Барнаул

Жанна Травинская
     Со мною на комбинате стало что-то происходить. Я оставила орловскую тему, и пальцы сами стали создавать какие-то образы. За моей спиной работали Наталья Куприянова и мой педагог Людмила Никитина. Они долго наблюдали, а потом подошли и спросили: "Жанна, что ты лепишь? Мы не можем понять, ведь что-то новое появилось в твоих работах?" Я ответила откровенно, что и сама не знаю. Кто-то мной руководит и, как будто, заставляет создавать "вот это".

     Через месяц Вагин сделал мне предложение, уговаривая переехать в Барнаул.Он рассказывал об удивительной стране, о Телецком озере, реке Обь, хариусах, могучих лесах по берегам. Там живут добрые люди (таких в Европе не встретишь), здоровый климат. Зимой сухо и морозно. Летом жарко. На дачах вызревают громадные помидоры. Не растут только деревья, зато много облепихи. А главный аргумент, что для моих больных детей - Барнаул просто курорт. И я согласилась. Когда закончилась группа, мы запаковали мои работы в контейнер и отправили в Барнаул, а сами приехали в Орёл, чтобы сдать заказную керамику. Помимо "Гипрониисельпрома", я оформила зимний сад в сельхозинституте, парикмахерскую"Мечта", и, получив хорошие деньги (около пяти тысяч старыми), мы поехали в Барнаул. Ехали поездом более двух суток. Поздно вечером прибыли в город. Я стою у окна, и у меня острое чувство радости от свидания с родиной. Как будто здесь когда-то жила моя душа. Через месяц пришёл контейнер с моими работами. Выгружать помогал алтайский художник театра Борис Щербаков. Когда он увидел мои работы, не понятые московскими художниками, воскликнул: "Да это же у тебя Алтай! Вот водопад Корбу, вот алтайские горы! Как ты могла это выполнить, не видя Алтая?" Вот так сработала генная память! Коллектив алтайских художников принял меня доброжелательно. Беспокоился только председатель организации Пётр Миронов, он звонил в Москву, чтобы узнать, что за "чужак" приехал на Алтай. Искусствовед Константинова, курирующая прикладников, успокоила его: "Не интриганка, не жалобщица, хороший художник и организатор. На пустом месте может создать производство керамики".

      Правление алтайской организации предложило мне сделать свою персональную выставку. Она прошла в Выставочном зале Союза, были журналисты с радио, телевидения, статья в газете "Алтайская правда" старшего научного сотрудника Алтайского краевого музея ИЗО Валентины Крыгиной. После открытия выставки мы всей семьёй уехали в санаторий "Сосновый бор" под Барнаулом. После завтрака мы с Вагиным уходили на комбинат, у меня был собран большой материал по Алтаю. Серия графических листов "Алтайская весна" экспонировалась на краевой выставке в Барнауле и областной выставке в Орле. Мы с Вагиным много ездили по Алтаю: горный Алтай, Чемал, реки Катунь и Бия, Телецкое озеро Айя, Бийск, Рубцовск. Все эти впечатления легли в пласты-картины: "Алтайская весна" (центральный пласт "Красный конь" находится в санатории "Белокуриха"). "Алтайская мадонна", "Чуйский тракт", "Шофёры Чуйского тракта", "Сбор облепихи", серия блюд "Старый Барнаул", пласт "река Обь", композиция ваз "Сосновый бор" (закуплена Союзом художников).