Глава 11. Физо

Феликс Рахлин
Таковы были муки автора этой непридуманной повести на занятиях по физической подготовке. Впрочем, больше мучился личный состав взвода разведки, дружными усилиями пытаясь взгромоздить своего сослуживца на турник...
Рисунок Нинель Шаховой.

                *    *    *
Сколько себя помню, всегда отличался физической неловкостью. Трудно  сказать, зависело ли это от меня или таким уродился. Но ещё в ленинградском пригороде, на даче,  где мне было года три с половиной, бабушка должна была меня переворачивать, толкая под попку, чтобы я мог, подобно другим детям, делать кувырок через голову. Я был толст и неуклюж.
 
И потом. в детском саду и в школе, во  дворе и на улице, всегда ощущал эту свою неловкость. А потому всячески уходил от обычных детских игр: не прыгал через скакалочку, редко пускался наперегонки, мало и неохотно играл в мяч, усугубляя свой недостаток.

Впрочем, это мне  не мешало предаваться  тем детским играм, в которых ловкость и быстрота не играли роли решающей, где на первый план выдвигались воображение, фантазия,  словесное развитие  и другая «беллетристика». Например, с удовольствием играл в «пограничников» - и при этом с одинаковой готовностью был и собакой Ингусом, и её проводником Карацупой; строил корабли или самолёты из стульев – и выполнял  обязанности то капитана, то пилота… но как только дело доходило до  состязания в сноровке, в подвижности, так я сразу же пасовал…

Мне было 13 лет, когда впервые я стал в волейбольный круг. А через сетку играть – так ни разу и не отважился. В том же возрасте первый раз  вышел на «футбольное поле» (точнее – на маленькую площадку, где гоняли мяч две небольших группы мальчишек).  Оба «дебюта» состоялись на старой территории харьковского УФТИ (Украинского физико-технического института), где  в 1944 году (и в следующем тоже)  размещался дневной пионерский лагерь профсоюза работников высшего образования и науки. Меня туда определила «по блату»  моя тётушка,  сестра отца.  У меня за спиной был несчастный опыт уральского пионерлагеря и общения с тамошними детьми  военных лет, почти поголовно заражёнными в своих семьях  пошлой  и жестокой юдофобией. Но здесь дети были совсем другие: почти все – из интеллигентных семей, да и  притом зачастую из еврейских. Девочка лет 14-ти позвала меня в круг детей, игравших в волейбол. Простейшие правила требуют: не отбивший мяча (хотя бы и неловко посланного)  выбывает из круга. Мне повезло, и я, неумело отбивая мяч, вышиб из игры других, сам  же продолжал играть. Наконец, остались мы вдвоём с той девочкой (это была Неля Юхновская – позже известный на Украине композитор). После недолгой переброски я (по чистой неловкости) услал мяч куда-то не туда, так что Неля отбить его не сумела, а догнав – сунула его под мышку и ушла, буркнув мне совершенно всерьёз:

- Ты – чемпион! –

отчего я преисполнился гордости: быть чемпионом мне до тех пор не приходилось!

Придя на спортплощадку, увидел там детей разного возраста, гоняющих в футбол. В одной из команд не хватало игрока,  и мальчишки позвали меня. Обретя «чемпионство» в волейболе,  я осмелел и решил дерзнуть. Вратарём у противника был крошечный, чуть ли не шестилетний Гриша. Овладев мячом, я что было сил набежал на малыша и забил его  в ворота вместе с мячом. Нашей командой это было воспринято как победа, а у противоположной веских возражений не нашлось. Так я стал хотя бы участвовать в футбольных  баталиях. Правда, партнёры быстро разобрались в том, кто чего стоит, и за непроворство начали ставить меня  «беком» - то есть, в защиту.

Но в школе я по отношению к спорту вёл себя по-прежнему отчуждённо. Нельзя сказать, чтобы не пытался себя перевоспитать. Занимался и гантелями, и  силовой гимнастикой, а в начале студенческих лет, поступив было в политехнический институт, даже несколько месяцев посещал  секцию спортивной гимнастики – но без малейшего успеха. В те времена и речи не было о культуризме, о «качках», и ни от кого, в том числе и от учителя физкультуры, не услышал я никаких рекомендаций по развитию мышечной системы.  А без такого развития не мог выполнить простейших упражнений ни на одном спортивном снаряде.

Пропагандируя на словах «массовость»  спорта, советская школа физической культуры основное внимание сосредотачивала на поиске талантов и воспитании  рекордсменов. Слабые, хилые, неловкие, то есть как раз те, кому спорт  больше всего необходим для укрепления здоровья, для обретения веры в себя, оставались на обочине, а то и вовсе вне какого бы то ни было физического  воспитания. Я стал систематически отлынивать от  уроков физкультуры, особенно тех, что происходили в  спортивном зале.

Большинство моих товарищей выбегали на большой перемене во двор, чтобы поиграть в футбол или в «ручной мяч» (термин, которым в годы борьбы с «иностранщиной» заменили английское  handball), зимой в классе устраивали игру в «кобылку»… Я  никогда  в этих играх не участвовал, а потребность в самоутверждении компенсировал тем, чтО у меня получалось лучше:  выразительным чтением стихов и прозы, участием в драматическом кружке, сочинительством. 

А ведь Бог дал мне крепкое здоровье, немалую выносливость,  нормальную осанку. Попадись мне человек, пожелавший наставить на правильный путь – я многое бы наверстал. Но  такого наставника не нашлось, а сам  себе я задачи  самовоспитания не поставил.

Конечно, я и сам виноват. Например, один из моих школьных друзей, Витя Канторович, тоже с детства не слишком спортивный, стал делать гимнастику, стоял на руках, на голове – и сумел себя развить. Но у меня, сколько я ни пытался, даже нормальный кувырок  сделать не получилось. Попытки свои  я  отваживался производить лишь в одиночестве. А когда моя беспомощность обнаруживалась на уроках физкультуры, я невыносимо страдал душою. И потом  старался от таких уроков отлынивать…  Чем лишь увеличивал свою неумелость.

В гимнастической секции, куда я записался во время короткого пребывания в техническом вузе, тренером был студент медицинского института  Бибиков – кажется, мастер спорта. У него упражнения на гимнастических снарядах получались великолепно. У меня же не получались совсем. Но как мне  себя развить – он не показал, не объяснил, - а может быть, и сам не знал.  На  этих спортивных занятиях мне пришлось ещё хуже, чем в школе: здесь ведь присутствовали и девушки… И я бросил не только спорт, но и институт. Конечно, не только по этой причине, но и она сыграла роль.

На следующий год я поступил в более близкий моим наклонностям институт – филфак педагогического института, однако на отделение не дневное, а вечернее. В его учебном плане физкультура вообще не предусмотрена, и три года я проучился без каких-либо осложнений. Но вот меня перевели на стационар, и вместе с другими академическими долгами,  возникшими из-за различия в учебных планах дневного и вечернего отделений, у меня образовалась задолженность и по физкультуре. Я осилил всю остальную (огромную!) разницу - блестяще: сдал на пятёрки 8 дополнительных экзаменов, триумфально преодолел две практики… Но сдать упражнения на гимнастических снарядах, уложиться в нормативы  на лыжах, в кроссе и   освоить ещё «сорок бочек арестантов» - этого я не мог. Тем не менее  заведующий кафедрой физвоспитания ни за что не хотел проставить мне зачёты без фактической их сдачи. Решительно не помню, как удалось обойти эту неожиданную «полосу препятствий». Но в приложении к моему диплому никакая физкультура так и не значится.

И вот я в армии. Первые физические нагрузки, первые занятия по «физо» (так в Советской Армии – не знаю, почему – называли  физподготовку). Хотя и с напряжением, но выдерживаю и утреннюю зарядку, и знаменитые «шестнадцать тактов» комплекса вольных гимнастических упражнений. Но вот дошло дело до лазания по канату – и оказалось, что я (правда,  не только я) не в состоянии подняться по нему хотя бы на метр.

Занятие проводил с нами кто-то из «товарищей командиров» . Только что ничего не получилось у меня, теперь не может влезть на канат полный, рыхлый Шуляк, на гражданке работавший грузчиком. Мимо идёт бравый усатый старослужащий сержант Мандриков.
Остановился, понаблюдал немного. Снял поясной ремень и сапоги. Подходит  к канату и начинает  наглядный инструктаж:
 - Подтягиваетесь… Держите ноги под прямым углом, оттягивая носки ступней… Фиксируетесь… И – па-а-а-лезли!

Миг, другой – и он у верхушки каната. Но нам-то что делать, если и секунду не можем удержать ноги под прямым углом?

Не столь блестяще, но это упражнение к концу службы я всё-таки одолел: без труда  залезал до самого верха без помощи ног.

Через много лет  знакомая, работавшая в школе учительницей, попросила  меня помочь ей в проведении воспитательного часа с учениками  её четвёртого класса. Я пришёл и был отрекомендован  как «журналист». Не знаю отчего, но, вдруг  припомнив мою физкультурную мистерию, стал рассказывать  детям, чему всё же научился в итоге военной службы  (кажется, встреча была приурочена ко «Дню Советской Армии»). Устный рассказ меня всегда затрудняет, и я об этом честно предупреждал свою приятельницу, но уж очень она меня просила… И вот – рассказываю, как сперва не умел, а потом всё же научился залазить на канат, и про  то, как сперва и на метр залезть не мог, и про сержанта Мандрикова с его усами, и как всё-таки научился лезть без помощи ног… Смотрю – и не понимаю: неужели мой рассказ так увлекателен? Однако вижу явно, что дети потрясены! Приятельница меня растроганно благодарит: воспитательный час – удался!

Лишь позже, вспоминая и анализируя собственное своё выступление, вдруг понял: по ошибке, по оговорке рассказывал этим чудным, доверчивым детям, что лез по канату  до самого верха без помощи... РУК! 

Да, конечно, всё-таки в итоге двух с половиной лет службы я окреп, чему-то научился. Но только не снарядовой гимнастике! В обязательный минимум солдатских упражнений входит, например, упражнение на  «перекладине» (русопятское переложение слова турник). Прекрасно помню до сих пор, что нужно было сделать: подойдя к снаряду – подпрыгнуть, зависнуть, держась за турник обеими руками. Затем,  чуть подтянувшись, вытянуть ноги вперёд и одной из них – левой – зацепиться за турник, вися на нём  внутренней частью коленного сустава. Затем – энергичный «мах» вытянутой правой ногой. И «сед» на перекладину: сперва – верхом. А затем – перекинув  и другую ногу – обеими ягодицами на трубе! В итоге – соскок и «основная стойка» Всё это помню, включая терминологию: «вис», «мах», «сед»… но ни то, ни другое,  ни третье у меня так ни разу и не получилось. На перекладину меня дружно выталкивали под зад не без усилий, а уж обхохатывались…

Но между своими – это ещё полбеды. А вот что делать, когда приезжает комиссия из штаба дивизии, армии, а то и округа?! Например. при инспекторской поверке…

Ни Андрусенке, ни его преемникам  (бравому лейтенанту вскоре добавили звёздочку и повысили: назначили командиром огневого взвода  3-й батареи) меня показывать инспекторам было невыгодно. Поэтому в день поверки меня отправляли в какой-нибудь суточный наряд:  то – на кухню, то – дневальным. Короче – прятали. Это устраивало всех,  и в первую очередь – меня.

Так было в течение всей службы. Но после двух её лет я вознамерился  сдавать на звание младшего лейтенанта запаса. Это мне разрешалось как лицу с высшим образованием.  В случае успешной сдачи меня по присвоении звания должны немедленно демобилизовать. Такая льгота давала выигрыш почти в целый год. Однако предстояло сдать экстерном  все предусмотренные экзамены  - в том числе,  конечно, и «физо».

Фактически, только оно  и заставляло меня  по-настоящему волноваться  за результат. Даже строевая подготовка не пугала: по этой специфически военной дисциплине у меня всегда была твёрдая солдатская пятёрка - маршировать (см. «Вступительную главу») я любил с детства.
Как  ожидал, так и вышло. Даже свирепый строевик, принимавший у нас, служивших в дивизии  четырёх  бывших учителей,  этот экзамен,  - даже такой служака поставил мне твёрдую офицерскую «тройку». Особенно ему понравилось, как чётко и громко я отдавал команды: это также было предусмотрено программой.

А вот на экзамене по «физо» я, естественно, оскандалился.  Однако принимавший экзамен офицер и ухом не повёл. Он просто поставил мне искомую «тройку» - и дело с концом. Человек понимал: если я всему этому не научился за два года, то ведь и третий вряд ли поможет.

Далее читать главу 12-ю "Раскрываю военные тайны"  http://proza.ru/2011/06/23/1302