Птицы

Борис Ящук
                П  Т  И  Ц  Ы…



           В  нашем  маленьком дворике   деревьев  не так уж и много: груша, абрикоса и яблонька. На подросте айва. Пару кустов винограда, а остальное – кустарнички вдоль забора.Когда приходилось бывать в лесу, всегда хотелось что –либо  привезти и вырастить во дворе. Так надёжно прижились два кустика барбариса,  с  рынка принесли живомолость и боярышник. А один приятель «наградил» веточкой ежевики… Незаметно  вся эта зелень  удачно прижилась и разрослась с лёгкой руки моей  жены.  Она такая неутомимая затейница , превратила наш двор  в  замечательный  цветник с  многолетними   растениями. Особенно  радовали глаз  разноцветные  клематисы, которые  свешивались с подставок  сплошными зелёными стенами. А во время цветения  пестрило от красивейших и крупных  белых, красноватых, синих, фиолетовых  цветов.  Недаром все проходящие  мимо двора  люди, буквально «сворачивали» себе шеи, заворожённые  красотой. Но более всего живого  радовались этой красоте  дикие птицы.  И если не  шуметь, не размахивать руками, то можно столько дивного увидеть в собственном дворе…
     Чтобы   растения благоухали  им  нужен хороший уход. Вовремя полить, удобрить, прополоть, разрыхлить почву.  Вот и начинаешь утро с неспешной  заботы.Наполняя  жидким  удобрением  лейку, встречаешься с  любопытным  взглядом дружелюбной горихвосточки.  Этот маленький  пушистый  шарик  тихонько  трещит нежным голоском, смотрит на тебя блестящими бусинками  и  видя, что ей рады, вспархивает и садится ещё ближе к тебе. Очень   доверчивая птаха! В соседнем  дворе на  большой груше  выводит трели  малиновочка. С  раннего  утра,  пока  не вышел заспанный  кот   Васька, по дорожкам расхаживает  пара  горлинок.   Они  переговариваются  протяжным  воркованием, деловито  ковыряются  среди травы-муравы.  На  крыльце показался Васька –главный враг птиц. Но сегодня ему  не до охоты – он вчера объелся карасями и лениво  жмурится на  солнце,  падает на бок  и продолжает  сон на свежем воздухе.  Голуби   краем глаза  оценили ситуацию  и продолжили свой  путь… На  заборе  затенькали резвые синички  трясогузки  -  очень им хотелось заглянуть  в  собачью кормушку.  Но их опередила  с нахальным треском  молодая  сорока… На  что пёс  даже ухом не повёл  - жарко!  Но  птицам   гораздо проще…  Оказалось    горихвосточке   не  так  хотелось подружиться, сколько    водицы  испить . Наполнил   миску  водою и поставил под кустик винограда – она тут как тут,  напилась, порасчесала свои пушиночки , цвиркнула мне благодарно  и взмыла   ввысь. Но не улетела,   а нашла  на высоченном  орехе  оголённую  веточку  и с той  вершины  стала одаривать нас  своей чистой и прекрасной  песней. На её запев  немедленно откликнулись   две пичуги, проживающие  рядом в  густых кустарниках    у  заброшенного дома.  И  не надо искать в лесу, вот они здесь: крохотулька  заряночка   с абсолютно оранжевой  грудкой, - такой  шарик   весом,  ну, с десяток граммов.  А с ней рядом ,  сизовато-красноватый   зябличек… В ответ на  радостную трель горихвостки ,  они  откликнулись   чудным  дуэтом:  заряночка  тоненько крошила маленькие льдиночки своей звонкой песенки, а зяблик разразился  звонким  и сочным  куплетом  с  коротким росчерком. И чтобы   пение запомнилось, пичуга  неустанно повторяет  песнь вновь и вновь…
        Казалось бы, сиди и слушай. Но день полон забот. Да и живность тоже занялась  своими  хлопотами.  Рекс  выспался, потягивается и отряхивается, позванивая цепью.
 Он полон  сил и энергии, а тут с ним никто  не обнимается, никто не погладит, - все заняты.
Пёс  взял  инициативу  в  свои лапы. Цепь позволяла   дотянуться  до  спящего  кота Васьки.  И хотя кот спал, Рексу  было всё равно. И он решительно ухватил кота  за туловище и подтянул к себе.   Годовалый  кот, как малое дитя, кряхтел и  потихоньку верещал.   В  нашем миролюбивом  «царстве»  и животные  жили в ладу и согласии. Пёс и кот  никогда не дрались, но иногда устраивали шуточную потасовку, после чего  взлохмаченные и  обслюнённые  валились отдыхать… На   этот раз коту  ну  никак не хотелось  играть,  но расшалившийся Рекс  не уступал даже в малости – играй и только!
Пёс  довёл   Ваську  до истерики и он жалобно взвыл  и взмолился.  Его крики вынудили меня  пригрозить псу лозиною, что было  убедительным доводом. Порядок  и тишина воцарилась во дворе. Только пение птиц  перемежалось  разными звуками новых  крылатых  фигурантов. Где-то  в вышине  перекликалась стайка щурки золотистой  - самого безжалостного  истребителя  пчёл.  Ещё  выше  молниями носились  стрижи, громко оглашая  округу  своими криками.   Но  больше  всего  возмутило нас   «очередная  разборка»  кота  и собаки… Моё  терпение лопнуло , я схватил тонкий прут  и бросился  к   собачьей будке.  Но был бесконечно  обескуражен: собака  и кот  мирно дрыхли, Рекс  заботливо  подложил свою лапу под Васькину голову.   Осмотревшись и слушая, наконец нашёл источник  звука -  на верхней ветке  нашего кипарисовика примостился   мастер –пересмешник  скворец  и дразнил нас  кошачьим  завыванием. Да так громко и естественно, что у нас и сомнения не было, что это начали возню наши животные.  Обнаружив этого возмутителя, мы дали ему волю пропеть  свою арию. Но оказалось, что его  арсенал  неисчерпаем. То раздавалась   тоненькая девичья песенка,  то мяуканье маленького  котёнка, то  скворец   повторял звуки работающего где-то рядом перфоратора.    Можно  было  насладиться  искусством певца, но   птица вспорхнула с ветки,-  по улице   с идиотским  рёвом  пронёсся мотоциклист. Что-то  сдвинулось в нашей   безумной  жизни  -  птицы   лесные  стали  жить бок о бок  с горожанами  и смело занимают свою новую нишу.  Кукушка  и  иволга, соловей  и овсянка, кобчик  и  лунь нашли себе место на городских  окраинах.. Среди  нашего  ежевичника  разместилась стайка   пеночек. Они мило распевали  среди ветвей  и слетались к   поилке, которую я  приладил  на  грушу.   Не  совсем удивился  появлению  среди пеночек  другой птицы.  С  детства  знакомый  сорокопут  самозабвенно  заливался  трелью в унисон  с пеночками. Я  был  даже  обрадован  появлению новой птицы… Но жизнь преподнесла ещё один урок познания  мира птиц.  Смирненько  присоседившись в стайке  птичек, коварный  сорокопут  только  втирался  в доверие. Истинная цель выяснилась  немедленно:  сорокопут набросился на  ближнюю пеночку, сильными ударами клюва  убил её и  привычным  броском  повесил  свою  добычу  на колючие ветки ежевики…  А  я, наивный, ранее  встречал  распятых  пеночек  среди ежевики, сокрушался:  бедная  птица запуталась среди веток.  Оказалось сорокопут  развешивал свою  добычу, чтобы  потом  спокойно  её   съесть.  Коварство присущее людям!
      Среди наших просторов  нашли  приют многочисленные  дятлы  и вороны.  Эти  своё дело знали до тонкостей :  втихомолку   умащивались  в   ветвях  грецкого  ореха и тихо  и тщательно  вскрывали  плод, вычищали и оставляли дозревать только одни скорлупки.
Как  утверждают орнитологи, в городских  условиях  птицы  становятся   весьма сообразительными и  изобретательными.  Этот постулат  вскорости  пришлось проверить на практике.  После  дружеского обеда от нашего  стола  нашему  Рексу  «привалило» счастье  в виде  необглоданных  костей. Долго не мудрствуя , все кости выбросил в собачью миску.
Рекс  «переел», но не возражал, когда  к миске «присоседился» Васька. Но вскоре и тот отвалился  от пира.  Рекс  томно задремал  возле миски…
       Но  не  дремали  уже  достаточно  подросшие  сорочата.  Обнаружив  объедки собачьего стола, они    приземлились  около  пса. Одна сорока  подскочила  к миске и выудила оттуда  косточку. Приоткрыв  лениво свой глаз, Рекс  зарычал. Но сорока стала выклёвывать остатки мяса. Возмущённый  пёс вскочил и злобным лаем прогнал нахалку. Однако  дело повернулось по птичьему  сценарию :  две  сороки  «нападая» на Рекса, отвлекли его от миски. Одна  хватала пса за хвост, другая  вилась перед его  носом, а третья очень удачно  воровала кости из миски  и уносила их  на  почтительное расстояние от собаки. Перехитрив  собаку, «эта бандитская  шайка»  спокойно  стала обедать.  Ненароком  в течение  летнего дня  пришлось познать  странички из жизни пернатых нашего двора….