Большому куску рот рад!

Валерий Сергеев Орловский
Накануне исторического объединения двух немецких государств, мне довелось посетить ГДР в составе эскадрилии морских штурмовиков. Не останавливаясь на аспектах военного сотрудничества, хочу рассказать о некоторых несовпадениях в кулинарных пристрастиях наших народов.
О том, что немцы «уважают» пиво и жареные колбаски, нам было известно и раньше, но вот то, что за две недели пребывания в гостях нам ни разу не приготовили к обеду первого блюда, стало неожиданностью. Как выяснилось, у них - так принято, и мнение, что без «горячего» можно быстро заработать язву желудка, бытует далеко не во всех странах. Через несколько дней нашего «обмена опытом», устав от сервелата и прочих копченостей, сослуживцы уже слезно просили меня: «Доктор, скажи им, чтобы сварили для нас щи!» Но в Германии таких экзотических блюд не готовили. Зато однажды, к нашему столу подали нечто необычное. В тарелках находилось что-то вроде каши: внешне похожее на гречку, но по вкусу сильно напоминающее горох. Такого кушанья никто из нас прежде не видывал. Пилоты, испугавшись за свои желудки, дружно понесли свои завтраки повару, но тут сказался языковой барьер, и кашевар только улыбался, да разводил руками. С большим трудом, но я все же вспомнил описание этого широко распространенного прежде на Руси, а сегодня основательно забытого продукта - чечевицы.
Забавных недоразумений было еще очень много. Например, на приемах мы совершенно терялись, подходя к «шведскому» столу, обижали немецких дам тем, что не здоровались с ними за руку, а, намазывая бутерброды, складывали вместе по 3-4 кусочка их тонюсенького, словно нарезанного лазером хлеба. Однажды, видя их недоумение по этому поводу, пришлось ответить русской поговоркой: «Большому куску рот радуется», что заметно разрядило обстановку и еще больше сплотило наши народы.   
За время своей командировки мы узнали и много сенсационного. Вот некоторые из наших наблюдений: оказывается, немки имеют довольно невзрачную внешность, их мужья вопреки расхожему мнению тоже, случается, напиваются «в стельку», а детей кое-где еще пугают «русскими солдатами». Но в целом они такие же люди, как и мы.