Глава 35. Экзамены на чин

Феликс Рахлин
"Оседлаю я горячего коня..."
Рисунок Нинель Шаховой.

                *    *    *

Вскоре по возвращении моём со сбора выяснилось, что приказ 055 , действительно отменённый в отношении лиц со средним образованием, сохраняет полную силу для тех, кто окончил вузы. Такими были почти исключительно те, кто окончил педагогические институты. Например, в нашей дивизии было четверо бывших учителей. Дело в том, что во всех других высших учебных заведениях действовали военные кафедры, готовившие из студентов – лейтенантов (не младших!). И лишь в педагогических  (и ещё некоторых  гуманитарных) такая подготовка не проводилась: там почти не было студентов – одни студентки!

В те годы, наряду с педагогическими, существовали также и учительские институты, готовившие учителей с неполным высшим образованием. Продолжительность обучения там была не четырёх-, как в педагогическом, а лишь двухлетняя.  Уже после того как мы, «полные» педагоги, сдали свои офицерские экзамены, наши «полуколлеги» стали «качать права» - и докачались до разрешения на такой же экстернат. Но пока что, в августе 1956 года, у нас в дивизии к экзаменам на первичный офицерский чин допустили только четверых. Поскольку двое из них (Иван  Оленченко и я) служили в одном и том же полку, а, скорее всего, потому, что именно в нашем гарнизоне находился учебный батальон дивизии,  приём  экзаменов  организовали именно у нас в Чернятине. Всего предстояло сдать восемь экзаменов, перечислить которые полностью сейчас уже не берусь. Помню лишь, что список открывался (разумеется!)  политической подготовкой, далее шли: специальность (у каждого – своя), материальная часть (например, я должен был ответить на вопросы об устройстве своей радиостанции), тактическая подготовка, физическая, строевая…  Я назвал шесть – и напрягать память более не стану, однако  точно помню: на каждый экзамен отводилось по часу. Шесть предметов мы сдавали до обеда и ещё два – после него.
 
На подготовку нам предоставили, кажется, две недели, полностью освободив на это время от несения службы. Весь полк уехал  на Пушкинский зенитный полигон – для проведения учебно-боевых стрельб, в гарнизоне остался лишь состав суточного наряда, по формуле: «Через день – на ремень, через два – на кухню», но нас с Иваном избавили и от этого, и две недели мы с ним вели, подобно Васисуалию Лоханкину, «исключительно интеллектуальный образ жизни», - не забывая, впрочем, регулярно и пунктуально посещать столовую.  Я и поселился с ним вместе – в артмастерской, где мы поставили свои койки и жили, как вольные студьозусы, проводя целые вечера в дружеских беседах и спорах. Днём я читал уставы Советской Армии (вот и ещё один учебный предмет!), «Наставление по связи», описание своей радиостанции, бегал в штаб, в «секретку»,. где мне выдавали литературу по вооружениям «вероятного противника» - США и стран НАТО… Всё это требовалось знать по программе.
Я   уже рассказывал немного  об экзаменах, теперь  напишу подробнее.

Итак, все  они были проведены в один день, для каждого предмета выделили по экзаменатору и ассистенту – это были, в основном, офицеры из соседнего учебного танкового батальона. Из двух других гарнизонов прибыли ещё два претендента на чин,   оба – младшие сержанты  (а мы с Иваном , оба, - рядовые).

Для меня все экзамены, исключая «физо», прошли  гладко. На «физо», как я и ожидал, пришлось пережить неприятные, а со стороны – смешные минуты. Ну, на гимнастических снарядах я, хоть и с посторонней помощью, что-то проделывал, а на канат залез вообще вполне самостоятельно. Хуже было с прыжками через «коня» в длину: хорошо разбежавшись, я неизменно садился на этого «коня» верхом… Но экзаменатор попался не строгий. Не формалист; видимо, он понимал, что, не освоив эти упражнения за два года службы, я  и в третий год не научусь.  Поэтому вожделенную «тройку», которую советские студенты издавна именовали «государственной оценкой», он мне поставил, чего оказалось вполне достаточно для присвоения мне офицерских погон. Вполне состоятельным я оказался и на экзамене по строевой:  не только исправно выполнял все команды, печатал строевой шаг, но и сам гаркал прилично, командуя товарищам:  «Сырр-ра!»  и «Крру- гэм… ырш!»

А вот  Ваня на строевой чуть не срезался. По военной специальности он был ремонтник  зенитно-артиллерийских пушек. Знал и любил это дело, руки у него были золотые, голова – тоже… Но артмастерская – подразделение не строевое, там на шагистику внимания не обращали, и у Ивана не было строевых навыков и привычек. Он путался при выполнении команд, сам не умел их подавать. При поворотах в строю на марше с ним случались конфузные промашки, которые допускают лишь самые зелёные новички: он поворачивался кругом не через левое плечо, а через правое; когда все делали поворот в одну сторону, он – в противоположную, и получалось, что он  оказывался  лицом  к лицу с соседом, место того чтобы стоять ему в затылок… И оба какой-то миг смотрят друг на друга ошеломлённые: что же получилось?!

Как назло, экзаменатор  попался особенно  вредный: капитан из тех, кого солдаты называют «нытиками» и «крупоедами», служака, помешанный на строевой подготовке.  Поставив всем, кроме Ивана, твёрдые «тройки», он сказал:
 
- Ну, а вам, Оленченко, я больше «двойки»   выставить не могу: если вы сами не умеете ни выполнять, ни отдавать команды,. то как же будете обучать солдат? Офицер, не знающий основ строевой подготовки – это...

И пошёл, и пошёл – разнылся на полчаса.  Попытался было я заступиться за друга, объяснить этому тупому службисту, что из-за одной только несданной строевой человеку, которому уже сейчас 25 лет, придётся служить ещё целый год, а у него дома жена и сынишка…
Но не успел я рта раскрыть, как капитан меня бесцеремонно оборвал стандартной фразой:
- Мне здесь адвокаты не нужны!

В это время кто-то позвал капитана, он отошёл, отвлёкся. А мы между тем все четверо стоим,. как он нас построил: в одну шеренгу. Воспользовавшись  отсутствием экзаменатора, мы трое принялись Ивана уговаривать:

- Попроси его! Объясни ему сам! Он потому так долго обосновывает «двойку», что и сам понимает её нелепость и ненужность. Но ты сам должен попросить…
Еле уговорили «гордого внука славян» смирить свою гордыню. Когда капитан вернулся, Иван через силу выговорил:

- Товарищ капитан! Поставьте мне  «тройку»!  Я ведь уже семейный, но даже не видел сына…
«Нытик»  вновь  принялся объяснять: «как-де я поставлю вам тройку, если вы…» (И так далее). «Ну, ладно (наконец сказал он), если  я вам сейчас поставлю тройку, вы должны поработать над собой, потренироваться, чтобы до увольнения в запас наверстать упущенное. Обещаете?»

Ещё бы не пообещать!  Всё свободное время будет теперь маршировать, сам себе командуя «смирно», «вольно» и «кругом», сам же и выполняя собственные команды…

(Мы с Иваном  потом встретимся, и он мне расскажет: военкомат много раз после действительной службы вызывал его на сборы по специальности, и он успешно осваивал новую и новую сложную технику и вооружения, но освоить путём повороты на месте и на марше так и не удосужился. Да никто этого от него и не требовал).
 
Все четверо мы по окончании экзаменов сфотографировались, и снимок этот сохранился. На мне гимнастёрка – «на вырост», на два номера больше моего размера: новой у меня не оказалось, и пришлось у кого-то из солдат одолжить такую, какая  у него была.
Экзамены на чин мы сдали где-то в середине августа. И началось томительное ожидание: документы должны были пропутешествовать в Москву, в министерство обороны  (первичное офицерское  звание  присваивается только приказом министра), затем все документы, вместе с выпиской из приказа, проделают обратный путь, и лишь тогда нас отпустят домой.
 
Весь наш взвод был на полигоне вместе с полком. Один я оставался в казарме. Как вдруг приехал кто-то с полигона и передал мне устный вызов замполита полка.
- Езжай на полигон, - было сказано мне, - тебя зачем-то подполковник Койлер вызывает.
Ослушаться я не мог – и на другое утро выехал попутной машиной на расположенный где-то в уссурийской тайге знаменитый, окружного значения, зенитно-артиллерийский полигон, почему-то носивший имя великого русского поэта.

*   *   *
Пока еду в открытом кузове грузовика мимо длинной гряды сопок, над которыми господствует хорошо видная из нашей чернятинской дали причудливая гора, именуемая «Сенькиной Шапкой»  (а вблизи она совсем утрачивает с шапкой сходство – просто бесформенная громада, покрытая лесом);  пока офицеры – мои попутчики – наседают на лейтенанта Решетняка, выговаривая ему за распутное поведение его молодой жены, а он вяло отбрехивается;  пока въезжаем в настоящую, почти ещё не виданную мною уссурийскую тайгу, по которой хаживал писатель Арсеньев со своим верным другом  Дерсу Узала, - пожалуй, есть время рассказать одну. вроде бы, не идущую к делу историю, случившуюся со мной как раз в период подготовки к только что сданным офицерским экзаменам.
 
Этот рассказик – про обыкновенную солдатскую ложку.

                ----------------

Далее читать главу 36-ю "Ложка" http://proza.ru/2013/03/06/1199