Лекарство для князя

Лариса Вер
.
Однажды в маленький тихий городок на закате вошёл человек. В одной руке он нёс тяжёлый чемодан, другой – опирался на тросточку. Видно было, как сильно путник устал. Дело было к вечеру, и пора было подумать о ночлеге. Гостиницы в таком маленьком городе не было. Тогда он стал стучаться в дома и проситься на ночь к добрым людям. А люди за его спиной судачили: кто же это и что может быть в таком большом чемодане? Вдруг там драгоценности? Или золотые монеты? Вон какой тяжёлый чемодан! В маленьком городке каждый новый человек на виду….
– Хозяюшка, пусти меня переночевать! – постучался человек в дом, откуда слышался плач малышни.
– Заходи, дверь открыта, – высунулась из окошка голова хозяйки, – я детей уложу, а потом ужином поделюсь.

 Человек вошёл в низенькую дверь. Поставил чемодан на лавку. Прислушался. Сердитая и раздражённая мать где-то в соседней комнате отчитывала детей, заставляя их спать.
– Сударыня, могу я вам чем-то помочь? – спросил гость незваный.
– Ну чем ты можешь помочь? Не родился ещё такой мужичок, что может угомонить эту ораву и спать их вовремя уложить, – буркнула взъерошенная женщина.
 Заглянул человек в соседнюю комнату, а там четверо ребятишек не хотят спать: маленький плачет, постарше подушками дерутся, девочка куклу под подушкой прячет.
– Сударыня, могу я поговорить с детьми?
Женщина только рукой махнула.
Вошёл человек, поздоровался, дверь за собой прикрыл… Через пять минут мать ощутила, что не слышит писка и рёва из комнаты с детьми. Заглянув потихоньку, увидела, что трое детей спят, сладко улыбаясь во сне… А постоялец сидит у окна, и что-то читает. Очень толстая старинная книга лежит перед ним, а чемодан рядом валяется пустой. Только самый старший ребёнок ещё не спит, изо всех сил тараща глаза.

– Что Вы с ними сделали? – восхитилась женщина.
– Сказку прочёл.
– Что?
– А разве вы не рассказываете детям на ночь сказку?
– Мы не знаем, что это такое.
 Вышел человек на крыльцо и услышал, как из всех окон доносятся крики – мамочки и бабушки пытаются уложить своих малышей в кровати. А тем нужно то одно, то другое, дёргают они мам своими капризами. Все раздражены, никакого покоя…
Накормила женщина от души постояльца: и картошечкой, и мясными котлетами, и кваску налила.
– Как Вы меня выручили! Я детей по два часа спать уговариваю. Вроде бы и набегаются и устанут, а спят плохо. И даже ночью плачут или кричат во сне.
– Им сказка нужна. Я хожу по белому свету, записываю сказки всех народов, сел и городов. Но  первый раз попал в город, где не знают, что это вообще такое, –- человек наелся, вытер усы. И отправился спать…

Наутро полгорода знало, что странник, вошедший вчера на закате в город, в чемодане носит не драгоценности и деньги, а толстую книгу, для детей жутко интересную.
Его пригласили соседи почитать своим детям сказку, потом из соседнего дома пришла целая делегация мам…. И странник ходил из дома в дом до позднего вечера и читал сказки. И не переставал удивляться, как это они все в этом городе первый раз услыхали о сказках.

А правил в том краю очень жестокий князь. Его все боялись до дрожи в коленках. Он был самодур – мог казнить, мог в тюрьму бросить просто потому, что так левая пятка захотела. Доложили ему, что в городе стало очень тихо, а какой-то мужичок дань собирает со всего города в большой чемодан. Выхватили странника стражники, да приволокли прямо с чемоданом его в княжеский замок. На ковёр бросили.
– Говори, мерзкий вор, что ты у людей моих собираешь, по домам ходишь? Или козни против меня строишь? Людей подучиваешь, как меня убить?
– Что ты, великий князь, я ничего не беру у твоих людей! И ничего против твоей власти не делаю.
– Но тебя встречают с радостью, будто ты подарки даришь….
– Я помогаю детям и даже взрослым сны хорошие видеть. Отправляю их в мир сказок.
– Куда-куда?..

А надо сказать, что князь этот спал просто ужасно. Полночи ворочался справа налево, а потом полночи - слева направо. Вставал с головной болью, злился, казнил под горячую руку всех, кто хоть слово поперёк сказал. И ни одно средство не помогало ему уснуть и проспать всю ночь без кошмаров.
– Поможешь и мне заснуть хорошо - я тебя министром сделаю!
– С удовольствием помогу. Только выгони из спальни посторонних.
– А кто тут посторонний? – князь очень удивился: справа у кровати два охранника, слева – ещё один, да двое в дверях… Охрана должна быть всегда!
– Нет, князюшко! Пусть все уйдут.
– Ага, а ты меня жизни лишишь?
– А ты привяжи меня цепью к кровати своей, чтобы я бед не натворил.
 
 Так князь и сделал. Остались они в опочивальне одни. Шторами окна закрыли, свечу засветили в уголочке. И достал странник-сказочник из чемодана тяжёлую книгу. Читал он о дальней стране, о чудесах и феях. Вот стал реже метаться князь по кровати, вот уже и носом засопел, вот и рот, как у ребёнка, приоткрылся…. Заснул князь.

Никогда в жизни правитель  не просыпался в такое шикарном настроении! Какое утро чудесное! Как здорово на свете жить!

– Неужели твоя толстая книга мне такой чудный сон подарила? Оставайся у меня, министром сделаю! – князь улыбался во всю ширь своего рта.
– Не могу! Каждый месяц я вписываю по три новых сказки в эту книгу. А в этом городе я не услышал ещёе ни одной новой сказки. Мне надо торопиться в путь.
– А как же я? – возмутился князь.
– Я прочёл людям тридцать сказок из своей книги, теперь вы будете друг другу их пересказывать. От этого сказки только слаще становятся.
 Но князь задержал его на три дня. Пятеро переписчиков днём и ночью переписывали истории  из толстой книги. Только после этого отпустил сказочника.

 И ушёл собиратель сказок дальше по свету бродить – искать новые добрые и хорошие истории, передающиеся из уст в уста. А князь, говорят, с тех пор, перестал быть жестоким и злым. Каждый вечер ему читали сказку, и он сладко спал, улыбаясь во сне…..