Как на подковах

Александров Владимир
Иду я по двору и вижу, как навстечу идет женщина с собакой, а рядом, какая-то дворняга. Ну совершенно беспородная шавка, но не маленькая, а средних размеров. Она бодро так обгоняет своих спутниц и, словно нарочно громко цокает по асфальту, как будто это какой-нибудь скакун. Я вдруг вспомнил и самострела Сашу, который многое рассказывал про свою колли.
 Да, довольно странный был мужик. Работал простым электриком у нас, вдруг однажды говорят: "...из самодельного пистолета сделал выстрел в свою голову..." Слава богу не до смерти. А колли его по ночам так ходила по квартире, что невозможно было не проснуться. Как они ставят подушечки своих лап, что громко топают? А иногда выпускают ногти, и уже выходит металлический звук.
 Вспомнил и Олега- моего деревенского приятеля, который был охотником потомственным, и собачником, конечно и однажды, дразнясь, пересказывал рассказ Граси Львовой. Та была в лесу и спугнула "страшного" зверя, "...А он как кованый по дереву-то пошел..." И эти слова я пронес через многие годы, даже не до конца воображая, как это рысь уходила от той маленькой, благообразной улыбчивой старушки Аграфены? Но в данный момент, мне предствился и тот хищник, и испуганная дама и звук шагов. Видимо, дерево стояло не вертикально, а под уклон. А зверюга не старался таиться, а напротив, устрашал своею мощною поступью. Ведь когда надо, они могут ступать и так тихо, что их мышь не услышит, а иногда топают, будто их подковали. Умеют же!
Нынче много рыси развелось в наших лесах. Леха хвастал, что за прошлый сезон семь штук подстрелил. -"Это же не шутка рысь в лесу взять" -говорю ему.
-"Пустое, с собакой же..."
-"Ах, да, с собакой, конечно..."
Стоит ли спорить с заправским охотником, но, думаю, он и соврет, так дорого не возьмет. Я, к примеру, совершенно не могу ничего придумать, хотя, казалось бы сочиняй. Лист бумаги все стерпит, читатель не смотрит в глаза, ври- не хочу.
 
 А Леха, однажды, вот что наплел. Гостил как-то у меня с шурином своим, улеглись спать, он и говорит: 

"Я за свою жизнь всего два медведя взял. Один, во потеха, под упавшей ёлкой, зазимовал. Ну, собака моя, Пуля,- знаете ее, помоложе была, смелая, унюхала его, ну и давай орать как бешеная.
 Да, - гооворю, Пуля у тебя труженица, и слух у нее исключительный, и смелая. Ведь большинство собак боятся медведя, и сторонятся."
- Да, так был же и Гай, белый, здоровый, гончий.
 Вот, вывороченное дерево громадное, лежит высоко, ветки еще зеленые, собаки орут  с обеих сторон, слышат его и мечутся, то к вершинке, то к комлю. Я прямо на лыжах по сугробу поднялся и сверху местами просматривается крона-то, вижу, он там перемещается, ну и дал из обоих стволов..."
 А я слушаю его, и думаю, что-то уж очень он нас за дураков держит, ель, ведь суковатая, если она упала, то ветки ее как сверху, так и снизу, как рогатки, под нею не побегаешь, а то медведь, он не паучок какой-нибудь и не заяц, ему много места надо. Да и мужества надо много, чтобы взобраться на поваленное дерево, под которым дикий зверь мечется.

 Другое дело М. Пришвин писал про медвежью охоту. Там достоверно и весьма похоже на действительность. Берлогу покупают у бывалого охотника, который ее нашел еще до снегов. Тот подводит к лёжке, сам прочь. И охотники обступают логово, а самый отважный длинным шестом будит зверя. Зверь пулей выскакивает и тут надо успеть выстерелить и  попасть.


  А рысь в зоопарке вроде бы не велика, но однажды, когда я еще учился в школе,  учитель труда добыл одну не далеко от нашей деревни. Огромная шкура, растянутая на рамке из досок висела за печью, и он с гордостью и сладкой улыбкой показывал нам. Но, потом-то я подумал, что не собака ли это большая была. Николай Палыч мог и перепутать. Но в тот-то раз мы с отцом даже следы видели, когда шли по дороге днем накануне. и когда я спросил Лесина, не у Большой ли березы он взял след, тот  подтвердил, что его собака там начала преследование. След шел из за реки и прямо через дорогу в лес. Отец обратил внимание и предположил, что это может быть рысь, так что, то повествование могло быть и достоверным.
А охотником он был очень заядлым. Я все приставал к нему, чтобы он мне нашел хорошего щенка лайки и всякий раз он мне все отказывал, пока однажды не дал адресок. Поговаривали, что он любил горькую... Ну и видок его после выходных бывал похмельный. Однажды с большой печалью сообщил, что застрелил свою гончую по ошибке. Когда я читал про такой же случай у М. Пришвина, вспомнил и его рассказ, как он, слепой растяпа, под вечер шел по распадку, и увидел зверя, крадущегося вдоль мелкого кустарника. Ну пальнул, долго не думая. Благо ружье новое было, двустволка двенадцатого калибра. Долго скорбел, а собаку не вернешь... Вот он-то мне и рассказывал, что у собаки должны быть пАноготки, с ударением на первом слоге. Будешь выбирать, обрати внимание, и чтобы нЁбо было черное. В самом деле на задних лапах,  есть у них ноготь между ступней и коленом, вот им-то, похоже и стучит собака, когда бежит, ибо этот ноготь свободно болтается на шкуре. Но может быть стучат все ногти, одновременно касающиеся твердой поверхности, а он получается, как наш большой палец на руке, но совершенно бесполезный. А нёбо у щеночка, которого я тогда приобрел было черным.

Большие надежды возлагал я на Пальмочку, старался воспитать из нее охотничью лайку, но не получилось.