Эпизод обороны Севастополя. Взорванный госпиталь

Юрий Лазин
Мой учитель, Иван Семёнович Сиренко, рассказал мне о том, чего я не могу забыть. Случилось это не в годы моей школьной учёбы, а позже, когда я сам стал преподавать в школе, которую окончил. Иван Семёнович к тому времени был на заслуженной пенсии, но я навещал его. С ним интересно было беседовать. Он очень многое повидал. Но из всего рассказанного в память мне врезалось именно  свидетельство о трагедии в Инкермане.

Иван Семёнович участвовал в обороне Севастополя. Был лётчиком. Поскольку он плена и концлагеря не избежал, то заслуженные им награды (медали "За отвагу" и "За оборону Севастополя") нашли его только в 1989 году. Зато с 1945 по 1959 он сменил немецкий концлагерь на советский. Об этом он в шутку говорил, что так и не понял, кто у кого этому делу научился. "Мы у немцев, или немцы у нас?"  Но один сюжет не вязался с логикой. Иван Семёнович рассказал о том, что в севастопольском Инкермане, незадолго до последнего штурма немцев, наши сами взорвали госпиталь с ранеными. Это была большая пещера, в которой находилось около десяти  тысяч человек. В Инкермане  было несколько таких пещер и они существуют до сих пор. В некоторых из них, во время войны, размещались цеха по производству мин и гранат. Преимуществом этих пещер было то, что они были недоступны для немецкой артиллерии и авиации. Слишком толстые природные своды. Я тогда ещё подумал: «Какой смысл нашим  взрывать госпиталь?» Не поверил я тогда рассказу, но из вежливости промолчал. Не сказал о своих сомнениях. Может быть, не промолчи я тогда, получил бы какие-то разъяснения. Но я промолчал. А Иван Семёнович добавил: "Вот будешь в Севастополе, найди Инкерман. Возможно ты сам поймёшь, где взорванная пещера. Спроси тогда у людей, что в этом месте?"

    Спустя несколько лет, в одном из номеров знаменитого «Огонька» выпущенного к юбилею  героической обороны Севастополя я прочитал статью, в которой приводились цитаты из дневника одного из немецких генералов, руководивших осадой Севастополя. Он, в частности, писал о том, что советские воинские части, которые прикрывали погрузку на корабли и  отход  других частей, получили приказ прорываться в горы, к крымским партизанам. Эту информацию немцы получили от пленных советских солдат. До сих пор в памяти фраза: «Они шли под кинжальный огонь наших пулемётов густыми цепями. Медсестры тащили на себе раненых». То есть шли в атаку зная, что вернуться назад не придётся. Что такое кинжальный огонь? Пулемёт МГ стоявший на вооружении у вермахта в те годы  делает 1200 выстрелов в минуту, ну или 20 выстрелов в секунду.  Это оружие настолько эффективно, что до сих пор стоит на вооружении у Бундесвера. Вот на эти пулемёты наши солдаты были отправлены в последнюю атаку без артподготовки и какого бы то ни было шанса на успех. Эта атака захлебнулась и оставшиеся в живых отступали под ударами немцев до самого моря. Пока было куда отступать. Тайно вывезя из Севастополя всё воинское руководство и прекратив туда поставки продовольствия и оружия, наше верховное командование бросило на произвол судьбы героический гарнизон. Потом их бросили в заведомо безнадёжную атаку. На смерть. Может нет ничего удивительного в том, что госпиталь с ранеными был взорван?


Прочитав статью, я вспомнил о знаменитом приказе 227 «ни шагу назад». Я подумал, может быть, всё случилось именно так потому, что был издан такой приказ? Но приказ 227 был издан 28 июля 1942 года, а оборона Севастополя окончилась 9 июля. Что стало причиной принятия командованием  решения о взрыве госпиталя? Какие-то приказы ставки главнокомандования, которое  готовило к исполнению приказ 227? Может быть, это связано с отказом Сталина от услуг Красного креста, который полученные от правительств средства должен был тратить на обеспечение пленных солдат предметами первой необходимости, осуществляя  контроль за численностью пленных, их состоянием и количеством погибших в плену? Известно, что Сталин заявил, что у нас нет пленных солдат. Есть предатели. Не  хотелось тратить деньги на пленных сограждан. Так, или иначе, но этот вопрос до сих пор остался неясным для меня. Могло ли такое случиться во время сдачи Севастополя немцам? Если такое случилось, то почему?

 Согласно статистическим данным, в  плен к немцам попало около 30 тысяч раненых защитников Севастополя.