Глава 10. СтрашноГо ничеГо нет!

Феликс Рахлин
НА СНИМКЕ: мой лучший в течение всей службы друг Михай Манеску в день принятия присяги. Мой точно такой же снимок пропал куда-то... Фотографировались на фоне не знамени, а - байкового одеяла...

                *       *       *
Вся предварительная часть, пропедевтика солдатской службы завершалась в Советской Армии принятием присяги. Лишь после этой торжественной и значительной  церемонии солдат считался полноценным и полноправным настолько, что  ему могли доверить  несение караульной службы.

Однако перед присягой необходимо было на «огневом рубеже» - на стрельбище -  выполнить (пусть и  не уложившись в норматив) определённое упражнение в стрельбе. Да-да, попасть в цель  не считалось обязательным – достаточно было из личного оружия отправить все пули даже в «молоко» мишени (то есть в её белую часть), а то и просто попасть в белый свет, как в копеечку. Но результаты стрельб каждого подразделения и любого отдельного  новобранца всё же обсуждались, оценивались и как-то отражались на индивидуальной и коллективной репутации.

Есть приевшийся термин: вооружённые силы государства. Воспринимается как отвлечённый, но на самом деле он весьма конкретен. Вот я. например, был вполне осязаемой вооружённой силой – у меня на вооружении состоял автомат Калашникова № КВ 5263.

Своё личное оружие я сразу же полюбил. Меня и сейчас восхищает гениальная простота его конструкции, остроумный принцип действия: если правильно помню, каждый следующий выстрел производится энергией предыдущего – автомат перезаряжается  давлением газов, образовавшихся при сгорании пороха в предыдущем патроне. Сейчас этот автомат состоит на  вооружении более чем ста армий мира. А в то время  (1954) он в Советской Армии считался секретным, патроны нам выдавали по строгому счёту и после стрельб требовали возврата всех гильз. Если хотя бы одной не доставало, всё подразделение (взвод, рота, батарея) должно было хоть до ночи искать и найти пропажу. Потому что секретным был и сам патрон.

Думаю, то была обыкновенная советская дурь, рассказов о которой  немало в моей повести. Ещё большей дурью оказалась последующая помощь СССР врагам  Израиля, в результате которой они оказались до зубов вооружёнными – в том числе и «Калашами». Советский  Союз это не спасло, Израиль не погубило, а сколько русских убито из таких же вот «Калашей» - вряд ли кто подсчитает…

Но что оружие прекрасное, точное, «само в цель попадает» - так это факт.
Мне до армии ни из какого оружия, кроме «воздушки» (пневморужья), стрелять не приходилось. В школе, когда ходили в тир, я как раз болел. Потому  о своих возможностях в стрелковом спорте не знал ничего.  Из того, что когда-то в детстве навскидку убил из пневматического ружья птичку, не сделал никакого вывода. И перед первыми стрельбами из личного оружия немало волновался. Но ещё больше волновался за меня наш взводный -  лейтенант  Андрусенко.

Это был типичный бравый служака. Ему нравилось командовать, обучать солдат, тянуться перед старшими начальниками, получать благодарности… Как пословицу, повторял он (произнося в окончаниях –ого, -его согласный звук как русское “г”):  «СтрашноГо  ничеГо нет». Ревностно относился к выполнению уставов – например. как и предусмотрено в одном из них -  ни к кому из подчинённых не обращался на «ты» и очень болел за честь своего взвода. Перед выходом на стрельбище  я вызывал у него особую тревогу, так как стрелять должен был в очках.  Успех мой нам обоим казался делом весьма сомнительным. Всё-таки он делал, что мог: на предварительных занятиях  уделял мне повышенное внимание, учил правильно целиться, не  заваливая мушку набок, плавно спуская курок. То и дело меня ободрял:  «Всё будет хОрОшо, Рахлин, ничеГо  страшноГо  нет!», но по выражению его глаз я видел: он вовсе во мне не уверен.

На стрельбище нам ещё раз объяснили особенности упражнения - оно состоит в том, что сначала даётся проба: три одиночных выстрела. Если хоть одним попадёшь в неподвижную. мишень, то получаешь шесть патронов для стрельбы по мишеням появляющимся. Но надо при этом стрелять  тремя очередями – не меньше и не больше, и лишь одно из этих  нажатий на спусковой крючок (не припомню за давностью:  первое  или третье) может  иметь итогом  одиночный выстрел.. При выполнении этого условия зачёт считается сданным, если в мишень  попала  хотя бы одна из этих шести пуль.

Меня обуял необыкновенный азарт. Но я взял себя в руки, понимая, что не должен дёргаться и паниковать.

Стрельба в зачётном упражнении  ведётся по мишеням «появляющимся». Это значит, что каждую из мишеней, представляющих собой тёмный силуэт человеческой  головы, держит на палке  укрывшийся  в  окопе солдат. Мишени обращены ребром к стреляющему и потому не видны. По общей команде солдаты в окопе поворачивают мишень к фронту стрельбы на какое-то очень малое количество секунд – и по другой команде опять их ставят  ребром. За эти-то секунды ты и должен выстрелить  согласно описанной схеме.

Отстреляв (из положения лёжа) по три одиночных пробных патрона, мы по команде вместе с Андрусенко и ещё одним-двумя офицерами устремились к мишеням. К моему неописуемому удивлению, моя была поражена двумя пулями из трёх. Андрусенко от удивления присвистнул:
- Рахлин, да вам очки не мешают, а помогают! Говорил же я: страшноГо ничеГо нет!
Я повеселел, но… главное (стрельба очередями) впереди. На примере товарищей я уже знал: не у каждого получается разделить стрельбу на предписанные «порции». Некоторые вообще так волновались, что во время стрельбы зажмуривали глаза!

Нет, мне нельзя дать маху. Плохо отстреляюсь – непременно ведь кто-нибудь скажет: «Это тебе не  Ташкент защищать!» Я постарался учесть все указания, которые получил во время тренировок. Вроде бы получилось! Следует команда: «К мишеням!» Офицеры считают  не отмеченные раньше мелом, то есть новые, уже только мои, пробоины на моей мишени. Я поразил цель ЧЕТЫРЬМЯ  пулями: более чем отлично!

- Рахлин, да вы на «шестёрку» отстрелялись! – шутит Андрусенко. Он чрезвычайно мною доволен: такого результата, оказывается, не достиг  никто из нашего пополнения.
Это был триумф. Я и позже стрелял уверенно, но такого блестящего результата больше ни разу не добился. А много позднее, на офицерских сборах, при стрельбе из пистолета  все пули всадил в «молоко».

Вывод: не надо хвастаться.

Далее читать главу 11-ю "Физо" http://proza.ru/2011/06/23/1288