Рецепт счастья

Сергей Гобец
 
  Тёплый летний вечер. Мой сосед окреп после болезни настолько, что стал выходить на улицу, встречать закат. Лет ему много! Когда-то весьма крепкий старик, он за последнюю пару лет сильно сдал и совсем высох. Болячки навалились на него скопом и он, не успев отбиться от одной, начинал сражаться со следующей, при этом не переставая балагурить и насмехаться над собой, мной (когда подворачивался «под руку») и всем остальным белым светом. Телом он ослаб, но не утратил силы духа.
  Сегодня ему в очередной раз полегчало, и он «совершил вылазку в свет», то есть доковылял помаленьку до лавки, подле его, имеющей поношенный вид избы. А она «усохла» и покосилась не меньше своего хозяина. Нижние ряды брёвен подгнили, и пятистенок навалился северной стороной к земле, точно переросший и раскисший под осенними дождями гриб-боровик устало опустил свою шляпу на траву, не в силах больше красоваться осанкой средь менее рослых грибных сородичей.
  - Здорово, Макарыч! Как жив, здоров?
  - Здорово, коль не шутишь! Живём, хлеб жуём! Присаживайся, покурим, погутарим.
  - Ну, выкарабкиваешься?
  - Брыкаюсь! Уж она меня, болезня эта и так, и эндак, а я ни в какую! Не поддаюсь ей заразе! Зад вот, одна беда, что твоё решето! Веришь - нет, давеча старуха снарядила меня морковь полить, так я приноровился её собой поливать!
  - Это как?
  - Ковш воды с кадки наверну, подштанники спустю, поднатужусь и вода скрозь дырки от процедуров, как с лейки грядку дождит!
  - Это ты ловко придумал, надо патент оформлять на привлечение вашего брата к огородничеству!
  - Да-а-а, у нас топерича, совсем не то, что давеча! Дожили! Без уколов, да прочих микстур совсем худо. Болячки продыху не дают…
  - А скажи, Макарыч, ты счастье видел?
Старик замолчал, задумался и, посерьёзнев, заговорил совсем «другим голосом»:
  «Щчастье? ……….. А как же! Вот моя бабка за мной, как за дитём малым ходит, пылинки с меня сдувает, и я щчастлив, что хоть у неё здоровьишко ещё позволят за мной пригляд осуществлять, а не загибаться со мной от болячек на пару. Стал быть ещё поживёт, сколь сможет, покоптит белый свет на радость внучатам, да правнукам. А они разве не щчастье? Вон их сколько, огольцов у нас! А когда в снегах в Отечественную не окочурился от холоду, да от пуль-осколков не загнулся в госпиталях-медсанбатах, а кажный новый раз в строй возвращался, разве то не щчастье? А колуном на коровьем реву, по холодку, так в палено сучковатое дать, что щепы к соседу в огород за сотню шагов летят, а тех поленьев за один присест тракторну телегу расщёлкать и не вспотеть – не щчастье? Эх-х-х-х! Карпа на три кило на зорьке у омута подцепить и в садок спровадить?! … Щчастье, ведь оно не деньгой меряется и не хороминой в три этажа! Щчастье оно в ДУШЕВНОМ спокойствии, в совести чистой, как вода родниковая, в пользе той, что после тебя людям останется и помянут они тебя после того добрым словом, и за помин твой чарку-другую пропустят… Видел я, мил человек, счастье в своей жизни, видел и черпал его полной ложкой! Ты молодой ишо, многое тебе не ведомо, но да энто дело годами поправимое. Даст Бог, доживёшь до моих лет и вот на эту берёзоньку уже совсем другими глазами посмотришь!»
  - Так, что на неё смотреть, берёзка она и теперь, и потом берёзкой будет! Яблоки родить всё одно не научится!
  - Яблоки яблонька родит, а у берёзки своя ипостась имеется, без неё и Россея наша не Россея! Она и обогреет тебя полешками, и хворь банным веником изгонит, почкой своей лечит и берестой не в одном деле поможет, стены с неё рубят и мосты ставят, а уж что красива, то красива! Как невеста кудри распустит и красой душу радует!
  - Да ладно тебе, Макарыч, агитацию разводить, я берёзку тоже люблю!
  - Знаю, что любишь! Стал бы я тебе душу изливать, кабы не так. Мало у меня времени на пустой брёх осталось. Ох мало…
  - Так, стало быть, ты свою дорогу к счастью нашёл?
  - Дорогу-то? А чего её искать? Живи по совести да в полную силу, людям зла не желай, делай то, что должён делать, что твои мать и отец делали, довольствуйся тем, что нажил, зависть прочь поганой метлой гони, и щчастье тебя само найдёт! Вот тебе и весь репцепт!

  …Спустя неделю хоронили моего соседа всем селом. Есть такая примета у нас - если человека в последний путь не по принуждению, а по внутренней потребности много кто проводить выйдет, то значит правильную жизнь тот человек прожил…
  Большое у нас село. Не одна сотня дворов. К Макарычу вышли все…
А «на год» я посадил у его могилки кудрявую берёзку…