Глава 29. Среди долины ровныя

Феликс Рахлин
НА СНИМКЕ:  Река Сейфун (ныне - Раздольная) в районе Чернятинского гарнизона (Октябрьский район Приморского края).

                *     *     *         
Эти записки я пишу без чёткого плана, ведомый лишь услужливой памятью, и каждую главу читаю вслух первому своему критику – жене. Выслушав предыдущую главу, она сказала:

- Во всей твоей повести эта глава – самая слабая. Непонятно, зачем я ехала в такую даль, чем был для тебя мой приезд. Почему он стал для нас обоих таким важным событием. Можно подумать, что служба в армии была для тебя сплошным удовольствием: ах, какие все вокруг тебя были симпатичные, внимательные и добрые, как шли тебе навстречу, как славно и удобно тебе жилось и служилось… Это никуда не годится. Выбрось меня совсем из этой книжки.
 
Наверное, она права. Но я ленив и сентиментален. Переделывать ничего не хочу, а жену выбросить – жаль. Она этого, право, не заслужила. Да, я не написал, зачем она приехала, но разве это и без того не ясно? Да ведь мы молодые были, любили друг друга, а она меня ещё и по-женски жалела.

 Услыхав от меня, что тоскую по жареным блюдам, взяла у хозяев гигантскую – ей-Богу, человек на десять – сковородку и нажарила мне  картошки, так что и до сих пор удивляюсь: как сумел  всё съесть в один присест? В другой раз приготовила яичницу из десяти яиц – я и это умял за милую душу. Так вот для чего отправилась через всю страну в десятидневное путешествие на поезде?! – Ну, да, в том числе и для этого...

Однако на критику надо ответить делом.  Соберу-ка я задним числом в этой очередной главе разные неприятности, трудности да испытания.

Главное из них – одиночество. Парадоксально, но факт: именно в обстановке казармы и строя, когда и  минуты не выдаётся побыть одному, ощущение оторванности от людей, собственной заброшенности, забытости ощущаешь с незнакомой ранее силой и болью.

От гарнизона в сторону села Чернятино и далее на Покровку уходит дорога. Бывало, глядишь на неё с тоской, и в голову лезут мысли о том, что если всё идти да идти по этому убитому шинами гравию, то через месяц или два притопаешь  в Хабаровск. А там – по великой транссибирской магистрали – всё на запад, на запад… Глядишь – через год-полтора и дотащишься до родных мест. А если ещё и в поезд сесть? Ведь совсем быстро можно доехать… Как на краю пропасти или с высокого этажа всегда тянет вниз, в бездну, - так и молодому солдату всё лезут в голову мысли о побеге. И знаешь ведь, что не убежишь, но не думать об этом – не получается, как не удавалось богачу в сказке о Ходже Насреддине не думать про обезьяну.

На  этой дороге весной или в начале лета 1955 года выстроилась колонна отслуживших свой армейский срок американских «Студебеккеров», «демобилизованных» из всех четырёх воинских  частей нашего гарнизона, - десятки машин! Медленно и величественно одна за другой потянулись они в сторону Покровки, а дальше – на станцию железной дороги, где их погрузили  на платформы и повезли в срединные степные районы страны: начиналось освоение целинных и залежных земель, нужен был автотранспорт для вывоза первого урожая…  В поразительно короткий срок, буквально за несколько дней эти полученные в войну по ленд-лизу автомобили были заменены отечественными новенькими ЗИСами и ГАЗами… В те времена советское государство ещё не исчерпало своего могучего ресурса и могло себе позволить столь впечатляющие пертурбации. Но мы не знали ещё, куда направят старую нашу технику, и  я с тоской смотрел на эту  мощную колонну, потому что она  устремилась долой из этого скучного, распостылого гарнизона в ту сторону, куда рвалась и моя душа.

Безысходная  тоска оторванного от родимых мест рекрута – излюбленная тема русской фольклорной лирики. Вспомним  старинную песню:

Среди долины ровныя,
На гладкой высоте,
Цветёт-растёт высокий дуб
В могучей красоте.   

Высокий дуб, развесистый,
Один у всех в глазах,
Стоит, стоит, бедняжечка,
Как рекрут на часах.

Ах,  скучно одинокому
И дереву расти.
Ах, скучно-грустно молодцу
Без милой жизнь вести.

Ни роду нет, ни племени
В чужой мне стороне.
Не ластится любезная
Подруженька ко мне.

Возьмите вы всё золото,
Все почести назад –
Мне родину, мне милую,
Мне милой дайте взгляд!

Сколько раз вспоминалась мне эта трогательная, жалобная песня.  Особенно в томительные часы на одиноком посту где-нибудь возле дальних складов, под равнодушными звёздами, под пекучим ли солнцем, на пронзительном ветру или на лютом морозе.

Климат Приморья – тяжёлый, изматывающий, муссонный. Зима – малоснежная, сухая, морозы в январе могут достигать и сорока градусов, но даже 25-градусные переносятся труднее, чем в Сибири, где очень часто  ветра подолгу  не бывает вовсе. Поэтому прославленные своей морозостойкостью сибиряки у нас страдали от холода сильнее, чем привычные к равнинным ветрам украинцы и русские. Бывало, во время коротких перерывов в занятиях никто так, как именно сибиряки, не спешил заскочить в казарму погреться.  Но не очень-то это удавалось под сводами,  где зимой в спальном помещении температура никогда, даже при растопленных печах,   не бывала выше 12-ти градусов. И вот типичная картина: к печке, кто - спиной, кто -  грудью, прислонились несколько солдат, расставив руки, как будто распятые, вжимаясь в  тёплую стенку. Как правило, это сибиряки! «Сибиряк без печки не живёт!» - такова одна из самых употребительных в армии пословиц.

Дрожь, бывало, бьёт целый день – от неё не спасёшься, и единственный способ борьбы с холодом – движение. Я, правда, открыл ещё один источник сохранения  тепла: живительную силу горячего чая. Опытным путём обнаружил: если утром, во время завтрака, напился чаю, насколько возможно, близкого к температуре кипятка – потом целый день будешь мёрзнуть гораздо меньше, чем после чая едва-едва тёпленького… Так же и на ночь, после ужина: добудешь чай горячий – не закоченеешь во сне. Поэтому я не ленился бегать со своей кружкой по огромной столовой в поисках только что наполненного, не успевшего остыть чайника.

Множество занятий проходило на улице, под открытым небом. Особенно донимала нас всех строевая подготовка. Мороз, сумасшедший ветер, дующий всегда в одном и том же направлении:  летом – со стороны океана, зимой – с гор Китая. А командир, иной раз по долгу службы, а то и от собственной властолюбивой вредности, медлит с командой «Опустить клапана!» (то есть наушники шапки-ушанки из искусственного «рыбьего» меха), - но и ладошкой не прикроешь замёрзшие уши, щёки, нос, и не отвернёшься от злого ветра  - стой и терпи: «Строй – святое место для солдата!»

А мороз, несмотря на две навёрнутые на каждую ступню тёплые портянки, быстро сковывает пальцы на ногах. И ведь не потанцуешь, как танцуют горожане на остановках в ожидании трамвая... Ах ты ж божечки, ну сколько ещё так стоять?!

Земля, не прикрытая снегом, вся растрескалась от лютой стужи. Трещины на ней шириною чуть ли не в ладонь! И лёд на Сейфуне – не такой, к какому привыкли  на Украине и в большинстве районов России: здесь никакого на нём снега, а ледостав проходил во время сильнейшего ветра, гнавшего по реке большую волну. Вот так и намёрзло языками, любители покататься на коньках не могут себе выбрать в воскресенье даже небольшую гладкую площадку. А толща льда от сильного мороза чуть ли не метровая, и весь лёд – зеленоватый, полупрозрачный… Побродишь немного – и в казарму заспешишь: распластаться у печки, как последний сибиряк!

Но вот оно – лето красное... Первая его половина – относительно сухая, и очень скоро сопки, зазеленевшие было по весне,  рыжеют, пейзаж становится унылым и однообразным..  Часто раздаётся команда: «Тревога – пожар!»   - и мы бежим куда-то на сопку: затаптывать пламя собственными сапогами. Разворачивается бесчисленное множество земляных работ: там надо копать овощехранилище,  здесь – строить каптёрку, а то вдруг садимся в кузов бортовой машины и едем куда-то  километров за пять или десять. Выгрузившись вместе с шанцевым инструментом – бегом на сопку, и там, «на гладкой высоте», едва отдышавшись, принимаемся за рытьё котлована под большой блиндаж: здесь будет командный пункт маршала Малиновского на каких-то больших учениях. Грунт в Приморье всегда для рытья очень сложный: весь  из гравия, а то и сплошных  базальтов. Главные орудия труда – ломик и кайло, совковая лопата, а порой и динамит.

Как-то решил я схитрить. Во время развода на хозяйственные работы  майор – начпохоз полка спросил, кто умеет малярничать, и я вызвался. Какой-то опыт у меня и в самом деле был: в школе, которую после войны ученики ремонтировали собственными силами, работал в малярной бригаде. Ну, думаю, дело нехитрое, и всё же полегче, чем на строительстве овощехранилища.  Напрасно я так думал. Оказалось, что красить надо в казарме панели, а краска – на дихлорэтане: растворителе очень токсичном, попросту сказать – ядовитом. Да притом и летучем, быстросохнущем.

- Работать только в противогазе! – приказал майор. – В четвёртой батарее один уже от этой краски угорел, чуть Богу душу не отдал. Я за вас отвечать не намерен. Слышишь? Я предупредил! Повторить приказание!

- Красить только в противогазе… - повторил я упавшим голосом. Перспектива мне совсем не улыбалась: стояла жара градусов за тридцать – в резиновой маске умаешься… Но пути назад не было: сам напросился в маляры!

- Смотри: приду – проверю! Увижу, что красишь без противогаза – посажу на губу, так и знай! – ещё раз предупредил майор. Я вздохнул, напялил на лицо противогазовую маску (благо, прошёл в ней проверку в «камере окуривания»), отлил из большой канистры немного краски в консервную баночку – и принялся за работу.

Главная трудность задачи стала мне ясна уже в первые мгновения. Краска высыхала моментально – надо было её энергично  растирать, пока она не высохла ни под кистью, ни на самой кисточке. Я моментально взмок. Лицо покрылось потом, дышать стало трудно, то и дело приходилось выскакивать на свежий воздух и уже там, сняв маску, отдыхать в тенёчке. Дело двигалось медленно. То и дело я подливал в банку новые порции из канистры, под кистью всё время обнаруживались изъяны, незакрашенные места. Я клал на одно и то же место слой за слоем – и всё равно оставались проплешины. Впоследствии, поработав на машиностроительном заводе, где подобной краской  красили танки и тепловозы, я узнал, что делается это  при помощи специальных пульверизаторов, вручную же красить – одно мучение… Вот я и мучился. И каждые десять минут был вынужден подливать краску из канистры…

Часа через два появился майор. Я за всё это время не успел выкрасить даже одну стенку в маленьком коридорчике.Но помпохоза слабый темп моей работы  ничуть не смутил. Он благосклонно осмотрел  свежевыкрашенную панель.

- Во-о-о!  Хо-ро-шо-о-о! – протянул, проокал он. – Ты и в самом деле мастер! Мо-ло-ток!
- Служу Советскому Союзу! – провыл я из-под противогаза.
 
- Ну, а краски-то много уходит? – поинтересовался  майор. И, открыв горловину посудины, чуть наклонил её над моей баночкой. Но оттуда и не закапало. Майор наклонил больше, потом ещё больше… Краски почти не было! Майор посмотрел на меня диким взглядом, я – через окуляры маски – так же точно на него…

- Ка-а-ак? – рявкнул майор. – Неужели всю краску смылил?!  Да где ж я тебе  столько возьму?  Советскому Союзу он служит… Да тебе только волю дай – ты всю страну без краски оставишь… А ну, убирайся отсюда к такой-то матери! (Майор точно сказал – к какой). Чтоб я тебя в казарме не видел!  Ма-а-астер, называется!

 Назавтра я уже орудовал киркой на копке котлована под «овощегноилище», как шутили наши юмористы…

Вернусь к первым дням службы. В один из них нас послали копать ямки под столбики  для ремонта ограждения вокруг топливного склада. Я мужественно  единоборствовал  с не поддающейся моему искусству землекопа штыковой лопатой, когда к нам  приблизился какой-то одетый во всё гражданское не слишком молодой мужчина.

- Ты кем на гражданке был? – вдруг спросил он меня, сверкнув золотыми коронками.

- Учителем...

- Оно и видно! – засмеялся незнакомец. – Кто ж так лопату держит? Дай покажу!

Показал. И. тронутый , по-видимому, моим смущением, подбодрил: - Да ты не тушуйся: научишься!

Оказалось, он служит инженером, вольнонаёмным, надзирает за коммунальным хозяйством гарнизона. Позже мы не раз с ним встречались, однажды он даже зазвал меня к себе домой, в какую-то неописуемую хибару, где он жил одиноко и где иногда писал дневник  своей холостяцкой жизни,  выдержки из которого принялся мне зачитывать:

«…Вчера приходила ко мне Машка…»

На этом пристойная часть текста завершалась.

И вот теперь, когда я долбил киркой кремнистый грунт на месте будущего овощного склада, вдруг услышал за спиной одобрительный возглас:

- Вот! Я же говорил: научишься! Смотри, как здорово получается...

Что да, то да: чему-то меня армия всё-таки научила. И прежде всего – терпению и умению следить за собой,   не распускаться, не раскисать. Особенно это важно  было зимой во время учений.
    
Как-то раз в разгаре зимы, после многочасового колёсного марша, мы ночью, в полной тьме, остановились посреди заснеженного поля и, по приказу командира, стали прямо на снегу, на промёрзлой земле, устанавливать палатки для ночлега. Быстро справившись с этим несложным делом, поставили в центре своей палатки  чугунную печку, вывели наружу трубу через отверстие в металлическом листе, вставленном  в свод палаточного полотна – и помкомвзвода Крюков скомандовал:

- Кто доброволец: всю ночь  за печкой присматривать?  Назавтра дам ему  отоспаться: все уйдут на станцию - технику  грузить на платформы, а он будет отдыхать!

Мгновенно у меня пронеслось в мозгу: ночь перемучаюсь, может, и передремлю потихоньку, зато утром  останусь в палатке, и тулуп  (один на весь взвод!) будет в моём распоряжении: завернусь в него – и высплюсь на славу!

- Я! – вырвалось из моих уст...  Ребята  повалились на мёрзлую землю и уснули, как убитые, я же присел к печурке, стал подсыпать в неё уголька…  Но уже через две минуты заметил: печка почему-то накренилась на одну сторону… Присветив огоньком, быстро обнаружил причину: под раскалившейся «буржуйкой» земля подтаяла  - и постепенно превращалась в жиденькую кашицу….  Оказывается, мы расположились… на болоте!

Но не будить же мне было измотавшихся товарищей. Пришлось целую ночь то и дело выправлять крен проклятой печки, подкладывая под неё деревянные чурки то с одной, то с другой стороны. Намучился, ухайдакался вконец. Зато расчёт мой полностью оправдался:  утром все ушли, а я, подстелив под себя на мёрзлую землю всё, что только можно было, и напялив на себя тулуп, уснул сном праведника.

На одном из привалов,  в конце  дня, мы вдруг услыхали  близкие выстрелы. Вскоре стала ясна причина – тревожная  и, может быть, даже трагическая. Дело было возле какой-то железнодорожной станции, рядом располагался склад боеприпасов, охраняемый солдатом с винтовкой – обыкновенной русской трёхлинейкой  образца «дробь забытого года». Во многих частях  ещё была в то время на  вооружении и эта устаревшая техника.  В непосредственной близости от склада загорелся жилой дом и сарай. Часовой, как и положено, принялся вызывать подмогу. По-видимому, средств сигнализации на  складе не было, и он стал палить в воздух. Уйти с поста он права не имел,  тушить пожар… так ведь на охраняемом  объекте пожара пока что не было! Но если ветер подует в эту сторону, то недалеко до беды…
Пламя пожара озаряло вечернюю полутьму, часовой всаживал в небо выстрел за выстрелом, но никто не спешил тушить огонь. Наблюдая за происшествием, разыгравшимся в непосредственной близости от нас,  мы были готовы к тому, что сейчас наш «батя» (командир  полка Якимов) отправит нас на помощь солдату, на спасение склада…

Однако вместо этого последовала команда: сниматься с привала, садиться по машинам и уезжать поскорее прочь!

Со временем, хорошенько поразмыслив, мы поняли: подполковник был прав. Не зная обстановки, он мог погубить собственный полк: и людей, и технику.  А удалось бы или не удалось помочь спасти склад другой части – это ещё вопрос.

Так и не знаю, чем закончилось ЧП: мы уехали от греха подальше!  И как раз тогда произошёл со мною вот какой драматичный случай.

В распоряжении командира полка была специально оборудованная  штабная машина с будкой, внутри которой имелся удобный, во всю её ширину, топчан, на котором лежал широкий матрац, застеленный одеялами. То была спальня на колёсах, с отоплением и электрическим освещением.

И вот в этот-то рай усадил меня начальник разведки полка майор Емельянов, дав мне в руки большой трёхлитровый чайник, почти до краю заполненный горячим свежезаваренным чаем.
- Держи крепкО, чтобы не расплескать, - своей нижневолжской, на «о», скороговоркой приказал майор. – Батя любит на марше пОбалОваться  чайком, но терпеть не может ОстылОгО!  Заглянет – нальёшь ему в кружку. Тут и сахар уже разведён. ТвОя задача – сОхранить и угОстить. Понял? Ну, старайся!

Я прикрыл изнутри дверь будки, сел на табурет, держа чайник на весу, машина тронулась с места. Уже в следующую минуту мне стало ясно, что сохранить содержимое чайника не удастся. По грунтовой дороге Приморья, да притом и зимней, машину трясло и бросало из стороны  в сторону так, что я и сам еле удерживался на табурете, норовившем вырваться из-под моего зада, чай выплёскивался и через верх, и через носик мне на сапоги, на пол машины… Несколько раз колонна останавливалась, один раз в машину заглянул майор:

- Ну, как ты здесь?
- Товарищ майор, полчайника выплеснулось, бросает сильно…
- Но-но, ты гляди у меня! – весело прикрикнул майор. Он ушёл, колонна двинулась дальше. Чай остыл, да и осталось его на самом донышке… «Батя» всё не появлялся. Я поставил чайник на пол – и завалился спать на ложе командира полка! Прекрасно провёл остаток ночи, а подполковник так и не пришёл: весь марш провёл в своём командирском «газике».
…………………………………………………………………………..
…Ну, что поделаешь: даже о пережитых трудностях не могу рассказать, не вспомнив смешных положений, в которые то и дело ставила меня судьба.
Стужа, усталость, боль – всё это теперь не опишешь, да и кому интересно? Но ведь всё это было, было… Например, всю службу меня, как и многих однополчан, одолевали ужасные фурункулы, - говоря по-русски, чирьи. С болючим чирьем на заду – не велико удовольствие кататься дни и ночи напролёт по тряским дорогам, да притом и поддерживать радиосвязь с батареями, другими частями, выполнять вводные команды начальства. Несколько раз пришлось лежать в медсанбате, один раз мне оперировали флегмону, другой раз – карбункул на шее, на самом горле…

А всё равно не могу настроить себя на жалобный, минорный лад. Армия запомнилась в ярких, цветастых красках, в бодром, жизнелюбивом свете...

Свете молодости!   
                -------------

Далее читать "главу 30-ю "Частная жизнь" http://proza.ru/2013/03/05/1175