Унитаз с заглушкой?

Владимир Леонов
http://gatchinka.ru/Default.aspx?tabid=63&ID=223
Предприятие «Коммунальные системы Гатчинского района» Ленинградской области объявило об использовании устройств, позволяющих точечно ограничивать должников от услуг водоотведения. Это якобы связано со значительным ростом числа неплательщиков. «Когда потери компании исчисляются миллионами рублей, применение данного вида стимулирования должников становится необходимостью, – пояснил позицию предприятия генеральный директор ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» А. Бойко и рассказал о нововведении. – Мы взяли на вооружение опыт наших коллег. Специалистами предприятия освоена и опробована новая технология, позволяющая производить заглушку отводов водоотведения в зданиях любой этажности без проникновения в квартиру. Специальное оборудование позволяет ограничить подачу услуг только должникам, не создавая трудностей другим жильцам. Установка и снятие оборудования осуществляется достаточно легко. При поступлении денег (долга) на счёт в течение 4 часов ограничения будут сняты силами наших специалистов». Конец цитаты.
Вообще-то, всё это - очень сомнительная информация. Большая часть жилого фонда сегодня не приспособлена «производить заглушку отводов водоотведения в зданиях любой этажности без проникновения в квартиру». Но мы не об этом.
Как всегда в последнее время любая проблема у нас решается самым примитивным образом. Вспоминаю свою службу в армии. Разбивается в ДТП офицер, следовавший до места службы на мотоцикле. Тут же возникает приказ командира соединения: «Запретить офицерам ездить на службу на мотоциклах». Через некоторое время в озере тонет ещё один офицер. Опять приказ: «Офицерам соединения запретить купаться в водоёмах региона». Что-то похожее происходит и у нас.
Но вот вопрос, действительно ли «специальное оборудование позволяет ограничить подачу услуг только должникам, не создавая трудностей другим жильцам»? Ведь, как показывает практика применения всех этих «технологий», соседи, как правило, при этом всегда страдают. Люди, проживающие в таких квартирах с указанными ограничениями, зачастую свои отходы просто выливают в окно и всегда стремятся самостоятельно включить систему подачи воды. Что частенько заканчивается протечками у соседей. Я уже не говорю о том, что освоение этих технологий «данного вида стимулирования должников» стоит значительно дороже, чем общепринятая нормальная работа с должниками.
Убеждён, что такие инициативы муниципальных служб (МУПов) возникают в результате нашего ущербного «рыночного» законодательства в этой сфере деятельности. Только абсолютное непонимание функций собственника и незнание экономических аксиом управления собственностью, которые демонстрирует федеральный центр (возможно, сознательно разваливая народное хозяйство), приводит к тому, что почти повсеместно МУПы получают относительную самостоятельность, становятся юридическими лицами. Их безграмотно провозглашают коммерческими организациями, а иногда они даже приватизируются. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «определил», что органы местного самоуправления,осуществляя регулирование деятельностью МУПов и обеспечивая контроль над их бухгалтерской отчетностью и над использованием по назначению переданного им имущества, владея их продукцией и доходами, тем не менее, не несут никакой ответственности за их деятельность. Собственник может только принять решение об их ликвидации или реорганизации. Да и то в основном только в том случае, если к окончанию финансового года стоимость их чистых активов окажется меньше, чем минимальный размер их уставного фонда. Хозяин, который контролирует бухгалтерию, владеет продукцией и доходами своего предприятия, но не отвечает за его деятельность - это что-то!
А реформаторы открыто не стесняются утверждать очевидную глупость, что, мол, самостоятельность предприятий – это источник их эффективной работы. И это тогда, когда официально (по уставам муниципальных образований) все эти МУПы находятся в собственности у населения, то есть у МО.
Очевидно, все эти «ляпы» существуют ещё и затем, чтобы были основания взимать с населения не только себестоимость услуг ЖКХ и прибыли МУПов, но и дополнительно ещё налог на добавленную стоимость (в федеральную казну уходит ещё 18% от стоимости услуг ЖКХ). Вот откуда ещё берутся деньги на проекты правительства, опустившего страну в бесчисленные реформы. Однако все мы видим, что результаты подобных реформ весьма плачевны. И это закономерно. Ведь самостоятельными могут быть только собственники, а торговать внутри системы собственника принципиально нельзя – это безграмотно! Ибо процесс купли-продажи – это смена собственника. Тем не менее, попытки внедрения рыночных отношений в государственную (муниципальную) собственность продолжаются до сих пор. Наука уже давно установила (и это подтверждено практикой, в том числе на примере СССР и России), что строить рынок внутри собственности (между подразделениями одной собственности) ненаучно, и это грозит для собственности неминуемым крахом. Нежелание признать эту истину уничтожило СССР и подводит к экономическому краху Российскую Федерацию. Но реформы продолжаются!
А ведь главная задача, поставленная перед ЖКХ, это, конечно же, не совершенствование расчётов за коммунальные ресурсы. Нам необходимо снижать затраты жилищно-коммунального комплекса. Решить её посредством повсеместной установки приборов учёта, конечно же, не удастся, поскольку это решение лежит совершенно в другой плоскости: оно в системе организации труда, как и почти все наши беды. Решит проблему введение определенной системы организации и оплаты труда, создающей антизатратный экономический механизм в производстве товаров и услуг коммунального хозяйства и любого производства. Так, как это делают и на Западе и в первую очередь в Японии. Там, где труд может нормироваться, эта система предполагает, конечно же, не сдельную оплату труда (больше сделал – больше получил), которая сдерживает научно-технический прогресс и вредна производству, а оплату за рабочее время, отданное выполнению нормы, с системой разовых вознаграждений за пересмотр норм на всех рабочих местах - от рабочего до директора.
При этом у директора муниципального предприятия должна быть норма: предоставление населению определенного объёма коммунального ресурса заданного качества с заданными затратами от достигнутого уровня. Уменьшение затрат на производство заданного объёма коммунального ресурса или уменьшение этого объёма вследствие уменьшения его потерь с дальнейшим снижением соответственно тарифа или норматива потребления населением предоставляемого коммунального ресурса должно вознаграждаться существенной разовой премией, как и повышение качества этого ресурса. На каждом уровне от директора до рабочего должны быть расставлены свои стимулы снижения затрат и потерь. Напротив, отсутствие работы по уменьшению затрат и потерь должно разумно депремироваться.
Такой подход заставит всех работников совместно искать источники снижения затрат, а они, как показывает существующий опыт, - неисчерпаемы. К тому же такая система оплаты труда даёт мощный импульс для творчества на каждом рабочем месте.
А нам вместо этого – заглушки на унитаз.