Право на ошибку. Глава 2. Чему учить школьников

Лариса Молчанова
   Наутро не могла вспомнить что-то очень важное.Воскресенье прошло в домашних заботах.
Вечером,готовясь к урокам,Валентина Ильинична просматривала контрольные,выписывала типичные
ошибки,чтобы правильно организовать работу на уроке.Учитель горбатится по ночам,выковыривая
эти проклятые ошибки,портит зрение,нервы,а дети пишут себе,как придется.Они,да и все вокруг,уверены,что исправлять их ошибки - учительская забота.Разве это справедливо?Какими
они вырастут,легкомысленно относясь к результатам своего труда? Я насорил,а ты убирай?
Ведь ошибки - тот же мусор.Они уродуют слова.Надо учить детей учиться!Вот то важное,что
она не могла вспомнить утром.Но пока это только идея и не новая.Просто Валентина Ильинична
раньше не воспринимала этот призыв к учителям.Осознание вызвано необходимостью. С чего
начать?С отношения?Важен не только человек,но и его отношение к себе,к своему труду.
   Что значит научить учиться?И как этому научить? Надо самой уметь.Конечно,человеку
нужна мотивация.Тем более ребенку.Детям важно конкретно знать,для чего они будут выполнять
то или иное задание,какого результата достигнут,если не просто выполнят его,а отлично.
И только отлично!Валентина Ильинична не выносила сбивчивого и безразличного чтения стихов,
считала это чуть ли не преступлением,вызывала провинившегося вновь и вновь,и,когда,наконец,
была довольна,ставила высшую оценку.Зато ее ребята запоминали стихи навсегда,и в минуту
отдыха на любом уроке любой мог выйти и к всеобщей радости продекламировать стихотворение
по заказу класса.
   Так...Что значит уметь учиться?Например,математике? Внимательно вчитаться в задание.
Для этого надо хорошо читать,видеть слова.Иногда ребенок почему-то не видит слово.А оно
может быть ключевым для понимания задачи.И если он решает сам,то ошибка неизбежна даже при
хорошей технике вычисления.Уважение к слову помогает и в математике,и при письме.Научить
детей ценить слово.Мы проверяем технику чтения:сколько слов в минуту.Не это главное.
Эмоциональное,выразительное чтение приносит наслаждение и чтецу,и слушателям,растит души.
   Валентина Ильинична и раньше пыталась учить этому ребят,но,видимо,непоследовательно,
время от времени.Надо все хорошенько обдумать,проанализировать то,что я умею и отбросить
лишнее,неэффективное. Будет чем заняться на каникулах.