Исповедь педагога в письме другу

Николай Катаржнов
Здравствуй друг, Виктор!
 Тему "Педагогики", конечно же,надо "прикрыть" нам с тобой, как ты сказал.
 Но СТРАННО то, что она ВСПЛЫЛА (и уже не в 1 раз) как бы "сама собой" или как бы "мимоходом".
Из ЭТОГО я делаю ВЫВОД о том, что "ЭТО НЕ СПРОСТА!". Что-то осталось в наших ВЗАИМОПОНИМАНИЯХ не разрешенным!
Вот ПОСМОТРИ и рассуди сам.
*
Я уходил в армию на 3 года служить будучи УЖЕ по профессии "Учителем математики и физики". У меня был документ об ЭТОМ и проработал в школе 1 год и 4 месяца. Директор школы (Хомяков) снабдил меня Справкой с печатью о том, что я "действительно" проработал в школе ... Он сказал, провожая меня: "Эта справка тебе пригодится в Армии". И действительно, после 10 месячной "УЧЕБКИ" по подготовке технических специалистов для РАКЕТНЫХ войск Стратегического Назначения (такие войска как раз ТОГДА создавались!) меня ПЫТАЛИСЬ оставить в этом "Военном Учебном Центре" на должности "замкомвзвода". Сам комроты Потапов был сильно УДИВЛЕН, когда на распределении я выдал безапелляционно: "ХОЧУ СЛУЖИТЬ В БОЕВЫХ ЧАСТЯХ!" Представитель высшего командования ПОДДЕРЖАЛ такое мое УСТРЕМЛЕНИЕ, сказав: "ИМЕЕТ ПРАВО!"- на протест комроты и его желание уговорить ОСТАТЬСЯ меня для ОБУЧЕНИЯ нового ПОПОЛНЕНИЯ. Это ПРИМЕРНО то же самое, ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЛСЯ В АРМИИ.
Но Я, в ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ТЕБЕ не ЖЕЛАЛ "работать" в ТАКОМ КАЧЕСТВЕ - "военного воспитателя и учителя"!
Вывод: Я сугубо "гражданский человек" и до глубины души ненавижу НАСИЛИЕ и МУШТРУ, на которой ЖИЗДИТСЯ Армия! Своей ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ в этот ПЕРИОД я СЧИТАЛ: "ЧЕСТНО ОТСЛУЖИТЬСЯ!" Для ЭТОГО я выбрал ПУТЬ "РЯДОВОГО СОЛДАТА", трудной дорогой которого я ЧЕСТНО "пропахал" все 3 года!
Это было отдачей моего ДОЛГА или по-другому это называется - "Моя КАРМА"! И по настоящее время я ОДОБРЯЮ свое ТО Решение и тот выбранный Трудный Путь.
Дополню еще.
Несколько раз в течение СЛУЖБЫ мне ПРЕДОСТАВЛЯЛАСЬ ВОЗМОЖНОСТЬ перейти с солдатской службы на более "привелигерованное положение" и стать "помощником" Офицера в деле "воспитания" таких же СОЛДАТ, каким был я сам. Это и ПРЕДЛОЖЕНИЕ от замполита батальона стать его "помощником" - доставлять газеты и журналы в часть и т.д. И ПРЕДЛОЖЕНИЕ комроты в боевой части, куда я прибыл по распределению для прохождения Боевой Службы, стать СТАРШИНОЙ РОТЫ, после увольнения в запас отслужившего свой срок Старшины. Я ОТКАЗАЛСЯ.
Во мне жило ЖЕЛАНИЕ (как "сжатая пружина") остаться ЧЕСТНЫМ и НЕ пойти на поводу своего эгоистического желания "ОБЛЕГЧИТЬ" тяжелую участь СОЛДАТА! Это был МОЙ ДОЛГ перед теми, кто ПОГИБ в ВОЙНЕ!!! Я понимал, что ДОЛЖЕН "хлебнуть" из АРМЕЙСКОЙ ЧАШИ "ВСЕ ДО ДНА!", что это сейчас предоставлено мне СУДЬБОЮ! (Как сейчас я это оцениваю, с позиции более широкого знания и нынешнего сознания, - это было ПОГАШЕНИЕ КАРМЫ ДОЛГА).
*
 Ведь, разве можно сравнить армейские ТРУДНОСТИ Мирного Времени с теми ТРУДНОСТЯМИ, которые выпали РЯДОВОМУ СОЛДАТУ в ДНИ ВОЙНЫ?! Конечно же - НЕТ!
И я, понимая ЭТО, старался сделать так, чтобы в СВОИХ армейских ПОСТУПКАХ: «не сподличать», не спрятаться за другие спины, не искать более легких путей! Да, это было ТРУДНО! Порой, невыносимо трудно! Но я УСТОЯЛ(!) в своей бесхитростной простоте и не очернил звание СОЛДАТА в период ПРОХОЖДЕНИЯ этого ИСПЫТАНИЯ в жизни. Более того, я УБЕЖДЕН, что эта моя искупительная «НОША», в некотором роде, имеет отношение, как к ПРОШЛОЙ ВОЙНЕ, так и к службе в Армии моих сыновей в наше время. Я "ВЗЯЛ НА СЕБЯ" и некоторую долю их тягот...
Более общо и точно это звучит так: «ПРОШЛОЕ и БУДУЩЕЕ - мы несем на своих плечах!»
*
Не буду вдаваться в ПОДРОБНОСТИ, но мое УБЕЖДЕНИЕ было ВЕРНЫМ, и я внутренне горжусь тем, что ПОСТАВЛЕННУЮ ЗАДАЧУ перед собой - я выполнил НОРМАЛЬНО. Еще раз ПОВТОРЮ свою Мысль: по натуре я НЕ ВОЕННЫЙ и мне до отвращения противно НАСИЛИЕ ВОЛИ другого человека! Армейская военная СЛУЖБА вся построена на НАСИЛИИ и низведении человека до БЕЗМОЗГЛОГО АВТОМАТА-РОБОТА, который должен НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ(!) выполнять ФУНКЦИЮ, предписанную ЗАКОНАМИ ВОЙНЫ, то есть БЫТЬ ГОТОВЫМ СИЛОЙ НАВЯЗАТЬ ПРАВО "ПРАВОГО" - КТО СИЛЬНЕЕ ТОТ И ПРАВ! - ЗАКОН РИМСКОГО ПРАВА!
*
Подведу ИТОГ.
Наши с тобой ВЗГЛЯДЫ на "учительство" РАЗНЯТСЯ.
Я СТОРОННИК "несиловых" МЕТОДОВ на человека - при ОБУЧЕНИИ его чему-то!
Даже более того, я разработал и в последние годы своей педагогической РАБОТЫ УСПЕШНО(!) применял ОСОБЫЙ метод "педагогического воздействия". Этот метод я "родил" сам на основе ДИАЛЕКТИКИ, изучению и овладению которой я посвятил всю свою жизнь! И это не громкие слова.
Так вот, согласно этого, мною выстраданного МЕТОДА, - НАСИЛИЕ должно быть исключено ПОЛНОСТЬЮ из взаимоотношений «Учитель-ученик»! Между ними должно быть творческое СОТРУДНИЧЕСТВО! Роль Учителя должна состоять в том, что он ОРГАНИЗУЕТ "ДВИЖЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА" так, чтобы этот "материал" "САМ ШЕЛ НАВСТРЕЧУ ученику!"
 А задача ученика: САМОСТОЯТЕЛЬНО овладевать и перерабатывать с помощью своих способностей и сил ТО, что СТОИТ ПЕРЕД НИМ как "ДАННОСТЬ".
Это ОБОЮДНОЕ ДВИЖЕНИЕ или ВЗАИМОСВЯЗАННЫЙ ПРОЦЕСС носит диалектический характер. Учитель "уходит в тень" из этого процесса, а на 1 место ставится УЧЕНИК, движению которого ПОМОГАЕТ Учитель! Руководство учителя сводится к ОРГАНИЗАЦИИ и ПОДГОТОВКИ течения учебного ПРОЦЕССА и его коррекции. При этом учитель из "КОМАНДИРА" превращается в ПОДСОБНОГО ПОМОЩНИКА ученика.
Чтобы такой ПРОЦЕСС "САМ ПОШЕЛ", учитель-педагог ДОЛЖЕН ЗАРАНЕЕ ПРЕДОПРЕДЕЛИТЬ (в своем УМЕ) всю КАРТИНУ от НАЧАЛА до КОНЦА и задать КОНКРЕТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ в виде "материала" УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ, ВЫПОЛНЕНИЕ которых вменяется в круг "УЧЕБНОЙ РАБОТЫ", разбитой порциями на каждый урок.
Вся КАРТИНА прохождения ПРОЦЕССА ОВЛАДЕВАНИЯ «Знаниями, Умениями и Навыками» («ЗУН») для ученика должна быть ОТКРЫТА и он САМ устремляется к к ее скорейшему выполнению! Это облегчает НЕСКАЗАННО работу Учителя и превращает его из «насильника и деспота» в ПОМОЩНИКА и ДРУГА обучаемого.
*
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА и КОМПЬЮТЕРЫ, ныне вообще позволяют организовать эту РАБОТУ по ОБУЧЕНИЮ в АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ПРОЦЕСС, где роль контролера и оценщика берет на себя «МАШИНА».
   Мне посчастливилось НАЛАДИТЬ такую РАБОТУ на КУРСАХ обучения Бухгалтеров при ПТУ. Хотя я сам не бухгалтер. Сейчас ведь весь бух.учет ведется через компьютер. А в ПТУ, где я работал в последние 5 лет, готовили: бухгалтеров, механизаторов, поваров, строителей. Широкий выбор. Я же ПОДКЛЮЧИЛСЯ к процессу ОБУЧЕНИЯ работы бухгалтеров почти «СЛУЧАЙНО». Так вышло, почти само собой. Я преподавал ИНФОРМАТИКУ в этом ПТУ.
Для бухгалтеров давали теорию специалисты, а ПРАКТИКУ работы на ПК, в соответствии с новыми ТРЕБОВАНИЯМИ ведения УЧЕТА в ПРОГРАММЕ «1С: «Бухгалтерия, версия 7.7», было некому. Саму ПРОГРАММУ «1С…» установил на мои ПК в классе некий мастер-самоучка, который помогал училищу в обслуживании компьютерного «железа». Он попытался обучать работе В этой «программе», но был неуспешен. Я видел его затруднения и взялся ему помочь наладить обучение. Он оказался очень активным: раздобыл ЛПЗ (Лабораторно-Практические Задания) рассчитанные для студентов Финансово-Экономического Института. На их ОСНОВЕ я взялся и адаптировал этот практический КУРС, преобразовал его в целостный ПРАКТИКУМ обучения учащихся ПТУ. Я стремился сделать СИСТЕМУ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ на основе ПК, и ЭТА ВОЗМОЖНОСТЬ мне представилась, и даже САМА ПРИШЛА ко мне!
Почти что ЧУДО! Но это ФАКТ!
*
 Интересно было НАБЛЮДАТЬ, как, мною ЗАПУЩЕННАЯ СИСТЕМА, начала работать в режиме АВТОМАТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ, а моя роль сводилась к тому, чтобы в удобное для меня время, открыть на ПК выполненные ЗАДАНИЯ ученика и ПОСТАВИТЬ свою «метку»(ОТМЕТКУ) в том месте, где я ПОСМОТРЕЛ и ОДОБРИЛ его ТРУД!
(Причем, этот «Академический лист» находился у самого учащегося, как его «Зачетный лист». Ученик стремился его весь «заполнить». Но для этого надо было выполнить весь Перечень учебных «Заданий»).
Что самое интересное, система ЗАДАНИЙ была выстроена таким образом, что отдельные «частные» задачи ложились СВЯЗАННЫМИ «кусками» в ОДНО ЦЕЛОЕ. Фальшь или допущенная ошибка в одном Задании, неминуемо «вылезала» « боком» в другом. Это ЗАСТАВЛЯЛО серьезно и вдумчиво работать обучаемых. На первых порах они страшно мучились и переживали, ввиду многих неясностей и отсутствия навыка самостоятельного практического действования в новых условиях, то есть внутри незнакомой Программы "1С: Бухгалтерия". Но, постепенно, решая «учебную» нестандартную «задачу» самостоятельно, наподобие игры, они втягивались и начинали «чувствовать» сам «вкус» и стройную Систему взаимных связей, которая заложена в самой Программе "1С: Бухгалтерия". В ней учащиеся сами видели осуществление ПРИНЦИПА перекрестного Учета данных, чем так сильна сама бухгалтерия. Мое слабое знание бухучета, только помогало мне, «не мешать» им делать ошибки и исправляться самим. Я, ссылаясь на то, что не могу помочь им в чисто бухгалтерской деятельности, но готов помочь в случае «СБОЯ» самого ПК. Что, конечно же, иногда и случалось. И это мое «незнание» ЗАСТАВЛЯЛО их самих искать, пробовать и ДЕЙСТВОВАТЬ на СВОЙ СТРАХ и РИСК. Взаимопомощь учащихся друг другу я одобрял. Это создавало атмосферу дружелюбия и исключало крайнюю степень нервозности при движении в "НЕЗНАЕМОЕ".
На ЭКЗАМЕН, в конце КУРСОВОЙ ПОДГОТОВКИ, я приглашал преподавателей по бухучету. Они наблюдали работу уч-ся и их объяснения по тому виду работ, который был в Билете. А В Билетах были все те ЗАДАНИЯ, которые учащиеся выполняли сами и теперь ДЕМОНСТРИРОВАЛИ, КАК ЭТО ОНИ ДЕЛАЛИ!
1)Бухгалтера-преподаватели дотошно "рыли" и выясняли на рабочем месте учащегося тонкости профессионального характера.
2)Знание ПК, его "внутреннюю" начинку и  работа с Интерфейсом "Windows", принимал мой коллега-технарь.
3)Экзамен подводил черту под той РАБОТОЙ, которую ПРОДЕЛАЛИ и ОСВОИЛИ САМИ УЧЕНИКИ!
ПРОВЕРЯЮЩИЕ, оставляли свои ОТЗЫВЫ и свои ОЦЕНКИ по ПРОВЕРЕННЫМ РАБОТАМ.
4)Я же лишь «ДИРИЖИРОВАЛ» всей этой деятельностью.
 ИТОГОМ этой успешной и, во многом, нелегкой совместной работы, являлось СВИДЕТЕЛЬСТВО об окончании курса и ОЦЕНКАМИ за ОВЛАДЕНИЕ ПК и ПРОГРАММОЙ «1С: Бухгалтерия».
Стандартный БЛАНК на гербовой бумаге, заверенная Директором Училища, с печатью.
Все как положено!
И как ПОСТФАКТУМ, могу засвидетельствовать свое удовлетворение тем, что встречая своих "вчерашних" выпускников училища и "Курсов", сидящих за ПК в качестве работающих Операторов в Гор.электросети, в Торговле, на службе в администрации и т.д. - УЛЫБАЮСЬ!
Я рад такой встречи. Вижу: "Мой труд - вливается в труд моей республики".
*
Не ХВАСТОВСТВА, ради, а лишь как ИНФОРМАЦИЯ для того, чтобы ты, ВИКТОР, более ПОЛНО и чуть-чуть с чувством большего ДОВЕРИЯ, смог оценивать мою «педагогическую» Практику. Мне лишь хотелось показать тебе в этой моей профессиональной работе МОЕ ОТНОШЕНИЕ и мои СИМПАТИИ к ТРУДУ УЧЕНИКА.
Этот УЧЕБНЫЙ труд я уважаю, и СТРЕМИЛСЯ всегда вывести его из под ГНЕТА и «субъективизма» отдельной личности ОБУЧАЮЩЕГО. По большому счету, УЧЕНИК сам должен ОЦЕНИВАТЬ результаты своего труда по тем «ПЛОДАМ», которые он ПОЛУЧИЛ в результате своей учебной деятельности. Любой ТРУД, в том числе и УЧЕБНЫЙ, должен быть ПОЛЕЗНЫМ и ВОСТРЕБОВАН обществом. В этом ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ такого труда для БУДУЩЕЙ жизни.
*
На этом закончу свое «ИСПОВЕДАЛЬНОЕ» повествование.
КНМ.