Вечер у Акимовича 2

Владимир Вреттос
   - И тут мотоцикл заглох.И так,и этак.. Ни в какую.Да и то..
   Акимович улыбается чуть смущённо, словно извиняясь, то ли за мотоцикл,то ли за свою безпомощность в эпизоде,продолжает-
  -мотоциклист из меня,скажем,неважный.Что делать? Кругом развалины..Сталинград,одним словом.
    У Василия Акимовича день рождения. Обычно он отмечает его через несколько дней,на День Победы, но этот раз он собирается  отметить праздник у сына в Риге.
  Из гостей, помимо меня, бывший ученик Акимовича, мой бывший начальник- Юрий Брониславович Кроп.
   - Знать бы где нахожусь..Холодина.. И ни души. Что делать?..И тут шум..Как от
  шагов. Осторожно выглядываю из-за стены, точнее из-за того что от неё осталось..Немцы.. Небольшой колонной..Спереди несколько офицеров.И,сразу заметил, почти все без оружия. Я как-то осторожность потерял, вышел, и стою, смотрю. И про автомат свой забыл,впрочем и хорошо что забыл..-Акимович опять улыбается. Улыбка у него замечательная, в ней какая-то лукавинка,и застенчивость.Так улыбаются дети.
   - На меня несколько человек покосились,и только. Равнодушно.  Один немец,проходя мимо, снял часы с руки и кинул мне. А затем и другие стали.Так и прошли.
   Кучку такую приличную набросали.Я наподобие котомки сделал,сгрёб, к мотоциклу
  отнёс.Он как-то сразу завёлся, и я обратно в часть поехал.Объяснил командиру
  что и как,часы раздал, вроде как трофейные, шуток было.. Вроде чего их в плен
  не взял...Орден бы получил..
   - Да, а почему ты их в плен не взял?
   -Растерялся..Да они и так,похоже, шли сдаваться..Себе одни часики оставил, но
  не сохранил, часы, впрочем, так себе были..Штамповка..
   - А что-то и символичное ведь в этом было,уже часы не нужны, время Дранг нах
   Остен заканчивается..Вот так. А ещё.. понимаю, у тебя была своя военная специфика..но..  Стрелять непосредственно приходилось?  Убивать?
   Кажется,я допустил бестактность..Лицо у Акимовича дервенеет,похоже ему неприятновспоминать.
   - Пришлось как-то..Допрашивали одного пленного.. Немец упертым оказался.. Ни в какую..Особист разъярился,и, на меня пальцем - Расстреляй эту сволочь.
   - У меня челюсть отвисла,-Почему я? С какой такой стати?
   Особист вообще взбеленился - Расстрелять,я сказал...
   Я упёрся- Нельзя пленных просто так стрелять..
   Особист за кобуру схватился - Да я тебя самого.. За невыполнение приказа..
    Майор видит  такое дело, пальнул в немца. Тот корчится.. я в него тоже
   выстрелил,добил,короче. Это меня и спасло в дальнейшем. Особист таки на меня
   "телегу"накатал. А майор вступился - Сам видел,стрелял. Ну, и отстали..
    - Папа у майора в любимцах ходил.Не раз его выручал.
   Это подала голос  Людмила,дочь Василия Акимовича.
   Лицо у Акимовича смягчилось: -Это правда..А познакомились мы вот как.. На    нашем участке ожидался танковый удар немцев.Наш дивизион готовился к бою, и тут 
   выяснилось,что наш капитан исчез, как сквозь землю провалился.. Что делать?
   Растерялись... Командовать некому,на горизонте уже танки появились.В это время и появился майор, из штаба дивизии прислали с какой-то проверкой.
   Взял на себя командование,атаку отбили, несколько танков сожгли. Он с нами и
   остался.Что с капитаном случилось и не узнали,а с ним,оказалось,и связной исчез.
   Я майору приглянулся,деловитый,смышлёный..Помог ему в дивизионном хозяйстве ра-
   забраться.Ну и стал чем-то вроде ординарца,связного и помощника в одном лице.
   Так всю войну и прошагали, закончили здесь в Латвии.
   -Вечерело. Я костерок развел,земля немного прогрелась,я веточек набросал,
  постелил плащ-палатку,улёгся,и только задремал, тут как началась пальба,кри-
 ки.. радостные. Ну,понял. Всё.. Конец войне.
   - А на следующий день вели пленных.В одной колонне немцы, а рядом латышей из воевавших.
   Время от времени, улучив момент, кто нибудь из латышей перебегал к немцам, а те их выталкивали, брезгливо так..
    - "Все животные равны,но некоторые из них все же ровнее"..бормочу я.
   Акимович вопросительно переводит взгляд на меня.
    Людмила поясняет:- Это из повести Оруэла,английского писателя..
   Мы опрокидываем в себя по стопке за здоровье именинника, а взгляд Акимовича   
  устремляется на экран телевизора с очередной лабудой.
    - Вот это что? Это война?..
   Вопрос риторический.Конечно,это не война, она только для фона в этом
  фильме,который,впрочем,трудно назвать  кинофильмом, ибо "кинофильм"звучит
  гордо. Очедная поделка-коктейль из стрельбы, взрывов, криков,восточных единоборств, 
  электронной музыки.
    - Кто-то ведь смотрит, а кому-то и нравится, и войну  так представляет..
   Хотя уже сначала 80х начали туфту гнать.Если не раньше..
    - Но не до такой же степени..
   Дебилизма- я мысленно заканчиваю возмущенную реплику именинника, глядя как 
   вояки,одетые в разные формы,с переменным успехом лихо бьют морды друг другу.
    - Был я знаком с бывшим лётчиком, Головчанским Иваном, он очень хотел
   посмотреть "Торпедоносцы",фильм премию получил Государственную, звоню ему, в
   нашем ДК идёт...
   Посмотрел он и был им недоволен.  Не то.
   Что не то,я толком и не понял,ну летали к тому времени не на Илах,а на
   Бостонах,немецкий корабль плывёт, дымит на пол неба,но это вроде как
   штрихи,фильм достойный.. 
   Но это мне, а ему, из тех самых лётчиков.. Не Та, значит, война.
    - Смотрел я беседу с одним писателем воевавшим- подаёт свой голос Юрий -
   военные фильмы ругал, всё не так. Какая зта, дескать, война,война сутками в 
   окопе сидишь,голову не можешь высунуть,и прочее там.
    Похоже передачу смотрели все. Акимович  заёрзал.
     -По моему он вообще всем миром был недоволен. А представьте, смотрим кино
    полчаса,солдаты в окопе сидят, час сидят, затемнение, на экране надпись- день
   следующий,солдаты в окопе сидят. Для разнообразия кто-то высунулся,упал убитым...
   "Иинтереесное" кино..
     Юрий кивает, соглашаясь,и разливает по стопке.Я вздыхаю. Мне за Брониславовичем,даже тяжело больным,по этой части не угнаться.Акимович свою     порцию растягивает на несколько раз,к нему, как заслуженному имениннику Юрий претензий не предъявляет,а на мне отыгрывается по полной.
 "Слабость" Юрия -выглядеть значительным..И как правило,   
   ему зто удаётся, причём без особых усилий.Крупный,даже несколько грузноватый,он достаточно подвижен.У него громкий, хорощо поставленнный сценический голос актёра и руководителя,хотя и небольшого ранга,но привыкшим быть в центре внимания и на сцене, и в застольной компании.Вдобавок к этому,Брониславыч, как я его
   называю,(по приятельски,но с долей почтения),классный художник-оформитель и театраль-
   ный декоратор. К окружающим относится чуть свысока, барственно.Это женщины(баба, она
   и в Африке- баба),а также к тем, кто, по его мнению, уступает ему в профессиональных
   навыках, или в количестве употребляемого спиртного.И в первом и во втором я ему силь-
   но проигрываю,но(но) Юрий считает меня знатоком истории...Я знаю, что это не так,   
   далеко не так, но... всё познается в сравнении. Юрий слушает меня с интересом.
    - Этот писатель коснулся темы ГЕРОЕВ,имена которых мы, в советское время, должны были
   знать и чтить,причём строго обязательно. Это...
    - Зоя Космодемьянская
    - Матросов..
    - Гастелло..
    - 28 панфиловцев ..
    - Кошевой..Молодая гвардия..
    Я киваю головой, добавляю:генерал Карбышев, Виктор Талалихин,Маресьев. Кожедуб,
   защитники Брестской крепости-без имён, и кого,кроме военачальников ещё назовём?.
    - Маринеско -бурчит Юрий.
    - Маринеско не в счёт, Маринеско Мы Не проходили... О нём вспомнили где-то в конце 
   70-тых. Был, оказывается у нас такой командир-подводник. Ого какой!. Даже Героя
   присвоили. Посмертно...
    - И к чему ты ведёшь?
    - Ну, как бы это выразить? Героев было не дюжина, которую нам была спущена сверху,
   тысячи...Причём только награждённых Золотой Звездой,орденами Славы.. А сколько их
   было, солдат, офицеров, партизан, подпольщиков...Впрочем,я имел ввиду героизм как
   таковой, а не официоз. Ну, таких солддат, как наш скромный именинник..
     Акимович замотал головой. "Считает, что ничего такого не сделал. Честно выполнял
   долг солдата. Сколько прошагать пришлось, пока до своих дошел? А потом сколько дорог?"
    Юрий расценил мою тираду как призыв к действию, разлил водку по рюмкам. Я продолжал:
     - Никогда  не понимал, почему за аналогичный подвиг один награждался  Золотой ме-
   далью, другой орденом или медалью.. Погибшим всё равно, а родственникам?.. Пётр
   Игашов совершил двойной таран, награждён Орденом Отечественной войны, посмертно.
   Кто знает про Игашёва? А Головчанский с ноткой горечи мне как-то сказал:" Вот у меня
   два ордена, а Героем было стать почти невозможно. За пять боевых вылетов полагался 
   орден, а пять вылетов редко кто преодолевал. Своего рода смертники. Мой знакомый из Москвы  меня встретил, очень  удивился - Вань, ты живой? У меня к тому времени около десяти вылетов было.Война закончилась,конечно был рад, что жив остался, не инвалид, а позднее - вроде и по вылетам, и по потоплению заслужил большее. Но..."
   - В Полоцке бюст.. Подхожу. Читаю -  Герой Советского Союза летчик Горовец.   
   Сбил в одном бою 9 вражеских самолётов. Впечатляет? Кто из нас слышал про лётчика 
   Горовца?
    - Зато слышим о немецких, которые по триста наших сбивали,-бурчит Акимович.
    - Вот именно,хорошо хоть не в одном бою..А про танкиста Колобанова? Его танк в одном бою уничтожил 22 немецких,а его взвод 43. В одном бою. Не потеряв ни 
одного..Или про наводчика орудия Николая Сиротина? Девятнадцать лет.. Мальчик..
   Остановил целую бригаду немцев, подбил с десяток танков, бронетранспортёров. Немцы глазам не верили.. Один погибший солдат возле одной разбитой пушки!. Они сами его  похоронили.. с почестями.. Офицер речь произнёс- Вот пример как надо воевать...Кстати.. Звание Героя им не присвоено.
  Василий  Акимович грустно покачал головой, Юрий полуутвердительно спросил- Не поверили?!
    Я пожимаю плечами.
    - Вполне возможно...Ну как наш танк может подбить 22 немецких?! Вот если скажем "Пантера" подбивала несколько наших, так вроде и в порядке вещей..
    - Почему "Пантера"?
    - Ну,дескать, русские называли Т-34 лучшим средним танком,а немецкий гений создал такой средний танк,который с ним легко расправлялся. Да и не только с ним.. Так вот..Танк, судя по всему, был действительно.достойным уважения, хотя кое что с 34-ки слизали..Впрочем, как и "Шерман" американский, помню,в какой-то передаче некий г-н Гордон назвал его лучшим танком второй мировой.."Пантера" по своим параметрам был тяжёлым танком,ну не такой монстр, как "Тигр",но с большой бронёй,мощной пушкой, так что сравнивать их как-то...А если добавить бОльшую скорострельность орудия и  более качественную оптику... Силы не совсем равные.. Впрочем,я не об этом, просто не понимаю, о немецких ассах  книги выпускают...а своих как будто и не было. Неговоря уже о том,что янки так боялись мощи тех же Пантер, случалось,завидев их, выкидывали белые флаги, не вступая в бой, а "Шерманы" считались добротными танками.
  - Вояки..-пробурчал Юрий.
  - Не об зтом речь.Просто не понимаю,таких вот "правдивюков" млечиных,
гордонов и им подобных.. Немцев столько полегло, а красноармейцев бо-ль-ше...
Прямо таки смакуют. Лучший советский ас сбил 62 самолёта...а немецкие и 250 и даже больше.. Немцев ещё как понять можно. Получив по морде,начинаешь в своё оправдание что-то лепить -  Вот я такой..Ого какой.. и, конечно,если бы ни это..
Тут начинается - Русские дороги,которые не дороги,русская зима,русские просторы,неправильная война, Гитлер с его дурацкими приказами..
 -Ну про зиму то не впервой.
 - Не впервой,и тоже если б не морозы.? А до этого..он русских гнал,те трусливо от него бежали чуть не до самой Москвы. А там, под Бородино напрочь разгромил русскую армию. Ммм... при потерях где-то один к пяти..Если не больше
 - Ого! А на самом деле? Сражение кто выграл?
 - А зачем Он на Москву шел?
 - Захватить..
 - Захватил.. Русская армия отступила.Значит победа была за французами.Хотя про разгром и потери один к пяти мне ничего подобного более не встречалось.Людские потери судя по всему оказались равными..Или почти равными..Думаю все же с перевесом в потерях русской армии. Как бы ни было, Наполеон был действительно великий тактик, незаурядный офицер-артиллерист.. и дряхлый, больной фельдмаршал.
 Про несколько тысяч тяжелораненных, оставленных при отступлении в покинутой ее жителями Москве, я промолчал.
 - Ну,а далее, всем известное.. Напрочь "разгромленная"армия русских пинками выгнала непобедимое войско непобедимого Бонапарте, и он сам еле ноги унес с тем что него еще осталось- 25 тысячами от более полумиллионной армии.
 -Более.. это сколько?
 -Цифры разнятся у историков,причём основательно,от четыреста пятидесяти до шестьсот двадцати тысяч.Впрочем,некоторые склоняются на том что границу вначале пересекла армия в четыреста тысяч,а поскольку позднее подходили дополнительные части,то цифра колеблется около шестисот тысяч.Кстати,с одной такой частью произошла таки трагикомическая история.. траги для французов. Расположилась эта часть  в селе Ляхино..Лядово.. Ляхово(?) точно не помню названия. Внедалеке от этого села  находилось несколько, так называемых, партизанских отрядов Дениса Давыдова,Фигнера, Сеславина и еще кого-то.
 - Почему так называемых?
 -Ну,это всё же были отряды профессиональных военных, а не cельские мужики с вилами и рогатинами.