского, как пытался добиться расположения у других дворов в Вене и в Москве у царя Ивана Грозного. Но об этом, отдельно потом. Напомню лишь о том, что тогда немцы в то время вели кровопролитную войну с турками, и император Максимилиан второй был рад случаю иметь при своем дворе румынского князька, которого можно было бы использовать для переворота в Дунайских княжествах.
Он принял Иона на службу в австрийскую армию и громогласно пообещал дать ему семь или восемь тысяч войска, чтобы изгнать Лэпушняна из Молдавии. Но это были только обещания в чисто немецком духе.

На фото, тоже авантюристы, но уже нынешних дней...