Образование, обучение, задачи личностного развития

 вызов 21 века
Метод, которым я пользуюсь для написания этого текста можно назвать включённым наблюдением. Факты, которые легли в основу обобщений и некоторых теоретических мыслей , взяты из СМИ Дании, научной периодической печати, из непосредственного бытового и профессионального общения с людьми из разных социальных слоёв датского общества. Его характеризуют как современное, развивающееся  общество и процессы, которые в нём происходят, думаю, отражают некоторые общие закономерности, свойственные многим развивающимся обществам.
Несколько разрозненных  фактов, которые привлекают професиональное внимание   при встрече с реальностями жизни  этого общества :
- обучение в школе не является обязательным, учиться можно и дома, например, только для  взрослой жизни в обществе есть смысл сдать выпускные экзамены , которые сдают и в народной школе;
- типов школ много – народная, т.е. государственная школа – только одна из них;
- нет того, что можно бы назвать « культом знаний» - нет всенародного праздника начала учебного года или его окончания;
- в семьях крайне редко встречается  требование от  детей   хорошей учёбы  ;
- из народной школы могут отчислить  ;
- ещё 50 лет назад в школах Дании учителям разрешалось наказывать детей физически;
-современные  школьники бастуют – против увеличения числа учеников в классе, против сокращения числа учителей, против изменений в школьных программах;
- бастуют студенты специальных учебных заведений – требование мест для практики ;
-бастуют студенты университетов ( психологи бастовали против плохого образования );
- можно окончить школу и не научиться читать и писать (   из 1000 молодых людей, обратившихся в местные органы власти в Копенгагене 400 не умели читать, - для них организовали специальные курсы ) , зато уметь говорить на английском или  немецком ;
- учиться можно всю жизнь – платно и бесплатно – форм обучения множество, курсы и школы для взрослых, специальное обучение для молодёжи – на выбор;
- можно закончить университет, получить, как говорят в Дании,  академическое образование и ни разу в жизни его не применить – так было всегда; найти молодому академику работу по специальности – очень трудно;
- трудно закончить специальное образование – оно обычно 2-3 года, во время которых надо пройти две практики – первую практику организует учебное заведение, а вторую – сам учащийся. Эта практика его будущее место работы. Найти такую практику очень и очень сложно. Много молодых людей так и не заканчиают образование в положенный срок или вообще его не заканчивают;
- среди молодёжи профессии, связанные с образованием и обучением ,
не относятся к числу престижных ...
Все проблемы образования обсуждаются в обществе, находятся относительно быстрые или долговременные политические и экономические решения, которые определяются политикой правительства. Правительство формируется из нескольких партии и баланс политических сил определяет стратегию и тактику образования.
Надо  сказать, что существующая в датском обществе система социальной защиты населения, гарантирует любому человеку экономические возможности для жизни. Высокий налог – 46 процентов ( для очень богатых людей -61 )  – проявление той социальной солидарности, которая  существует как  реальная  забота сильного, работоспособного гражданина  страны , как возможность оказывать поддержку тем, кто в ней нуждается.
Безработица и нестабильность рынка , высокие риски в производстве и капиталовложениях , конкуренция, глобализация экономики – ежедневная и многолетняя история  контекста, в котором развивается датское образование, складываются , развиваются и исчезают различные стили жизни конкретных людей.
Если следовать логике научного исследования, то образование как явление в его предметности можно рассматривать как производное от  социальной политики правительства страны. Я думаю, что это в полной мере относится к любому государству. Эту политику формирукет  правящая политическая элита, руковолствуясь своими представлениями о другом человеке ( обобщённое образование , структурирующее психическую реальность любого человека ) . Оно существует не только как архетип, но и как конкретный идеальный образ конкретных людей, принимающих те или иные политические решения. Это та область идеального, которую невозможно игнорировать при анализе  образования как социального явления.
От политических решений зависит экономическая база образования – от подготовки школ к учебному году – до подготовки учителей. В Дании государство выделяет определённые суммы на каждого учащегося, которые используются  в разных типах  организации обучения – в разных типах школ. Я бы осмелилась утверждать, что образование как предмет изучения или исследования, как явление  - производное от  идеала человека конкретного исторического времени. Переход от абстрактного   идеала к конкретным действия повседневности осуществляется в системе обучения.
Надо заметить, что социальная политика  в области образования базируется не только на экономических интересах  того или иного класса, представленного в правительстве, но и на народных традициях  огранизации социальной жизни.  Мне кажется, что это это с большой очевидностью можно наблюдать в методах  организации обучения  разных групп людей: от детей  -  до пенсионеров.
Обучение и образование, естественно, разные явления, суть отличия в том, что образование – это как бы срез с временной перспективы экономического развития всего общества , а обучение – это процесс взаимодействия носителя знаний  и познающим субъектом, в ходе которого оба из них изменяются как личности.
 Если образование представлено абстрактными понятиями о перспективах развития общества,которое транслируется политками,  то обучение – это конкретные, буднично деловые отношения учителя и ученика, преподавателя и студента, мастера и  учащегося. 
Естественно, что они контролируются представителями общества, отвечающими за образование как одну из составляющих осуществимости  экономического развития общества.  В датском обществе  есть классы – группы людей, отличающиеся уровнем денежного дохода, но  общество организовано так, что  любой из его членов  может найти свой стиль жизни , обеспечивающий, гарантирующий  его жизнь как индивидуальное явление. Естественно, это относится к законопослушным гражданам.  Именно о них мой  текст.
Обучение в датской народной  школе  строится на традициях, которые сегодня выглядят как приоритет групповой работы учащихся над индивидуальной.
 « Быть социальным» - уметь общаться с другими людьми по поводу задания и по ходу выполнения задания, уметь представлять для обсуждения свой и групповой проект – это необходимые навыки для учащихся. Этим же навыкам учат в любой системе обучения.  Понятно, что они могут совершенствоваться безгранично на протяжении всей жизни человека.
Система  учебных проектов, - самостоятельно выполненных работ на самостоятельно же выбранную тему  ( например, дети десяти лет писали в качестве домашнего проекта на темы « Лошади мира», « Почему у кошки глаза светятся ?»  ) – даёт детям возможность научиться собирать, систематизировать и использовать информацию. Естественно, что доступ к ней через Интернет есть у каждого школьника.
Я думаю, что фактического материала достаточно, чтобы задать вопрос о том, какое значение имеет образование и обучеие для личностного развития современного человека .
Мне не хотелсь бы вдваться в полемику по поводу понятия личностное развитие, обозначив его как переживание человеком потребности в собственном изменении.
 Есть это переживание – есть и движение к новым личностным достижениям, нет этого переживания – нет и движения.
Как возникает это переживание ?  Как и многие другие переживания – от встречи с реальностью, где востребуется  - существует как идеальная модель, как ожидаемая модель – изменяющаяся личность.
В Дании это иногда выглядит очень конкретно – фирмы доплачивают тем работникм, которые заботятся о своём, например, физическом здоровье и ездят на работу на велосипедах. Местные органы власти могут  выплачивать стипендию  ученику старших классов, если он выбрал для изучения трудные предметы – физику или химию.
 За понятием личностное развитие есть смыл обсуждать понятие жизненого стиля   как формы самореализации   человека. Датчан часто называют самым счастливым народом на земле. Здесь никто не будет ныть и жаловаться  на кого или что-то, что мешает в достижении ... Делай свою жизнь сам – не только жизненное правило, но и правило отвественности за не сделанное. Ответственность , например, для получающих социальные пособия выглядит весьма конкретно – в виде суммы пособия, которое будет уменьшаться, если человек ничего не делает, чтобы найти работу – не учится, не посещает курсы, просто не ищет работу. Контролировать его в этом деле – задача местных органов власти – коммун.
Возможностей  для проявления себя – много, если  исходить из того, что личностное развитие связано с социальной активностью человека, с его желанием быть в обществе, а не рядом с обществом, то для движения в социальную жизнь есть много вариантов жизненных стилей, каждый из которых может и приносит  человеку радость и удовлетворение от  его жизни.
Проблема может ( и есть ) быть в том, что человек не хочет меняться, не хочет, потому что ему  это по какой-то причине ему просто не надо. Он экономически поддержан и довольствуется этим.  Это иногда называют голландским синдромом – не желание людей изменять стиль своей жизни, например, искать работу, получая социальное пособие  и т.п. Этот синдром преодолевается социально – экономическими методами  через местные органы власти.
Я бы сказала, что экономическая и социальная  ответственность человека за его стиль жизни не является только его личной задачей развития, она разделяется обществом  и при необходимости человеку может быть оказана помощь. Это порождает особое чувство социального единения, которое  присутствует в датском обществе ( оно могло бы быть предметом отдельного расмотрения ).
Это, конечно, очень беглый очерк сложнейшего процесса, который мы все переживаем – я бы связывала его с изменением концепции человеческой жизни.  В каком направлении идёт изменение ? Какие параметры изменяются быстрее и определяют изменение всей её системы ? В качестве гипотезы можно было бы предложить следующее :
Современный мир постепенно меняет схему производства, а , значит, концепции своего разваития, что отражается на полтических взглядах людей, несущих идеи образования,  создающих его идеальную модель. Как меняется ? Изменение в отношении к природным ресурсам – не только потребление, но восстановление,  отношение к человеку не как к потребителю , а как к постоянному клиенту, которого надо завоевать, а значит, заботиться о нём. Вот это новое содержание отношений – забота – то, чего не было в прошлые века. В этом – отчётливо звучащий вызов 21 века к системе образования. Забота о природе и человеке.
В датских системах обучения он видится как ориентация на природные возможности человека,  создание условий для их выявления и развития.  Так, датскому ребёнку  не свойственно  скромно опускать глаза и говорить о том, что пусть другие меня оценят. Чаще всего он  сам чётко  знает, что  он хочет  и что умеет делать хорошо. Ему в этом помогает  и обучение ( один пример – на уроках  музыки младший школьник может попробовать игру на 12-15 музыкальных инострументах – обычная сельская государственная школа )
Учитывая необъятность темы, хочу закончить её  так:
Образование – идеи политиков о другом человеке , т.е. конкретных людей в конкретное историческое время корректируются действиями других конкретных людей этого же исторического времени через систему  контроля общества за действиями политиков ( пример: политики принимают решение о закрытии маленький школы по экономическим причинам, а родители учеников этой школы, получая государственную дотацию на каждого ученика, открывают эту школу как  свободную школу, доплачивая сами за содержание школы , действуя при этом в рамках закона )
Обучение – с экономической строны зависит от действий политиков, но с содержательной стороны  определяется отношениями  людей, участвующих в процессе передачи информации. Этот процесс может быть персонифицирован или  интерактивен, но в любом случае он  несёт в себе содержание концепции жизни, которое реализутся участниками обучения.
 Личностное развитие как потребность внутренней динамики, как переживание значимости этой динамики  -  явление , которое становится остро значимым для современного человека, так как современное общество создаёт для этого условия, не выдвигая требований к необходимости, обязательности  задач личностиного развития. Их человеку надо формулировать и решать самому.

Послесловие:
Во время подготовки этого материала в СМИ Дании активно обсуждалась ситуация, когда на мнение профессора -эксперта одного из университетов , противоречащее интересам  правящей партии , политик  отреагировала резко и очень негативно, обесценив знание, на которое опирался эксперт. Проблема зависимости или не зависимости  эксперта ( носителя образования и знания)  от  его политических взглядов и была предметом обсуждения.
По моему мнению, у каждого из нас , живущих среди людей, есть политические взгляды так как  у всех нас есть обобщённое представление о других людях, то, что можно назвать концепцией Другого человека. Кто он для вас, другой человек – друг, товарищ и брат или конкурент, партнёр, клиент, сосед по планете... Хотим мы или не хотим, но наше конкретное историческое время требует ответа на эти вопросы, так же как и ответа на вопрос о нас самих : « Кто Вы.... ? «  В ответах и есть  наша реакция на вызов 21 века : « Быть или не быть планете, быть или не быть ( предлагаю вписать своё имя ) « 


Рецензии
Как ладно всё же
В Датском королевстве!

Перефразируя Шекспира (в переводе):))

Владимир Байков   03.10.2019 11:30     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.