Год 1984

Жанна Травинская
      1984 год я снова прожила на Челюскинской, проработала на комбинате, готовясь к юбилейной выставке "Сорок лет Победы". Что могла я рассказать о войне? Как я голодала, побиралась. приносила куски маме и брату? Как заболела и три месяца находилась без сознания со страшными пролежнями? или рассказать о страшных бомбёжках и артиллерийских обстрелах? Я решила сделать триптих картин-пластов "Моя жизнь" (или "Моё военное детство"). Первый пласт "Детство. Бомбёжка". В основу положены воспоминания одной жестокой бомбёжки, которую я перенесла одна (мама ушла менять вещи). Мне казалось тогда, что мир разорвался, разрушился.
 
      Второй пласт "Отрочество. Продажа воды у поездов" - это момент, когда я одиннадцатилетней девочкой продаю воду у поездов. Одинокая фигура с большим ведром и над ней грохочут поезда.  Третий пласт "Юность". Бумажные цветы". Молодая украиночка в веночке и расшитой блузке держит в руках букет бумажных цветов, которые превращаются в  птиц и улетают за радугу. Сделала и четвёртый пласт - "Зрелость. Творчество".  Мольберт во весь пласт, на нём начатая картина "Дуб Тургенева", а внизу у мольберта электрическая цепь, в которой идёт обжиг. К военной тематике относится блюдо "День Накануне войны". Это блюдо находится в детском саду № 84. Композиция ваз "Памяти орловских журналистов" создавалась по идее фотографа Л. Тучнина для дома печати. На отчётной выставке в Москве мои работы отметила Вероника Орехова (её муж и сын Ореховы поставили в Орле памятник Лескову). А когда я их выставила в Орле на областной юбилейной выставке, Виктор Дронников заплакал, ему очень было жалко девочку с ведром: "Ведь ты её загнала в угол!". С выставки пласты "Моя жизнь" были закуплены управлением культуры и переданы на хранение в Орловский музей ИЗО.

        Вернувшись с Алтая, я остро почувствовала особенности Орловщины и снова стала работать над темой "Город Орёл". Было выполнено около десятка блюд с высоким рельефом и росписью: "Площадь Карла Маркса", "Над Окой", "Мост через Орлик" и другие блюда. Три из них украшают городской загс (банкетный зал), часть орловского музея ИЗО в краеведческом музее Орла.

     Спасское-Лутовиново мне очень полюбилось. Впервые я приехала туда осенью 1975 года. Привезли нас, художников, которым предстояло работать над интерьерами вновь отстроенного дома, директор Тургеневского музея - Нина Максимовна Кирилловская. Меня покорила какая-то сельская идиллия, женщины, продающие вёдрами яблоки и молоко. Когда в конце 80-х годов я обратилась к теме Спасского, то вспомнила эту картину и сделала большую композицию "Осень в Спасском", которая закуплена была музеем-заповедником Спасское-Лутовиново. Тогда же были выполнены три большие вазы с росписью: "Дом Тургенева", "Флигель изгнанника", "Дуб Тургенева". Эти вазы тоже собственность музея-заповедника. В то же время была выполнена серия пластов: "Дуб Тургенева", "Аллея в Спасском", "Флигель изгнанника" (два варианта. Один - моя собственность, второй Тургеневского музея), "Церковь Спаса Преображения" (находится в 29 детском саду) и серия блюд "Окрестности Спасского". Эти блюда экспонировались на Всероссийских выставках, а также находятся в музеях.