Катюши били прямой наводкой

Ирек Фатхелисламов
Ахнет раз - и роты не бывало,
Бахнет два, - и нет уже полка...

(Солдатское стихотворение
из фронтовой газеты)


              Реактивные ракетные установки, известные как «катюши», сыграли важную роль в победе над немецким фашизмом. Полковник в отставке артиллерист В.Н.Илларионов рассказал мне об одном необыкновенном случае боевого применения «катюш» на войне.



           - В конце июня 1944 года я находился в 3-м дивизионе 39-го отдельного гвардейского миномётного полка, где занимал должность помощника начальника политотдела по комсомольской работе. Войска 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов вели бои с витебской группировкой противника. Мы получили приказ форсировать Западную Двину. Переправить предстояло вместе с боевыми установками около двухсот машин.
             Наши дивизионы были уже на переправе, когда их контратаковали превосходящие силы противника. Сверху также вели обстрел и бомбардировку четыре вражеских истребителя.
             Обстановка была тяжелой, и спасти положение могли только «катюши». Командиру полка П.Шутову приказали произвести залп. Он немедленно отдал распоряжение 1-му дивизиону развернуться и открыть огонь.
             Расчеты «катюш» хладнокровно, не обращая внимания на обстрел с воздуха и бомбёжку, изготовились к пуску.
           - Залп!
             Команда потонула в адском грохоте, снаряды плотно накрыли цель. Оставшиеся в живых фашисты повернули назад. А в это время по ним ударила переправившиеся на противоположный берег 2-й и 3-й дивизионы.
             Но на этом бой не закончился. К середине дня наш дивизион занял позиции на опушке березовой рощи, севернее шоссе, за которым тянулось ржаное поле. Дошли сведения, что часть вражеской группировки отчаянно пытается пробиться в западном направлении.

             На следующее утро неожиданно появились немцы. Расчёты заняли места у боевых машин. Командир дивизиона капитан Кондрашов к глазам поднёс полевой бинокль и отчетливо увидел, как из молочного тумана, стелющегося над самой землей, выдвигаются бронетранспортеры с пехотой. В промежутках между ними, как большие, черные навозные жуки, лязгая металлом, ползли самоходки. Батареям было достаточно дать по одному залпу, чтобы уничтожить неприятельскую группировку. Но тут Кондрашова взяла оторопь: немцы подошли настолько близко, что по ним стрелять было бесполезно. Реактивные снаряды легли бы намного дальше цели. К тому же, вырвавшись вперед, расчеты «катюш» остались без прикрытия стрелковых подразделений. Приходилось рассчитывать только на себя.
              «М-м-м  да, обстановочка, - размышлял Кондрашов. - А если ударить прямой наводкой?» Правда, стрелять из «катюши» прямой наводкой ему не приходилось, да и не слышал, чтобы кто - то это где - то применял. Но иного выхода на тот момент не было.
             - Ставь на прямую наводку!
             - Есть!
               Командир 2-й батареи тут же принялся выполнять приказание, однако на пусковой установке подъемный механизм не позволял придать направляющим горизонтальные положение, необходимое для стрельбы. Нужно было выкопать ямки под передние колеса ЗИС-6, чтобы за счет этого опустился передний мост трехосного автомобиля.
               Расчеты налегли на лопаты. Но противник, обнаружив минометчиков, открыл огонь из самоходных орудий. Кондрашов понял, что опустить машины под прямую наводку не успеет.

              «Катюши», молчали, я это ободрило фашистов. Они догадались, что у минометчиков что-то случилось. Им не терпелось быстрее захватить установки вместе с расчетами. Предвкушая легкую победу, противник прекратил обстрел. Наступила зловещая тишина. Ослепительно ярко и светло белело июльское солнце.

               И здесь мне почему - то пришла в голову неплохая идея: я предложил замполиту опустить установки в кювет.

             - Чего же ты молчал, родимый? - обрадовался, словно ребенок, майор и побежал к командиру батареи.
               Комбат сразу оценил мое предложение.
             - Водителям ехать к шоссе!

               Взревели мощные моторы ЗИСов, и на виду противника наши милые «катюши», чуть покачиваясь, тронулись с места и медленно двинулись навстречу фашистам. Затем они, съехав в канаву, накренились так, что дрогнули направляющие с ракетами. Гитлеровцы, наблюдавшие за ними, наверное, уже праздновали победу. Они даже не обратили внимания на то, как еще раз дрогнули, медленно опускаясь, направляющие...

               Батарея ударила залпом в упор по наступающим цепям неприятеля. Ржаное поле окуталось пламенем и облаками едкого желтого дыма. 64 снаряда в одну секунду смешали с землей пехоту, бронетранспортеры, самоходки. Немногим гитлеровским воякам тогда удалось спастись.