Сказки Семейка Рыжих глава 25

Лариса Прошина
                ГЛАВА 25.   ЧТО ПОДСЛУШАЛ МАРШАЛ?

      
      Чтобы не возводить поклёп на уважаемого в семье деда, сразу же оговоримся: ничего подслушивать он не собирался. Подслушивать, стоя у двери и прижав к ней ухо, нехорошо, неприлично. Это называется – воровать чужие секреты, покушаться на права личности.
    Просто однажды Маршал проходил мимо комнаты, которую называли «Домашний класс», и услышал раздражённый крик:
    - Скажи джойстик! Д-д –жойс-с-тик!

    Потом тишина, хлопанье крыльями. И снова раздражённый голос мальчишки:
    - Джойстик! Не хочешь говорить? Что за непонятливая птица? Что тут трудного! Ты живёшь в супертехническом веке, среди сплошной компьютеризации. А потому должен знать хотя бы некоторые слова, без которых сегодня не обойтись. Перечисляю: джойстик, флэшка, сайт, диск, файл…
    - Почему бы тебе не добавить в список, - перебил говорившего голос с баском,  более старшего брата, - колонтитулы, опция, табулятор, тезаурус, шаблон, вирус?
   - Подожди, дело и до них дойдёт. Если, конечно, наш попугай проявит хоть какие-то способности к обучению.
    - Не хочет говорить или не может, зачем ты настаиваешь? – спокойно возразила девочка. – Слово действительно нелёгкое. Джойстик! Сам с трудом выговариваешь.

    - Побольше терпения, - ещё один мальчишеский голос. – Ты хочешь, чтобы попугай сразу же повторял за тобой все слова? Так не бывает. Я читал, сколько времени, иногда месяцы и годы, уходит у дрессировщиков, если они хотят научить зайца стучать палочками по барабану, чтобы медведь ездил на велосипеде, а собака гавкала ровно четыре раза, если у неё спрашивают, сколько будет дважды два.
    - А вот бабушка читала мне  сказку о галчонке. Звали его Хватайка, -  зазвенел голосок со слезами в голосе. – Только я забыла, как  сказка называется…
   - «Дядя Фёдор, пёс и кот», - подсказал кто-то, - а сочинил её русский писатель Эдуард Успенский. Когда я был маленьким, я любил её слушать и очень переживал.
   - Да, теперь вспомнила, - продолжал тот же звонкий голосок. – Пёс и кот решили научить галчонка Хватайку разговаривать. Учили целую неделю. И научили. Они не сердились. А ты кричишь на несчастного попугайчика, – послышались всхлипывания.

    - Нет, наш Граф просто неспособный. Тупица.
   - Тупица, - чётко произнёс попугай.
   - Вот тебе и ответ, - рассмеялся кто-то из братьев. – Это он о тебе. Грубо себя ведёшь, учитель! Как говорит мой друг: «От горшка два вершка, а самомнения -  кадушка».
    В комнате засмеялись.
   - Признайся, брат, - похохотав, спросил голос с баском, - насчёт кадушки – это твоё сочинение?
    - Моё. А что, неправда?

    «Надо спасать Графа, - подумал дед. – И когда они умудрились унести клетку с птицей? Я ведь вышел совсем ненадолго, навестил прилетевшего с Сатурна друга».
   Маршал открыл дверь и сделал вид, что ничего не слышал, а зашёл в «Домашний класс» за какой-то вещью.
    - О, как вас здесь много! – Маршал весёлыми глазами обвёл собравшихся дрессировщиков. – И Граф в вашей компании. Очень хорошо. Граф, вам здесь не скучно?
    Попугай сидел на длинной жёрдочке, настроение у него было неважное. Увидев деда, он радостно стал кивать головой, словно кланялся. Потом взлетел и приземлился на плече Маршала. Словно убегал от погони.
    - Здр-р-ра-сьте! Рад! Друг! Фарс! Тары-бары! Облом! Хр-р-рабрый Росс! – всё это попугай выговорил на одном дыхании, а  последние слова даже попытался пропеть.
    - Да, у вас хорошие учителя, - сказал птице дед. – А слова-то, слова! Я и не подозревал, что мои внуки и внучки такие умные.
     Потом обратился к  вконец смущённым мальчишкам и девчонкам:
     - На сегодня сеанс муштровки попугая закончен?

   Все согласно закивали головами.
   - Тогда мы уходим. Просьба к вам такая: больше терпения, когда вы хотите кого-то чему-то научить, и  слова для Графа подбирайте книжные. Чтобы не было потом стыдно.
    Маршал совсем не сердился. Он считал, что обучать говорить птицу – полезное занятие, внуки роются в книгах, ищут разные малоупотребляемые слова, так пополняют и свой словарный запас.
      - Граф, - дед обратился к попугаю, - коллёквиум закончен. Вам пора отдохнуть.
     - Скажите, пожалуйста, дедушка, а что такое «коллеквиум»? – спросил один из внуков.
     - Не «коллеквиум», а «коллёквиум», - ответил Маршал, - в прежние времена не отвергали букву «ё». «Коллёквиум» - это…Граф, как вы думаете, говорить мне, что означает в переводе с латинского языка это слово или нет?

     Вместо ответа  попугай интенсивно покрутил головой, что могло лишь означать: «Нет уж! Они же такие умные! Пусть потрудятся и сами найдут перевод. Даже не могут правильно это слово сказать. А меня обозвали. Почему я тупица? Вот потренируюсь и «ко-л-л-кв-а-м» выучу. Я в себе уверен!».
    Дед пошёл к двери, напевая:
      -Гром победы раздавайся!
     Веселися храбрый Росс!

    Вот они уже у двери. Вот уже Маршал открыл дверь. Вот они уже сейчас переступят порог. Порог переступили, но за секунду до того, как дед должен был закрыть дверь, попугай уже в щель победно произнёс:
    - Д-дж-джойс-тик! Тик, тик!

    Если вы, лично вы, хотите кого-то чему-то научить, чаще его хвалите, подбадривайте, поощряйте любым, доступным вам, способом. Тогда всем будет толк от  коллёквиума –  то есть экзамена, собеседования.