Глава 33. Учения

Феликс Рахлин
НА СНИМКЕ: освобождённая из лагеря по амнистии и в связи с болезнью мама незадолго до моего приезда в отпуск съездила на свидание к расконвоированному папе в Воркуту. Там они и сфотографировались. Осталось примерно полгода до ХХ съезда КПСС, речи Хрущёва о культе личности Сталина и реабилитации обоих в составе сотен тысяч безвинных жертв сталинских репрессий... Такою я увидел маму, когда, по случаю её освобождения, был отпущен в краткосрочный отпуск с выездом "на родину"...

                *    *    *
Время от времени – и довольно часто – то одна, то другая батарея нашего полка вместе с ротами соседнего танкового выезжали на учения. Сколько помню, тема разрабатывалась одна и та же: «Марш танковой дивизии в предвидении встречного боя».  Нам эту тему «доводили» (так, пренебрегая стилистикой, говорят в армии), объясняли в общих чертах боевую задачу. Но всегда как-то так выходило, что задача сама по себе, а мы, солдаты, сами по себе, совсем от неё отдельно, и наши ближайшие задачи никак не сопрягаются с той, объявленной. Недаром в батальных романах хороших писателей война генеральская и  война солдатская выглядят по-разному.
 
Как правило, выезд на учения начинался одинаково: с тревоги. Вот первая в моей жизни: только что начался воинский учебный год (то есть это был декабрь 1954-го), мы всем взводом находимся в нашем учебном классе – глинобитной каморке, примерно за километр от казармы, и вдруг в класс прибегает долгоносый «младшой» нашего взвода – Гришин. Ворвался, запыхавшись от бега по морозу, жарко выдохнул:

- Тревога!

И все мы, после продлившегося долю секунды осмысления этого (грозного для нас, «фазанищ») слова молча и дружно высыпали на улицу и что есть сил побежали к казарме. Каждый знал назубок свои обязанности: во-первых, отвязать распяленный на лямках под сеткой нижней кровати вещмешок; во-вторых, получить из пирамиды (специального шкафа) личное оружие; в-третьих, отнести и погрузить во взводную машину, стоявшую в автопарке, закреплённое за каждым имущество или технику. У меня и у Петра Поповича это была радиостанция, хранившаяся здесь же, в казарме, в длинном деревянном  ящике и весившая 42 килограмма.

Прибежав в казарму, мы увидели в разных её углах и в центре на проходе незнакомых  офицеров – поверяющих, которые стояли с хронометрами в руках и по их стрелкам засекали  время: укладываемся ли мы в нормативы. Мы с Поповичем ухватили ящик за железные скобы и поволокли его к машине – метров 250 от казармы. Только лишь притащили, только забросили в кузов, как последовала команда «Отбой!» - и мы потянули ящик обратно.

Тем не менее, для какой-то части полка и эта «тревога оказалась реальной – несколько машин выехали из автопарка и, вытянувшись в колонну, отправились по заданному маршруту. Учения продолжались  для уехавших, чаще всего, два-три дня, но бывало, что и подольше. Лично мне пришлось участвовать в учениях дважды: один раз в зимнее время – неделю, другой раз осенью – почти полмесяца.

Осенью, кажется, 1955-го то были большие корпусные манёвры. И по сей день не знаю, что это значит: «корпусные», но участвовали в них большие массы разных  родов войск: и танки, и пехота, и артиллерия, и авиация. Причём, явно отрабатывались задачи взаимодействия между этими родами войск. Мне, например, в какой-то момент была поставлена задача держать  в микрофонном режиме связь  с авиацией.

Мы долго ехали длинной колонной по грунтовым дорогам, ведущим через тайгу то вверх, то вниз. На одном из участков подъём был  столь крут, что машины пришлось втаскивать наверх при помощи  троса и лебёдки. Наконец, прибыли на холмистую местность, пересечённую оврагами – «падями». Одну из таких падей занял наш полк, и мы стали зарывать машины «в противоатомном отношении», то есть выкапывать  глубокие заезды в склонах оврага и закатывать туда  наши грузовики так, чтобы сверху их можно было замаскировать ветками кустов и деревьев и охапками травы. Рядом поставили палатки, их тоже замаскировали, внутри выстелили сочной и мягкой травой – словом, устроились на славу.  В нашей взводной палатке поместились мы с Поповичем, несколько планшетистов и разведчиков, а также и химики со своим снаряжением: врывпакетами и лёгкими слезоточивыми средствами для создания в определённый момент учений «обстановки, приближённой к боевой».

Первым же вечером мне не повезло: был назначен в «дозор». Звучит романтично, а  на деле – просто вид караульной службы. Все спят – должен же кто-нибудь  охранять покой и безопасность отдыхающих. В отличие от караульного устава (а. возможно, и в нарушение устава полевого) стоять было приказано  всю ночь – лишь на рассвете кто-то из наших ребят должен был  меня сменить.

С интересом городского человека наблюдал я, как сгущался туман в распадке, как под утро он рассеивался постепенно, и маленькие облачка проплывали прямо тут же, рядом со мной: протяни руку – и поймаешь…

Вот и смена пришла. В отличие от караула – без разводящего. Притащился  один из наших химразведчиков, Нестеров,  злой-презлой, явился с бранью, но не по моему адресу, а в «честь» нашего нового взводного, лейтенанта Сергиенкова. Лейтенант был рослый детина, должность взводного в полку, вооружённом «допотопными» зенитками военных лет, рассматривал как  скучный эпизод: он всё ждал  (и вскоре дождался!), направления на учёбу в качестве ракетчика  (в то время официально, кажется, ещё и не было в Советской Армии ракетных войск – во всяком случае, о них помалкивали в открытой печати). В ожидании столь крутого поворота  своей карьеры Сергиенков проявлял умеренное равнодушие к текущей службе и всё искал, чем бы развлечься.
 
- Лейтенант, люби его мать, залез к нам, к химикам,  в ящик, вытащил, клять,  слезоточивый порошок и растрёс его по всёй палатке, прямо в траву  постеленную, - с обидой  и раздражением  в голосе  рассказывал мой сменщик. – Не уснешь, блин, зелёна мать,  все наружу выскочили, на хрен, а на дворе уже холодно, лезем опять в палатку греться, а там – невозможно, клять, туды его мать,  ни сидеть, ни лежать:  глаза, блин, слезятся, в глотке першит, хлебанный в рот, на хрен!...

Нестеров, паренёк очень вежливый, уважительный к товарищам, чистоплотный, умел, однако, выражаться затейливо, когда злился на обстоятельства.

Сильно расстроился и  я. Так мечтал отоспаться. Но деваться некуда – поплёлся в палатку. Улёгся на своё место, попытался дышать через полотенце – сперва  показалось, что можно, однако нет, уснуть не получилось…
 
Не помню, на сколько у нас хватило терпения,  но вскоре – кажется, на следующий день – решили всю траву выкинуть вон и сжечь. Получилась огромная куча, ну прямо стог: рвали-то от души, для себя! Трава вяленая, сырая, еле разгорелась, да и то: дым от стога – столбом!  А мы, стоя на четвереньках, дуем на огонь  во всю мощь своих молодых лёгких: раздуваем  костёр!

Вдруг видим – бежит к нам «батя», командир полка. Кричит издали, матерится, на чём свет стоит, не слабей моего сменщика: и про нашу общую мать, хлёбанную и грёбанную,  и про хрен, и про блин…

- Загасить костёр сию же минуту! – ещё издали  приказывает он.  Оказывается, вот-вот командир дивизии Герой Советского Союза генерал-майор Слюсаренко  должен появиться в личном дивизионном «кукурузнике»  над позициями своего соединения, чтобы проверить тщательность маскировки. Генерал знает, где что вкопано и закамуфлировано, он будет придирчиво искать: не выдаёт ли хоть что-нибудь присутствия людей на данной местности  И вдруг  заметит столб дыма… Да ведь это скандал, оббить вашу медь, солдатушки, бравы ребятушки. Ничего не скажешь, удружили, блин вам туда и сюда!

Кинулись мы гасить  и затаптывать траву – и едва успели: над позициями показался самолёт.  Мы сами полезли в кусты и в заросли травы – к счастью, такой высокой и буйной в Приморье. Ну, обошлось…

Так начался новый этап подготовки к «встречному бою». Днём, в своём  «районе сосредоточения»,  мы спали в палатке (так до конца учений и сохранившей удушливый запах и слезоточивый эффект  сергиенковского  озорства!), а ночью, едва стемнеет, садились в бортовую машину и ехали куда-то километров за двадцать – на «передовую». Приезжали на указанное нам командованием место – где-то совсем близко от шахтёрского городка Артёма, и, таясь  («аки тать в нощи», вспоминались мне ещё недавние мои институтские штудии по древнерусской литературе), всю ночь долбили кирками и ломами богатую гравием землю, выбрасывали лопатами грунт – готовили убежище «в противоатомном отношении»  для штабной машины. До сих пор не понимаю смысла этой операции: да если б настоящая война, враг нас неизбежно обнаружил бы – уже по одному стуку шанцевого инструмента о каменистую землю.
Утром, едва начинало светать,  оставляли разрытую яму, садились в кузов машины и уезжали на прежнее место – отдыхать.

Правда, успевали и выспаться. И ещё время оставалось, так что некуда было себя девать. Я, со своим пристрастием к чтению газет, как-то раз сам напросился сходить в штаб дивизии за свежей почтой.  Кто-то из начальства мне объяснил, как туда пройти: надо лишь поглядывать, куда  ведёт  вьющийся по земле провод полевого телефона – он меня и привёдёт к штабу. Отправился я уже близко к вечеру, до места добрался засветло, а на обратном пути в сгущающихся сумерках  потерял из виду провод и сбился с дороги.  Один распадок был похож на другой, мне показалось – выхожу к  своим, но издали заметил ошибку  (солдаты, возившиеся там, были мне не знакомы) – и свернул в сторону.

Но и они меня заметили и, «проинструктированные до слёз»,  приняли меня  за «вражеского» лазутчика. Ведь войска, участвовавшие в манёврах, были разделены на две группы, под звёздочку на пилотке мы  нашили  специальный знак отличия «наших»  от «не наших» - белую квадратную тряпочку. … У солдат «противника» тряпочки были круглые.  Но меня, хотя по нашивке видно было, что «наш»,  задержала целая гурьба сверхбдительных воинов  и повела к своему начальству.  В свежевыкопанной землянке меня встретил бравый офицер, проверил мою служебную книжку, объяснил, что зенитный полк – «вот тут, рядышком», и я побрёл наугад в полутьме.  Вскоре наткнулся на запрятанный в землю и хорошо замаскированный танк – там возле него  в яме, прикрытой ветками,  кто-то возился.

- Слышь, друг, не знаешь, как мне к зенитчикам  выйти? – спросил я наугад. Из укрытия вышел парень в комбинезоне и шлемофоне, по выговору – украинец, спокойно и обстоятельно объяснил дорогу. Точно следуя его указаниям, я шёл и шёл, как вдруг в ещё более густой полутьме наткнулся на точно такое же укрытие, из которого ко мне вышел полчаса назад тот любезный танкист. Здесь тоже кто-то в яме возился.

- Эй, земляк, - снова крикнул я в темноту. – Не поможешь ли найти зенитный полк?
- Тю, мать-перемать нехай! – послышалось из недр. – Это опять ты?!

Сам не пойму, как это получилось, но я снова пришёл на то же место, где совсем недавно побывал…

- Слушай, друг, покажи дорогу! – взмолился я. – А то опять вернусь!
Танкист добродушно ругнулся. Но пошёл со мной по тропке и буквально через пять минут вывел меня прямо к нашей походной кухне.  Я ещё и поужинать успел.
…Да, хотя я во время строевых смотров  и откликался браво на  приветствие «Здравствуйте, товарищи разведчики!», но в следопыты явно не годился…

Так прошло дней десять походной жизни. После чего произошло событие почти чрезвычайное: нам – всей дивизии! – устроили баню.

Баня была не походная (такие тоже бывают), а стационарная, действовавшая в совхозном посёлке, только очень маленькая.   Самая настоящая баня, в которой было лишь  два недостатка: во-первых, очень мало воды (на каждого приходилось не больше шайки), во-вторых, весь «моечный зал»  был рассчитан на пять-шесть человек, а запускали человек по двадцать враз.  Мы, стоя каждый со своей шайкой воды, тёрлись друг о друга, а помыться как следует не могли. Да ведь и время поджимало – своей  очереди  дожидались следующие двадцать солдат.
 
Мой друг Петро Попович, который всегда искал, где бы выгадать и как бы сачкануть, а если поработать, то с приятностью для себя, и тут решил пристроиться: напросился топить баню, целый день торчал в кочегарке и время от времени, используя своё «служебное положение», забегал в мойку, чтобы освежиться. К чему это привело – ещё расскажу…
Так или иначе, баня внесла разнообразие в наш  походный быт. Но основные события маневров пришлись на их последние дни.

Начальство нам  декларировало заранее, что учения будут проходить «в обстановке, максимально приближенной к боевой», с наименьшим количеством условностей и допущений, а также как бы с применением атомного оружия. Нам обещали в ходе «боя»  давать всяческие «вводные» команды, то есть объявлять об угрозе с воздуха, химической атаке, атомном нападении со стороны «противника».

В один из последних дней манёвров, рано на рассвете, полк был поднят по тревоге и маршем двинулся навстречу «врагу» - «в предвидении встречного боя». Меня подполковник Данилевский (начальник штаба полка) забрал в будку штабной машины, приказал развернуть там радиостанцию, и я  (сейчас самому не верится, но так было!) просидел  в наушниках без сна и отдыха трое суток,  поддерживая связь  с совершенно незнакомым корреспондентом в микрофонном режиме. По голосу его, всё время одному и тому же, понял, что и его не сменяют. О еде совершенно не помню – думаю, её мне приносили…

В этой машине мы приехали в аккурат туда, где наш взвод готовил по ночам  (как оказалось, именно для неё) противоатомное укрытие. Правда, если б и в самом деле  атомная бомба взорвалась, нам с машиной пришлось бы плохо: за несколько ночей, сколько мы ни долбили всем боевым коллективом проклятый гравий, яму выкопали  чуть повыше колёс – вся будка торчала над местностью.

Я сидел у столика, как и всегда во время работы за станцией, в очках, которые в то время годились мне и для чтения, и для дали. То и дело в будку заскакивали  офицеры, о чём-то переговаривались с сухощавым, молодцеватым подполковником (ему явно нравилась и собственная командная роль, и вся обстановка военной игры), снова выпрыгивали наружу. Вдруг возле машины что-то оглушительно хлопнуло, и не успел я понять, что это  взрывпакет, при помощи которого лично мне по приказанию Данилевского  создали «обстановку, приближённую к боевой», как начальник штаба оглушительно рявкнул над моим   ухом:

- Газы!  Рахлин, газы!!! –

и я, не будь дурак  («ужо продемонстрирую ему мою боевую выучку!»), выхватил из висевшего у меня на боку противогаза маску и стал её напяливать себе на физиономию – прямо поверх наушников и очков!  А она, конечно же, не  надевается! И, конечно же, охваченный ревностным желанием проявить свою боеспособность, я не сразу  понял причину такого поведения проклятого противогаза…

Бедняга подполковник чуть не лопнул на месте от хохота!

Долго – несколько часов – продолжался «бой». В один из его моментов подполковник вызвал меня на  открытый воздух:  полюбоваться имитацией ядерного взрыва. Над горизонтом мы увидели вспышку – конечно, не ослепительно яркую, как при настоящем атомном, а – красную, как солнце на закате. Но  образовавшееся на месте взрыва тёмное грибовидное облако было похоже на то, что рисовали в брошюрах и  учебниках. Всё это  очень смахивало на детскую игру, но – в ином масштабе. И, конечно, было совсем не страшно.

Наконец, подполковник приказал:
 
- Передай своему корреспонденту «555»!

То была кодовая фраза отбоя – конца учений или же только данной их части. Вызвав своего  уже знакомого незнакомца, я радостно произнёс эту условную цифру – и в ответ услышал ликующий голос:

- Вас понял: «555»!

Сразу стало понятно: парню смертельно надоело сидеть безотлучно у приёмопередатчика. Совсем так же, как и мне.

От начала активной части учений до окончания «боя» прошли сутки.

Рано я обрадовался:  на том же месте и в той же  машине пришлось просидеть за радиостанцией ещё два дня и две ночи. Где-то наш полк мотало – может быть, он выполнял задачу охраны от опасности с воздуха при погрузке танков на железнодорожные платформы. Зато в казармы все мы вернулись, как пишут в газетах, «усталые, но довольные».

*   *   *
Через несколько дней, как-то вечером, зовёт меня со своей верхней койки Петька Попович:
- Рахлин!  Подь сюды. У меня ЧП…

Сказал – и застеснялся. Жмётся – продолжить не хочет.

- Да в чём дело-то? Говори, раз позвал…

- Та… знаешь… аж стыдно признаться…. У меня… это… блин, мандавошки завелись!

(С некоторых пор мне было известно это не слишком приличное слово, которое он произнёс – и я даже помнил, с каких:  однажды в поезде из Харькова в Москву, когда я, тогда 19-летний юноша, впервые  ехал хлопотать за брошенных в тюрьму родителей, меня полночи донимал  рассказами на всякие сексуальные темы  пожилой (лет за сорок!) попутчик. В частности, рассказал и про лобковых вшей, и даже показал жест, который в годы его службы в армии был принят  среди вояк:  раскрыв ладонь, поджал пальцы и сделал несколько лёгких, но резких хватательных движений, как бы показывая  насекомое, которое  кусает, впивается в кожу. Потом я читал, что главный способ распространения таких паразитов – случайные половые связи).

- Вот тебе раз!  Да где ж ты их подцепил? Уж не в  деревню ли бегал по ночам?

- В том- то и дело, что никуда не бегал, ни  с кем не… Это, знаешь, откуда?  Из бани на маневрах. Я ведь тогда дорвался до мытья – каждый час забегал  водой окатиться. А там хлопцев много, как селёдок в бочке, кто-то, мабуть, и поделился!

Всем нам хорошо была известна  одна характерная фраза, широко употребительная и в армии, и, должно быть, в тюрьме.

- Слышь, друг, - обращается один зэк (или солдат) к другому. Но тот не хочет поддержать беседу и отвечает:

- Какой я тебе друг? Я таких друзей, как ты, полетанью  выводил!

Не помню, кто мне объяснил, а может, я и сам понял из контекста, что полетань – это мазь, которой выводят упомянутых паразитов.  Не знаю, существует ли данное название в фармакопее, но из фразы видно, что мазь против них имеется. Значит, надо обратиться к врачу. Я принялся убеждать товарища  пойти в медсанчасть. И в самом деле, старший врач полка Мищенко оказал Петру помощь скорую и действенную. Своих непрошеных  друзей  Петро быстро вывел. Ни один человек во взводе, кроме меня, так и не узнал ничего. Вам, читатель, первому   открываю великую тайну моего друга – спустя  полвека!

                ----------------
Далее читать главу 34-ю "Барабаны эпохи" http://proza.ru/2011/06/24/1572