Дефицит с сюрпризом

Валентина Припорова
     Рассказ « Дефицит с сюрпризом» напечатан в 1986г. в газете « Маяк».
Тогда я и не предполагала, что он станет своеобразной страничкой истории.
Привычными были вопрсы: « Где  дают?..», т. е. продают; « Что выбросили ?», т. е., что появится на прилавке, а через полчаса исчезнет с него.
   Вероятно, какие-то модные, дефицитные вещи.

                Рассказ.
               Дефицит с сюрпризом.

  Мама торопится в магазин: она отложила детское одеяло, шерстяное,вишнёвого цвета с зайчиками.
  - Где сумка? – спрашивает она. – Тут стояла…
Ищем сумку. И, конечно, находим её совершенно в другом месте.
  В школе скоро экзамены. Мама – учительница. Она очень любит
работу, так что мы знаем её учеников поименно. Сейчас у неё в голове одно:
сочинения и всё ли она сделала, чтобы дети написали их хорошо.
   Она становится расеянной и обидчивой.
  - Ма, – говорю я,- давай за одеялом схожу я.
  - Вот ещё, -  обижается она, я бабушка или не бабушка?
  - Бабушка, - соглашаюсь я. -  Только купи одеяло без сюрприза.
  - Что? – Она подозрительно смотрит на нас с отцом.
- Скажете вы мне, наконец, правду?
  -  Какую? – пожимает плечами отец.
  - Какую? – удивляюсь я.

    Как-то субботним вечером, почти год назад, мы с отцом обратили внимание на странное поведение мамы. Добрые глаза её лучились лукавством. Она казалась взволнованной и загадочной.
Занимаясь своими делами, мы поглядывали на неё и ждали.
   Она торжественно попросила нас сесть и осторожно, как торт,
вынесла из спальни коробку для обуви, перевязанную шпагатом.
  - Мальчики! – Это вам. Дефицит!.. Давно караулю, - мама перевела дух. – В конце месяца стояла часа два в очереди, но не достались.Спросить у продавца, моей ученицы, когда привезут, неудобно.
А сегодня! Иду из школы – и вижу: бегут к обувному магазину две
женщины. Они во всех очередях – первые. И – меня осенило! Я –
за ними: у прилавка – три человека. Спросила:
- Что дают?
- Ждём. Обещают выбросить…
-  То самое, - обрадовалась я…-
 Примерьте!.. Кому подойдут. Нога у вас одинаковая. Вот! –
она торжественно водрузила на стол, на самую середину, рядом
 с хрустальной вазой, коробку и, смущённо улыбаясь, ушла
 разогревать ужин.

    Мы были заинтригованы до предела, поэтому оба вскочили и
ухватились за дефицит. Но я сразу отступил от стола и, приложив
правую руку к сердцу, улыбаясь, сказал:
  - Я, джентельмен, уступаю, вам, милорд, первенство по старшинству и поклонился.
Отец выпрямился, вскинул голову:
  - Итак, приступим, - он закатал рукава пижамы и осторожно взял коробку.
« Что там?» – думал нетерпеливо каждый.
Один мечтал о туфлях чешского производства. Другой – о кроссовках.

   Отец развязал шпагат, поднял крышку – и мы оба сели:
в коробке скромно лежали самые обыкновенные, самые банальные
комнатные тапки синего сукна с зелёным дерматиновым кантом.
И по тому, что они были сине-зелёные, самые нелюбимые
мамины цвета, мы поняли, что это не розыгрыш, а неизвестная,
необъяснимая трагедия.
    Шок продолжался с минуту. Отец опомнился и закрыл коробку.
И вовремя! Вошла мама: 
 - Ну, как?
 -  Вполне! Очень! Очень! – многозначительно покивал папа.
 - Ты же не хотел кроссовки? – удивилась мама.
 - Такие?! – воскликнул папа.
 - Тебе понравились? – мама счастливо заулыбалась. – Мне они
тоже понравились: бежевые, с коричневой отделкой! Очень
эффектные! Правда? Необычные!
   - Очень необычные! Очень! – заверил он и закашлялся.
    -  Па! – засмеялся я, не в силах больше сдерживаться. – Уступи! Ты в твоём возрасте - и в таких кроссовках! Солидный инженер - и  в такой обуви! Ай-ай-ай!
  - В такой несолидно? Пожалуй, и передал мне коробку.
  - Примерь! – попросила мама.
« Бедная мама хочет насладиться дефицитом сполна!» - подумал я.
  - Ну, нет! Только на день рождения! – сказал я и решил, что
за два месяца куплю такие кроссовки.

  - Кто-то звонит, - разочарованно сказала мама. – Открой.
Я выскочил в прихожую с коробкой в руках.
За дверью тоже с коробкой стояла девушка.
  - Здесь живут…- и она назвала нашу фамилию.
  - Да! Да! Живут и страстно ждут вас, и я увлёк её в свою
комнату.
  - Вы – фея! Вы  принесли мне кроссовки, 
 а взамен ничего не жаждете, окромя комнатных тапочек
 цвета ваших удивительных глаз.
 -  Вы прозорливы, как оракул! – пошутила она, подавая мне
коробку. – Получите! – и  фея мило улыбнулась.
« Весьма и весьма!» – подумал я, надевая злополучную обновку
и поглядывая на девушку.
  - Ваш супруг – рассеянный человек,- упрекнул я.
  - Это ваша мама оставила коробку на контроле, пока ходила
за деньгами, а заплатив, взяла бабушкину покупку.
  - Как Вас зовут, Фея?
  - Ирина.
  Очень мило! – я подал руку. – Андрей. На маму не сердитесь:
экзамены виноваты.
   -  Лена-продавец подсказала мне, кто взял тапочки.
   - Мама ничего не знает о тапочках! Не скажете?-
Ирина кивнула.
  Можно я Вас провожу? Надо же извиниться за маму
перед бабушкой, - поспешно добавил я, опасаясь отказа.
  - Если перед бабушкой! – милостиво разрешила она.
Я ввёл девушку в зал и представил:
  - Знакомьтесь. Ирина.
Мама подошла к ней, глянула на коробку и забеспокоилась:
  - Разрешите, - попросила она, взяла из рук девушки
злополучную коробку и открыла:
  - Что это? Синие тапочки?! – тихо, очень тихо спросила
и внимательно посмотрела на нас.
  - Ну, и что?
  - Я помню,- мама жалобно глядела на меня, - что принесла
именно эту коробку. Вот, на крышке скрепка сломалась и угол отошёл.
  - Нет! Это Ирина купила бабушке тапочки. Ма! Я в кроссовках,
иду провожать красивую девушку. Нам очень некогда. Я забыл
сказать тебе спасибо. Даже два: одно – за дефицит, другое –
 за сюрприз.
   И вот, год спустя, ситуация могла повториться.
  - Дед,- продолжая игру, прошу я, - если на этот раз зайчики
окажутся живыми, купи морковки, - советую я и иду навестить
Ирину с сыном.