Глава 2. Квартирьеры

Феликс Рахлин
На снимке: автор-допризывник, студент пединститута. 1953, Харьков.


Бог шельму метит. В книге 3-й  моих записок  (см. сборник «В стране Гергесинской») есть  невыдуманный рассказ  «Гроза и Буря».  Там  речь о том, как после ареста родителей меня и бабушку выгнали из квартиры. В результате шантажа, проведенного, по поручению  начальства, юристом домоуправления Бурей  и  управдомом Грозой, нас с бабушкой и сестрой  выселили из ведомственного дома и переселили всех троих в одну    комнатку – крошечную, зато принадлежащую горсовету. Потеряв  в размере жилплощади, мы зато обрели бОльшую уверенность в незыблемости своих прав на жильё: теперь мы ни от какого ведомства не зависели.

Но, взявшись на воинский учёт в новом, по месту жительства, военкомате, я опять попал в распоряжение  человека с не менее значащей, чем Гроза и Буря, фамилией: 2-й частью, то есть призывом молодёжи в армию, здесь ведал майор Охапкин!

Однако меня ухватить в свои объятия  ему  долго  не удавалось, хотя с некоторых пор он возмечтал об этом. А получилось так. После двух лет работы по распределению мою сестру дальний Красноградский районный отдел народного образования   согласился уволить, и она поселилась с нами в Харькове. Вскоре устроилась работать учительницей в вечернюю школу  возле Тракторного завода. С нашей Лермонтовской улицы трамваем туда ехать надо было трамваем часа полтора, если не дольше. Вскоре она вышла замуж, муж перебрался к ней,  бабушку забрала в Москву её дочь, а  меня на некоторое время приютили родственники.

Муж сестры работал на заводе – примерно  в половине пути до тракторного, и молодые супруги, с моего согласия, решили поискать для обмена жильё где-нибудь поближе к их работе.  На этом, как ожидалось, можно было бы выиграть дополнительные квадратные метры, потому что Лермонтовская находится вблизи от центра города, а ХТЗ (тракторный завод) – у чёрта на куличках. Кто-нибудь с тамошней окраины охотно отдаст своё более просторное жильё за уютную комнатку в хорошем районе…

Вот такие мы строили химеры – и, как сперва показалось, не напрасно. Едва лишь сестра повесила где-то в посёлке ХТЗ объявление, как назавтра же явился желающий поменяться. Это был какой-то лейтенантик, живший с семьёй как раз в посёлке тракторного завода, а служивший где-то неподалёку от нас. То есть всё сходилось: ему удобнее – сюда, а нам (по крайней мере, сестре с мужем) – туда…

Не сходился лишь пустяк: менять лейтенанту было решительно нечего – квартиру он снимал у частных хозяев… На языке квартирной биржи (существовавшей, конечно же, лишь неофициально) это был несерьёзный партнёр. Дело рассыпалось, не успев склеиться.

Но вот к осени 1953 года, после прихода к власти Хрущёва, обнаружилось, что  «самое передовое в мире» сталинское сельское хозяйство – в жутком прорыве, и спасать его, в числе тысяч молодых специалистов, направили молодого мужа моей сестры. Они с маленьким ребёнком уехали в Сумскую область, а я вернулся на Лермонтовскую, пригласив для компании приятеля-студента. Сам-то я тоже учился, но – вечером, а днём работал: чтецом-секретарём у слепого аспиранта кафедры философии университета – прямо у него на дому.

Вот там-то, в квартире молодого философа,  и  раздался однажды тот  телефонный звонок.  Звонили мне.

- Здравствуйте, товарищ Рахлин, - сказал мне мужской голос. –  Вы меня знаете: я ваш управдом Чуняк с Лермонтовской улицы (фамилия изменена). Мы не могли бы сейчас встретиться – в ваших же интересах? Если можете – подойдите сейчас в 22-е почтовое отделение: вам недалеко, а я здесь вас уже жду.

Крайне заинтригованный, отпрашиваюсь у своего патрона  и быстрым шагом направляюсь к почте, вспоминая по дороге облик нашего управдома. В памяти забрезжило что-то рыжеватое, лысоватое, еврееватое….

Вот и сам Чуняк – действительно, рыжий еврей, очень деловой. Сразу же и приступает к делу.

Ему, Чуняку, известно, что меня должны призвать в армию. И он, Чуняк, хотел бы мне помочь. Ведь, не правда ли, мне, Рахлину, не помешает, если к возвращению из армии меня будет ждать кругленькая сумма  на сберегательной книжке. Для этого мне нужно лишь согласиться прописать в своей комнате одного человека, который и жить-то в ней не будет, пока меня не призовут.

- А потом? – спросил я.
\
- Ну, потом, конечно, поселится. Но ведь вас в квартире уже не будет, так не всё ли вам равно?

- И сколько же я за это получу?

- Пять тысяч рублей, - сказал Чуняк важно и торжественно. Это был грабёж. Напомню: 5000 рублей в 1953 году  означали столько же, примерно, сколько в 1961-м  будут значить 500… Нахал предлагал мне за 10-метровую комнату чисто символические отступные.

- А куда же я вернусь после демобилизации? – задал я, может быть, глупый, но законный вопрос. Управдом тут же и «успокоил»:

- Зато у вас будут  пять тысяч!

Мне было ясно: если я пойду на такую сделку – подобного мне дурака для обратной операции найти будет невозможно.

- Нет, - заявил я решительно. – А вдруг вернутся мои родители? Где им жить?
Чуняк взглянул на меня, как на сумасшедшего:

- Но ведь оба они сидят по 58-й статье, и прошло только  три года из десяти, – сказал он, обнаруживая завидное знание  конкретных обстоятельств. – Да ведь с такой статьёй им в Харькове и жить-то нельзя…

Казалось, он прав. Но в мою душу уже прокралась надежда. Её питали небывалые прежде события: в апреле – неожиданное освобождение врачей-мучеников, с полной и гласной реабилитацией, фактическое обнародование факта их пыток на следствии; в мае – массовая амнистия, под которую даже 58-я статья подпала, но лишь те, кто по ней были осуждены на сроки не больше 5-и лет; в июле – арест главы тайной советской полиции – самого Лаврентия  Берия… Слова управдома, этого рядового стервятника, легли поперёк моей робкой надежды, и я не шутя разозлился.

- Нет и нет! – сказал я упрямо. – Мне это не подходит.   

- Ну, смотрите, - сказал он уже в тоне угрозы. – Как бы вовсе не потеряли право на комнату. Сестра выписана. У вашего жильца-студента прописка временная. Комната  за призванным бронируется  только на  первые два года  службы, а вам служить – не меньше трёх…

- Сдам на звание младшего лейтенанта и вернусь после двух лет службы, - сказал я. – У меня ведь среднее образование.

Я говорил тоном самоуверенным, но в душе моей царило смятение. Правда, опыт показывал, что до сих пор меня от призыва явно спасало «пятно» в анкете. Уже был случай, когда  я чуть было не отправился служить в Германию – в советские оккупационные войска. Бдительная «мандатная комиссия  меня туда не пустила. Но долго ли будет в силе благодатный для меня фактор  перестраховки?

Через некоторое время просле встречи с Чуняком меня снова вызвали в военкомат, я прошёл комиссию, куда явился, как было положено, остриженным  «под нуль», получил предписание на отправку, распрощался со своим незрячим патроном, рассчитался  с институтом, в котором учился.  Вечером меня вдрызг пропили друзья и подружки. Наутро явился в военкомат, готовый следовать в армию.

Команду новобранцев выстроили во дворе райвоенкомата, после чего к нам вышел майор Охапкин – коренастый, кривоногий, а главное – наглый, как большинство работников советских военкоматов. Гаркнул:

- Р-р-р-равняйсь!  Сырр-рна!

А потом… выкрикнув мою фамилию, приказал мне выйти из строя, остальным же скомандовал «Правое плечо вперёд – марш»! – и они были уведены каким-то офицером к трамваю: действительно, на отправку. Мне же майор приказал следовать за ним –  в его 2-ю часть.
Там он, на удивление вежливо, пригласил меня сесть. Помещение представляло собой небольшую комнатку с двумя-тремя казёнными письменными столами. За одним из них уселся сам майор, за другим же сидел ещё один офицер, в котором я с удивлением узнал того самого лейтенанта, «несерьёзного» обменщика, который приходил к нам по объявлению.

Вся подлейшая взяткодательская цепочка мгновенно стала мне ясна: этот лейтенант, помогающий ему майор, «заботливый»  управдом… И – я сам, от которого все они зависели  (или, всё же, я – от них?) Наверное, призвать меня было – хотя и нельзя, но всё-таки можно. За моё согласие  прописать лейтенанта они готовы были бы рискнуть – и «не заметить» пятно в моей анкете. Разумеется, управдом рассчитывал на хорошие комиссионные. Но я не оправдал надежд… Теперь Охапкин произвёл ещё одну – последнюю! -  попытку.
Отпетый грубиян и матерщинник, он на этот раз был мягок и сердечен.

- Познакомься: лейтенант Иванов.

Иванов, как две капли воды похожий на любого представителя этой могучей фамилии, с энтузиазмом и симпатией пожал мне руку.

- Знаешь, Рахлин, мы с тобой хотим поговорить по-хорошему, - мягко и проникновенно сказал Охапкин. – Всё равно ведь мы тебя рано или поздно призовём. И ты всё равно потеряешь комнату. Там, удастся или не удастся тебе сдать на младшего лейтенанта и досрочно уволиться в запас – это б-о-о-льшой вопрос. Но даже если удастся – в два года со дня призыва ты не уложишься, и комнату у тебя заберут. Так почему бы не договориться? Вот – он  (Охапкин кивнул в сторону Иванова) – он тебе неплохо заплатит, так ведь хоть деньги у тебя будут, когда вернёшься.  Ты знаешь, как он мучается? Каждый день встаёт ни свет ни заря, по полтора-два часа трясётся в трамвае в каждый конец, в вагоне – давка, на остановке ждать приходится подолгу: летом – в жару,  зимой – в мороз  трескучий, а у него – семья, ребёнок маленький…

Мне предлагалось пожалеть Иванова и продать ему право жить  в государственной комнате. Но – судите меня, люди! – я остался глух и жесток к чужой беде.

Нет! – ответил я своим сердечным друзьям. - Пойти на такое не могу. А вдруг, только лишь уеду, вернутся мои родители? Пока что им есть где поселиться, а ведь вы, товарищ лейтенант, их к себе не впустите…

Не впустит. Крыть им было нечем.  Охапкин вздохнул – и молча вернул мне паспорт и  приписное  свидетельство, пришлёпнув ещё один штампик «До особого…» Видно, за «просто так» он закрыть глаза на моё «пятно» не решился. Я вновь получил возможность продолжить учёбу в институте.

Но вся история сильно напугала и меня, и моих родственников, меня опекавших. Чувствовалось: моя учёба  -  под угрозой. На вечернем отделении пединститута мне оставалось учиться ещё два года. Вот если бы перевестись на дневное отделение… Там дают отсрочку от призыва. Раньше, в сталинские времена, моя тётя Тамара, сестра-двойняшка моего отца,  не решалась за меня хлопотать, так как это могло бы дискредитировать её мужа – видного вузовского деятеля. Но что-то уже явственно щёлкнуло, треснуло  в советской машине страха, что-то неуловимо переменилось, и тётушка сама вызвалась помочь. Она быстро договорилась со старым приятелем – заместителем директора нашего института, о моём переводе на стационар. Преодолев чисто академические трудности ( мне пришлось досдать восемь экзаменов и срочно пройти две педагогические практики, чтобы преодолеть разницу в учебных планах), я сэкономил год и успел окончить институт перед уходом в армию.

Получилось как раз во-время. Осенью 1954 года все перестраховочные ограничения сталинских времён относительно призыва в армию были отменены: сняли запрет с имевших судимость, с советских граждан «неблагонадёжных» национальностей (каковыми считались, например, немцы, румыны, венгры и представители других нацменьшинств, чьи собратья за рубежом имели свою государственность; евреи такого «иммунитета» не имели, но в определённые части их  всё-таки не брали…) Перестали осторожничать и с детьми «врагов народа», вот почему в  конце сентября 1954 года  пришёл, наконец, и мой черёд.  Впрочем, подробности  - впереди. А здесь  скажу  лишь, что вскоре после моего отъезда в армию  неожиданно освободили из лагеря маму. Шла разгрузка  ГУЛАГа,  её  «дело» пересмотрели – и вместо десяти лет, полученных ни за что, дали – тоже ни за что! – пять. А такой срок подходил под амнистию 1953 года. Впрочем, около пяти  она успела-таки отсидеть. Мама вернулась в Харьков – и тот же рыжий Чуняк без малейших осложнений, а, напротив, со всей возможной предупредительностью прописал её в пустующей комнате  как мать военнослужащего  срочной службы. И ведь наверняка вспомнил мои, казавшиеся несбыточным бредом,. надежды. Думаю, он был ошеломлён тем,  что они исполнились.

*   *   *
С Охапкиным мы ещё встретимся – и даже, может быть, с Ивановым. А вот с Чуняком хочу расстаться навсегда. Но прежде  расскажу о нашей последней встрече.

Прошло много лет, умерли наши родители, я взматерел и сам уже стал ощущать за плечами годы. Пришла пора воспоминаний, и я засел за свои записки, хотя писать их в начале 70-х, да и до средины 80,  приходилось с оглядкой. Но так хотелось запечатлеть на бумаге картины и сюжеты пережитого. Особенно впечатляло то, что родные и близкие, давно завершившие свой жизненный путь, по моему хотению вдруг словно бы вновь обретают жизнь. Я стал себя  чувствовать, в какой-то мере, хозяином прошлого: кого пожелаю видеть сам и показать людям, того и воскрешу, пусть это лишь иллюзия!

И вот, уже набросав несколько эпизодов, еду как-то раз на работу в трамвае – и вдруг вижу на задней площадке полупустого вагона знакомую физиономию бывшего управдома. Я, по-видимому, за многие годы существенно изменился, и он явно меня не узнавал, зато я его узнал сразу. И вдруг мне явственно вспомнилось, как он торговал у меня комнату. Мы часто склонны оправдывать себя и других гримасами эпохи. Уж такое, мол, было время. Можно ли обвинять человека?  Время-де поставило его перед необходимостью подличать… Но могу ли я простить такую подлость? Управдом готов был воспользоваться моей юношеской неопытностью, беспомощностью, чтобы обтяпать своё дельце. Такое поведение не сродни ли  мародёрству? Дрогни я тогда, согласись, польстись  на обещанную «полукруглую» сумму – и наши измученные родители лишились бы крыши над головой, да ведь и я – тоже…

Моё туповатое упрямство оказалось тогда спасительным для всей семьи (комнатку  на Лермонтовской потом родители и сестра использовали при обмене квартиры). А теперь я почувствовал некое авторское могущество, сравнимое с Божьим: вот сидит передо мною в дребезжащем трамвае мелкий чиновник, деловар,  кто вспомнит о нём в  недальнем будущем?  Но если я захочу рассказать об этом «рыжем Мотеле» - он, так и быть, останется в памяти людской. Быть ему или не быть – зависит от меня!

Мне стало почему-то так смешно, что я беспардонно расхохотался ему в лицо. Видимо,  в этот момент я напоминал сумасшедшего, а, возможно, и впрямь  был им.  Видели бы вы, читатель, как вытянулась физиономия  моего давнего знакомца! Он явно сообразил, что смех мой имеет к нему отношение, но меня не узнавал и впал в ещё большее  смятение. Так он ничего и не понял, а мне пора было выходить.

Прощай, сволочь. Вряд ли я тебя увековечил: таланта не хватает. Но ведь ты и не стоишь памяти, честный хабарник. Сгинь.
                -----------
Далее читать главу 3-ю "Последний нонеший денёчек..." http://proza.ru/2011/06/23/514